8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
600 ₽
Вопрос решен

Правомерность действий регионального оператора по вывозу и утилизации ТКО

Добрый вечер! Интересует вопрос по вывозу мусора. Согласно закону, предпринимателям дан выбор способа оплаты вывоза и утилизации ТКО, по факту накопления или по нормативам. Хотели заключить договор по нормативам, но региональный оператор пояснил, что если мы будем вывозить по нормативам, то он так же будет вывозить не более норматива. Вопрос в следующим. Имеет ли право региональный оператор отказать в вывозе отходов, если норматив превышается.

, Иван, г. Тула
Марина Смирнова
Марина Смирнова
Юрист

Добрый вечер! А что мешает заключить договор по факту накопления, если Вы предполагаете, что норматив будет превышен?

Имеет ли право региональный оператор отказать в вывозе отходов, если норматив превышается.

По закону региональный оператор в принципе не может отказать в заключении договора:

 «Роспотребнадзор разъясняет: региональный оператор не вправе отказать потребителю в заключении договора на вывоз ТБО»
Для регионального оператора договор на оказание этих услуг является публичным, в связи с чем он не вправе отказать в его заключении потребителю — собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
0
0
0
0
Иван
Иван
Клиент, г. Тула

Такой договор уже заключен, но вывоз по факту накопления обходится в 5-7 раз дороже чем по нормативам.
Вопрос не в самом заключении договора, а в исполнении его. Так как у нас кафе, то норматив 1,13 м3 в год за одно посадочное место. В среднем у нас 60 мест, но вывозим мы по факту около 20-25 м3 в месяц. Разница огромная получается. Вот от этого и вопрос, что если заключим по нормативам, то будет намного выгодней, но обязал ли оператор вывозить сверхнормативные объемы.

Условия, которые содержатся в договоре должны выполняться сторонами. Если Вы заключили по нормативам, то региональный оператор вправе выполнять договор на этих условиях.

Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами


...V. Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
 15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 „Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов“, следующим способом:__________________________________________________________________________. (расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - нужное указать)

В договоре можно указать дополнительные условия на основании п.5 ст.24.7  ФЗ  »Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ

5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

0
0
0
0
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов
Юрист, г. Чебоксары

Здравствуйте, Иван!

Имеет ли право региональный оператор отказать в вывозе отходов, если норматив превышается.
Иван

Нет, не имеет, оператор по обращению с ТКО навязывает Вам условия, которые Вам не выгодны. 

Так, согласно ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы ТКО в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» ) (далее – Правила № 505):

1. Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
2. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Между тем, п.5 Правил № 505 устанавливает, что коммерческий учет ТКО осуществляется:

Пункт 5 Правил № 505 устанавливает, что коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При этом п.6 данных правил закрепляет, что:

6. В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.

т.е. при осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется только двумя способами:

по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (по фактическому объему).

И каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

Таким образом, даже если по факту норматив будет превышаться, отказать в вывозе ТКО региональный оператор не вправе.

Таким образом, отказ регионального оператора в заключении и выполнении договора исходя из нормативов противоречит закону и является основанием для обращения с жалобой в антимонопольную службу (УФАС) в связи с нарушением, в частности, ст.10  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ  «О защите конкуренции»:

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами

0
0
0
0
Иван
Иван
Клиент, г. Тула

Евгений, спасибо за пояснения.
Но что будет, если по нормативам они начнут вывозить, скажем раз в неделю, так как норма накопления будет такая, что чаще не будет смысла им приезжать, они же сами в этом случаи назначают периодичность вывоза и это не будет противоречить нормам САНПИН. Я могу настоять на более частом вывозе накоплений?

Иван, в первую очередь отмечу, что ни я, ни коллега не высказываем Вам разные точки зрения, здесь Вы не совсем поняли выраженную нами позицию. Оплачивать по нормативу Вы имеете полное право, заключив договор именно на этих условиях — это утверждаю и я, и коллега.

но ваш коллега говорит обратное

И каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.
Иван
И что, это лишь его мнение, у меня оно несколько обратное основанное на законодательстве.

Агибалов Иван

В свою очередь коллега, не разобравшись со смыслом моей позиции, ошибочно решил, что я объединил (?) два разных правила расчета (по нормативу и фактическому объему). Из чего этот вывод, совершенно не понятно.

Между тем, согласно ч.2 и 4 ст.24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269  «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Кроме того, в силу ч.3 данной статьи закона:

3. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

То есть нормативы накопления ТКО устанавливаются субъектом РФ (или органом местного самоуправления) и зависят от ряда критериев. И регоператор обязано ориентироваться именно на эти нормативы.

Теперь что касается вопроса:

Но что будет, если по нормативам они начнут вывозить, скажем раз в неделю, так как норма накопления будет такая, что чаще не будет смысла им приезжать, они же сами в этом случаи назначают периодичность вывоза и это не будет противоречить нормам САНПИН. Я могу настоять на более частом вывозе накоплений?
Иван

Так, согласно п.25 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных

отходов является, в частности:

в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;

Здесь необходимо иметь в виду, что периодичность вывоза мусора не должна противоречить СанПиН и правилам благоустройства населенных пунктов, городов, городских округов. В частности, СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» гласит, что:

2.12. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5°С и выше — не более 1 суток;
плюс 4°С и ниже — не более 3 суток.

То есть летом отходы должны вывозиться по крайней мере 1 раз в сутки. Это минимальное требование, реже вывозить отходы регоператор не вправе. Можете договориться с регоператором на более частый вывоз ТКО, но если он согласится.

0
0
0
0
Иван Агибалов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.9
Эксперт

Здравствуйте Иван

Хотели заключить договор по нормативам, но региональный оператор пояснил, что если мы будем вывозить по нормативам, то он так же будет вывозить не более норматива.

Следует сразу уяснить, порядок расчета исходя из норматива это отдельный порядок, исходя из количества контейнеров другой он по сути касается вывода фактически накопленных ТБО.

Согласно положениям постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следует что:

5. Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
http://docs.cntd.ru/document/4...

Т.е. это два разных основания для расчета, и одно из них нужно выбрать, что и закрепляется условиями заключенного договора по вывозу ТБО.

Так согласно положениям Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" следует что:

15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов ... следующим способом:.

(расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов — нужное указать)

http://docs.cntd.ru/document/4...

Т.е. одно из перечисленного либо исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, либо количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов.

Соответственно если выбор будет за порядком расчета исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, оказание услуг им же и будет ограничено, если исходя из  количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов то из фактического объема.

Т.е. если нет  собственной контейнерной площадки объем отходов учитывается по нормативу, если есть свои контейнеры и контейнерная площадка, но только своя а не общая с другими потребителями услуг,   в этом случае есть право учитывать и оплачивать  фактический вывоз ТБО (ТКО).

 Т.е. законодательство предусматривают два варианта определения объема, исходя из нормативов накопления ТКО, исходя из фактического объема и они не связаны между собой.

В случае, если учет объема ТКО осуществляется по нормативу т.е. действительно в его пределах, должна быть выбрана корректная категория объекта по которому   установлен норматив накопления, превышение  не влияет  на стоимость услуги, если правильно определена категория объекта  и расчетные единицы, а также  существенных отклонений по объему и массе ТКО не ожидается. При этом сам регоператор  должен осуществлять выборочные проверки фактического объема и массы образования ТКО, если по результатам проверки выявляются отклонения от нормативных величин обязаны установить причины.

Т.е. норматив изначально должен соответствовать категории объекта и расчетной единице и давать полную гарантию на получение д\остаточной услуги по вывозу ТБО.

Из чего следует, что Вы вправе перейти на порядок расчета исходя из норматива, отказ в этом со стороны регионального оператора будет являться неправомерным.

Во вложении к ответу дополнительная информация в файле.

0
0
0
0
Иван
Иван
Клиент, г. Тула

Иван, спасибо за развернутый ответ, но ваш коллега говорит обратное

И каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

Таким образом, даже если по факту норматив будет превышаться, отказать в вывозе ТКО региональный оператор не вправе.

Таким образом, отказ регионального оператора в заключении и выполнении договора исходя из нормативов противоречит закону и является основанием для обращения с жалобой в антимонопольную службу (УФАС) в связи с нарушением, в частности, ст.10  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ  «О защите конкуренции»:

Иван, спасибо за развернутый ответ, но ваш коллега говорит обратное
И каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

И что, это лишь его мнение, у меня оно несколько обратное основанное на законодательстве.

При чем это видно из приведенных выше положений, это два разных порядка расчета из норматива и из фактического по контейнерам, на каком вообще основании коллега их объединил непонятно.

 Таким образом, даже если по факту норматив будет превышаться, отказать в вывозе ТКО региональный оператор не вправе.

Норматив это — норматив, Вы не путайте, я Вам выше даже типовой договор привел вы видите там указано — нужное подчеркнуть? Посмотрите,  нужно выбрать один порядок расчета из перечисленных в постановлении и они разные.

По нормативу я Вам написал выше, должны обеспечить такой норматив, при котором даже в случае превышения услуга также должна оказываться, при чем без дополнительной оплаты, Вы внимательно прочитали что я написал выше?

 Таким образом, отказ регионального оператора в заключении и выполнении договора исходя из нормативов противоречит закону и является основанием для обращения с жалобой в антимонопольную службу (УФАС) в связи с нарушением, в частности, ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

Я обратного и не писал, где Вы такое увидели что я пишу нет нельзя по нормативу? Я Вам лишь разъяснил, что по нормативу это одно, по контейнерам и фактическому другое и они вместе не применяются, выбирается один из вариантов расчета.

Ваше право выбрать по нормативу.

0
0
0
0
Похожие вопросы
486 ₽
Медицинское право
После просьбы выслать сертификат на препарат мне прислали сертификат с истекшим сроком годности
Здравствуйте, после инъекции у косметолога, Появились шишки, боль и зуд в месте инъекций. После просьбы выслать сертификат на препарат мне прислали сертификат с истекшим сроком годности. Сертификат прилагаю. Косметолог перед инъекцией не показала упаковку. Подскажите пожалуйста куда можно обратиться, Для дальнейшего разбирательства и проверки правомерности действия данного косметолога. И что может грозить косметологу, если будет доказано, что данный специалист использовала препараты без соответствующих документов?
, вопрос №4094311, Наталья, г. Москва
Административное право
Правомерны ли действия сотрудников "разрешительной"?
Добрый день. На меня был составлен 16.04.2024 года протокол об адм. нарушении: якобы я нарушал общ. порядок, размахивал руками, ругался нецензурной бранью, вел себя неадекватно, на замечания не реагировал, тем самым выражал явное неуважение обществу. В моих объяснениях я указал, что вёл себя адекватно, общественный порядок не нарушал. 17.04.2024 в протоколе указана явка в отдел и уведомление по смс. Уведомление я не получал, на явку не ходил. Сегодня 22.04.2024 звонит сотрудник из "разрешительной" на оружие и просит принести ружье на изъятие на два года. РОХа имеется, документы в порядке. Правомерны ли действия сотрудников "разрешительной"? Ведь в ст.13 указано, что при повторном адм. нарушении возможно изъятие. Прошу проконсультировать. По адм. протоколу за нарушение планирую оспаривать - пробовать аннулировать. Прошу также подсказать порядок действий.
, вопрос №4094134, Василий, г. Екатеринбург
Земельное право
Кто-нибудь может подтвердить законодательным актом правомерность высказывания участкового?
День добрый. Один вопрос. Несколько лет назад я сделал забор из гофролиста по периметру своего участка. Спустя год появился сосед с одной стороны с агрессивной натурой. Он стал с просверливать забор и вешать на него разные металлические шкафы старые оконные рамы с имитацией окна в заборе. Я с лестницы со своей стороны всё это пообрывал и выкинул к нему. Он вызвал участкового и участковый говорит, что раз забор проходит строго посередине межи, то забор считается общим несмотря на то, что я его делал сам и за свои деньги. Поэтому он имеет тоже право его использовать по своему усмотрению. Если бы я от межи отступил на свою территорию и сделал забор, то тогда бы он считался на моей территории и моей собственностью. Кто-нибудь может подтвердить законодательным актом правомерность высказывания участкового? Перекопал интернет но ничего из законов похожего не нашёл. У меня в голове не укладывается, что закон не на моей стороне. Это же моя собственность.
, вопрос №4093335, Sergey Koshelev, г. Москва
386 ₽
Материнский капитал
Могу ли я с регионального на федеральный вложить день, я с федерельного около 100 тысяч потратила и хочу его закрытт, и оставить 700 тысяч на федеральном и купить дом
Могу ли я с регионального на федеральный вложить день, я с федерельного около 100 тысяч потратила и хочу его закрытт, и оставить 700 тысяч на федеральном и купить дом
, вопрос №4093119, Карина, г. Благовещенск
386 ₽
Недвижимость
Действительно ли действия ЖЭС незаконны - выставлять перерасчёт за 13 месяцев задним числом на основании актуализации данных, как изначально мне сказал юрист?2
Здравствуйте. Подал иск в суд на коммунальную компанию. Иск составлял юрист. Основное требование признать действия ЖЭС незаконными по выставлению долга задним числом. 13 месяцев оплачивал коммунальные платежи без задержек и долгов. И получил квитанцию на 30 тысяч рублей долга. ЖЭС обосновала свои действия как актуализация данных. На мой вопрос юрист ответил, что действия неправомерны, составил иск и вёл дело по доверенности. В суде я не выступал. 6 декабря 2023 года суд вынес решение с отказом. Копию решения я получил только 19 апреля 2024 года (спустя 5 месяцев), так как судья 5 раз переносила его выдачу, хотя заявление на выдачу копии я подал через 2 дня после суда, т.е. 8 декабря 2023. Считаю, что иск юристом был составлен некомпетентно, поэтому получен отказ. Хочу подать обжалование в областной суд, но не знаю: 1. Можно ли это сделать, если в решении суда написано, что оно может быть обжаловано в областном суде в течение месяца, а уже прошло 5 месяцев не по моей вине? 2. Действительно ли действия ЖЭС незаконны - выставлять перерасчёт за 13 месяцев задним числом на основании актуализации данных, как изначально мне сказал юрист?
, вопрос №4091997, Игорь Капорский, г. Санкт-Петербург
Дата обновления страницы 19.06.2020