Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Когда я начинал, я знал что иду на риск
Здравствуйте. Я занимаюсь перепродажей товара чужого производства под своим придуманным брендом. Я снимаю с их товара бирки, наклеиваю свои и продаю. Никаких разрешений, сертификатов у меня нет, и товарный знак я не регистрировал. Я долго так продавал, но недавно у меня появился конкурент. Он начал заниматься тем же самым (покупает такой товар у другого магазина и переклеивает бирки и продаёт). И так случилось, что он стал продавать «свой» товар под моим брендом (то есть название его бренда совпало с моим). Короче у нас обоих одно название. И мы оба занимаемся продажей товара одной категории, но наши товары отличаются по форме и цвету.
Но мой конкурент зарегистрировал этот бренд (слово которое мы оба используем) как свой товарный знак. ТЗ был зарегистрирован две недели назад. А конкурент начал продавать «свой» товар только 2 дня назад. То есть он сперва зарегистрировал, а потом уже вышел на торговую площадку. А я начал продавать свой товар на на этой площадке (маркетплейсе) где-то пол года назад. То есть я раньше начал продавать.
Но вот вопрос.
Может ли мой конкурент подать на меня в суд, за то что я использую его товарный знак? Ведь для него это то же не просто, у него нет своего официального производства. Он занимается переклейкой как и я. И ему наверно не хочется раздувать скандал и палиться. Но вдруг, он получил какое-то официальное разрешение от фирмы (у которой он закупает товар), на перепродажу их товара под своим брендом. И вот как мне узнать, есть ли у него это разрешение или нет? Какие есть сайты, реестры, где можно было бы данную информацию узнать? Написать ему и спросить об этом я не могу.
(причём фирма, у которой он закупает товар, довольно известная, и зачем ей с ним сотрудничать, если у них есть свой бренд и своё производство)
(сам товар, который он продаёт, выглядит плохо, и продаж у него нет)
Пожалуйста, можно без ответов в духе ,,Раньше надо было думать,,. Когда я начинал, я знал что иду на риск.
Добрый день
Для разбора этой ситуации следует начать с базовых понятий
1) В течение определённого времени Вы вели коммерческую деятельность с использованием некоего коммерческого обозначения — логотипа собственного бренда, который использовали для индивидуализации товара. Законом предусмотрен такой вид средств индивидуализации, как коммерческое обозначение.
В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 27 октября 2015 г. N С01-843/2015 по делу N А60-934/2015, коллегия приходит к следующему выводу: «Под образом, под коммерческим обозначением понимается символ, не являющийся фирменным наименованием, используемый субъектом предпринимательской деятельности в целях индивидуализации своего торгового, промышленного или иного предприятия как имущественного комплекса, подлежащий правовой охране в силу известности на определенной территории, не требующий регистрации в специальном реестре».
То есть коммерческое обозначение является охраняемым законом средством индивидуализации при условии его соответствия критериям, предусмотренным ст. 1538 и 1539 ГК РФ. Для этого его не нужно регистрировать в каком-то отдельном порядке, оно становится охраноспособным в следствие:
1. Если обладает достаточными различительными характеристиками.
2. Приобрело известность в пределах определенной территории.
3. Установлен факт осуществления коммерческой деятельности лицом с использованием коммерческого обозначения.
Ключевая проблема использования комм. обозначения - в случае спора предпринимателю нужно доказать, что он действительно является правообладателем коммерческого обозначения путём доказывания вышеуказанных обстоятельств.
Однако, в Вашем случае это теория. А суть в том, что коммерческое обозначение может использоваться только не противоречащим закону способом — а в Вашем случае это не так. Следовательно, в Вашем случае Ваши права на используемый Вами бренд не подлежат правовой защите
Согласно части 1 статьи 1539 Гражданского кодекса РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение)
2) Ваш конкурент зарегистрировал товарный знак. Товарный знак, в отличие от коммерческого обозначения, приобретает правовую защиту с момента его регистрации, право на его использование никак не нужно доказывать
Однако то, что делает конкурент (да и Вы тоже) — это называется контрафакт и нарушает права производителя товара
75. Согласно пункту 4 статьи 1252 ГК РФ в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Может ли мой конкурент подать на меня в суд, за то что я использую его товарный знак? Ведь для него это то же не просто, у него нет своего официального производства.
«Может ли мой конкурент подать на меня в суд» — не корректный вопрос. Кто угодно может подать в суд на кого угодно, право на обращение в суд никто не отменял.
Чисто теоретически он может подать в суд. В данном случае ему не нужно будет доказывать, что он ведёт законную деятельность, так как суть иска будет состоять в том, что Вы используете его товарный знак без разрешения, что является нарушением его исключительного права само по себе.
Однако, в данном случае, в здравом уме, крайне маловероятно, что конкурент будет подавать на Вас в суд, если он отдаёт себе отчёт в том, чем занимается, так как он должен понимать, какие проблемы может себе нажить.
Но вдруг, он получил какое-то официальное разрешение от фирмы (у которой он закупает товар), на перепродажу их товара под своим брендом. И вот как мне узнать, есть ли у него это разрешение или нет?
Если он занимается вот этим же:
Я снимаю с их товара бирки, наклеиваю свои и продаю.
То никто такого разрешения не даст, такого просто не бывает. С производителем или поставщиком товара можно заключить, к примеру, дилерский договор, в соответствии с которым производитель может продавать или передавать ему товар для последующей реализации. Но никакой производитель, особенно известный и популярный, не передаст право на подделку собственного товара и его продажу под чужим логотипом
Какие есть сайты, реестры, где можно было бы данную информацию узнать? Написать ему и спросить об этом я не могу.
Никакие. Дилерские и дистрибьюторские договоры нигде не регистрируются и ни в какие реестры не размещаются. Но сама по себе такая ситуация невообразима, даже если чисто теоретически невозможна. Ни один известный бренд не наделит никого правом на подделку собственного продукта
Поэтому, в случае Вас и аналогично в случае Вашего конкурента, ведение незаконной деятельности лишает Вас возможности защиты своих прав от таких же точно незаконных действий других лиц. Отвечая на поставленный вопрос — да, конкурент может подать на Вас в суд, но в здравом уме и трезвой памяти не станет этого делать, а Вы никак не сможете узнать, имеет ли он какие-то правоотношения с производителем или нет
Егор! Добрый день!
В силу положений ч. 8 ст. 1483 ГК РФ
Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Критерии охраноспособности коммерческого обозначения приведены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»
177.Исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
…
178. По смыслу пункта 2 статьи 1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается автоматически, если правообладатель не использует это обозначение непрерывно в течение года.
Бремя доказывания использования коммерческого обозначения лежит на правообладателе.
Исходя из приведенных положений законодательства и судебной практики, Вы можете оспорить регистрацию товарного знака конкурента, сходного до степени смешения с используемым Вами коммерческим обозначением (в Роспатенте дибо в суде), но при этом Вам нужно быть готовым доказать использование коммерческого обозначения и достаточную степень его известности в пределах территории осуществления Вами деятельности. При доказывании права на коммерческое обозначение Вам неизбежно придется раскрыть специфику своей деятельности и происхождение товара, что не в Ваших интересах, учитывая, что Ваша предпринимательская деятельность незаконна.
Может ли мой конкурент подать на меня в суд, за то что я использую его товарный знак?
Учитывая положения п. 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Согласно пункту 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего товара представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом суд учитывает род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей, взаимодополняемость или взаимозаменяемость и другие обстоятельства.
Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство — сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
и описания ситуации в тексте вопроса, предъявление со стороны конкурента по поводу незаконного использования товарного знака очень вероятно, и данный иск с высокой степенью вероятности будет удовлетворён, тем более, если Ваш конкурент в курсе нюансов Вашей деятельности и понимает, что возражениями против его иска Вы навредите сами себе.
Право на подачу иска о незаконном использовании товарного знака возникает у его правообладателя только после завершения государственной регистрации товарного знака, поскольку товарный знак подлежит государственной регистрации. До регистрации товарного знака и получения свидетельства на него Ваш конкурент не сможет подать на Вас в суд.
Незаконный характер Вашей деятельности лишает Вас права на защиту исключиттельного права на используемое Аами коммерческое обозначение.
В данной ситуации я рекомендую Вам дождаться регистрации товарного знака и предъявления иска, поскольку в случае возникновения проблем Вашему конкуренту станет известно о ВАших письмах — при отказе в государственной регистрации товарного знака эксперт Роспатента должен будет обосновать свой отказ.
Если у Вас возникли вопросы — задавайте, мы их обсудом.
С уважением, Екатерина.
Имеет ли смысл написать досудебную претензию на них, типо они украли мою идею и пытаются её зарегистрировать?
Надо ли писать в патентное бюро и открывать спор относительно этой торговой марки?
Помогут ли эти способы меня обезопасить? Если да, то как открыть спор? На каком сайте, в какой организации?
Смогу ли я продолжить свою предпринимательскую деятельность в этом направлении после всех споров?
И когда я открою спор, им придёт уведомление о том, что им отказано в регистрации товарного знака или о том, что именно я оспорил их действия?
Просто во втором случае они наверно дадут ответку, развяжут войну. А мне этого не хотелось бы. Или им выгоднее будет просто отступить?
Я осторожничаю в данном вопросе, потому что не хочу конфликтов и разбирательств. Вдруг мой конкурент понимает ситуацию и не собирается меня трогать. Тогда и я трогать его не хочу. Но если я сейчас подам ответное заявление, то сам развяжу войну.
Так что мне лучше делать: продолжать спокойно продавать и ждать когда мне придёт иск, и только тогда начать действовать, или первым напасть?
В каком из случаев, я смогу занять выигрышную позицию? или тут уже без разницы?
Причём, насколько мне известно, регистрация ТЗ долгий процесс, она может занять и год. Может ли мой конкурент подать на меня в суд до официальной регистрации ТЗ? (потому что он подал заявку всего две недели назад). Значит ли это, что у меня есть фора в несколько месяцев, прежде чем начнутся разбирательства? (Такой вариант событий мне нравится, потому что я возможно прекращу заниматься этим бизнесом через пару месяцев. Распродам весь товар и перейду в другой бизнес).
Добрый день, извините, но консультация по вопросу защиты прав на интеллектуальную собственность стоит сильно больше 200 рублей, в чём Вы должны отдавать себе отчёт.
На заданный вопрос я дал более чем подробный ответ, а десяток дополнительных вопросов явно выходит за рамки оплаченной стоимости консультации.