Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Федеральный закон от 19062004 г N 54-ФЗ ред от 08062012
Федеральный закон от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" вводит ряд ограничений права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В частности, проведение публичных мероприятий в соответствии с данным Законом допускается только в специально отведенных местах, определяемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 8). Кроме того, законами субъектов Российской Федерации наряду с Федеральным законом определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций (часть 2.2 статьи 8).
Как соотносятся подобные ограничения с основами конституционного строя России, закрепленными в статьях 2 и 3 Конституции Российской Федерации? Являются ли такие ограничения права, предусмотренного статьей 31 Конституции Российской Федерации, допустимыми и соразмерными в правовом демократическом государстве? Могут ли такие ограничения быть введены законами субъектов Российской Федерации?
Здравствуйте.
Вопрос во многом субъективен, направлен на размышление, что предполагает возможность выражения различных точек зрения. Полагаю, это учебная задача.
Лично я скажу, что как и любой другой институт конституционного (и любого иного) права, институт прав и свобод, их ограничений, а также положения Конституции РФ, устанавливающих народ в качестве единственного источника власти, форм его волеизъявления (статьи 2, 3 Конституции РФ), не являются абстрактными телеологическими положениями, а представляют собой конкретику, выражающуюся в законах (федеральных конституционных, федеральных и субъектов, законах о поправках в Конституцию РФ)и подзаконных актах в виде норм права.
И именно четкая регламентация норм Конституции в других актах является одним из принципов правового государства, так как, например, знаменитая «Сталинская» Конституция таковых механизмов не имела и в результате оставалась простой формальностью.
Итак, ограничения, устанавливаемые законодательством, в том числе в виде проведения публичных мероприятий в соответствии с законом только в специально отведенных местах, является вполне конституционным. Как известно, свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого (по крайней мере, так должно быть), а потому право собираться и проводить шествие, митинг и пр. невозможны в неограниченном режиме, так как это может влечь нарушение прав и интересов других лиц. Очевидно, что митинг не должен препятствовать нормальной жизни общества, движению людей и автомобилей, работе органов государственной власти, работе государственных объектов и пр.
Поэтому ограничения вполне органически, на мой взгляд, соотносятся с положениями Конституции РФ, провозглашающей главной целью государства защиту прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения не только допустимы, они необходимы. И такие ограничения не вводятся на уровне субъекта, ими устанавливаются только специально отводимые места, так как конкретному региону, очевидно, лучше известно, работы каких объектов и территорий не должны прекращаться из-за собрания людей.
Удачи.