Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как грамотно потребовать неустойку от перевозчика?
Добрый день! В связи с задержкой прибытия междугородного автобуса (рейс Анапа-Москва) на конечную на 10 часов, мы опоздали на самолёт (билеты невозвратные). Намучались в дороге (с 7-летним ребёнком). По большей части отставание от графика связано с составлением маршрута. Готовлю досудебную претензию к перевозчику с требованием о компенсации расходов на приобретение билетов на следующий авиарейс (обошлись дороже, чем предыдущие).Кроме того пришлось потратиться на такси, питание в аэропорту, т.к. приехали в 01.00 (подтверждения расходов нет). Не смогли выполнить запланированные мероприятия в г. Москва. Вопросы: как грамотно составить досудебную претензию, потребовать только компенсацию авиабилетов или за всё по максимуму, если перевозчик компенсирует авиабилеты, смогу ли я в дальнейшем рассчитывать на удовлетворение в суде иска о компенсации других менее значимых расходов, а также морального вреда?
Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным п. 1 ст. 795 ГК РФ, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Пунктом 2 статьи 795 ГК РФ предусмотрено, что в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Помимо норм ГК РФ, Устава автомобильного транспорта и Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортном на отношения, которые возникают из договоров перевозки и транспортной экспедиции, заключенных для не связанных с предпринимательской деятельностью целей, распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».
Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, также как и отсутствия связанной с этим вины, является прямой обязанностью перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира, что предусмотрено п. 2 ст. 401 ГК РФ и п. 4 ст. 13 Закона № 2300-1 «О ЗПП».
Согласно положениям ст. 13 Закона №2300-1 «О ЗПП» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме.
При составлении претензии, а затем в суде в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» необходимо с перевозчика требовать взыскания штрафа, предусмотренного за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50% от заявленного требования.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ГПК РФ иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. Несоблюдение обязательного досудебного порядка (претензионного) урегулирования спора является основанием для возвращения искового заявления.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона № 2300-1 «О ЗПП» и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты госпошлины по делам, связанным с нарушением их прав в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей.
В соответствии со ст. 15 Закона № 2300-1 «О ЗПП» потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.