Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Возврат денежных средств за авиабилеты из-за ситуации с коронавирусом
27.02.2020 приобрел авиабилеты в Сочи на 31.03.2020 - 06.04.2020. В связи с поручением премьер-министра о временной приостановке работы курортных объектов массового отдыха хочу вернуть денежные средства за авиаперевозку. Согласно тарифам авиакомпании билеты с классом обслуживания "эконом" относятся к категории невозвратных. Имеются ли в данной ситуации законные основания для возврата денежных средств ?
Добрый день.
Имеются ли в данной ситуации законные основания для возврата денежных средств ?Михаил
В какой компании приобрели билет?
Михаил, здравствуйте, в данном случае Вам надо ссылается на положения форс-мажора.
В свою очередь:
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
см. п.8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
При этом, согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от обязательств и одностороннее изменение обязательств не допускается. Более того действия Приобретателя нарушали положения ст.ст. 9, 10 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»), устанавливающих запрет на злоупотребление правами, и обязанность действовать добросовестно.
Согласно положений ст.314 ГК РФ: если обязательство предусматривает день его исполнения, обязательство подлежит исполнению в этот день, в свою очередь на основании положений ч.2 ст. 405 ГК РФ: если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения. Таким образом, в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
При этом, сторона требующая расторжение договора должна действовать добросовестно и разумно.
При этом:
Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.
Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).
см. п.9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».Следовательно мотивируя свой отказ от дальнейшего исполнения договора также обстоятельствами форс-мажора, Вы вправе заявить об утрате интереса к мероприятию в виду чего потребовать возврат денег в размере 100% и не через 1-2 или 10 месяцев а сейчас.
если у Вас остались вопросы, задавайте, с радостью отвечу, с уважением, Лупу А.
Добрый день, Михаил.
Пункты ст. 108 «Воздушный кодекс Российской Федерации» для возврата денежных средств здесь не подходят к сожалению.
Нужно направлять претензию на основании
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Услуга оказана еще не была, фактические расходы исполнитель обязан будет доказать.
В претензии стоит указать последствия неисполнения Ваших требований
Закон РФ«О защите прав потребителей»Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Так же неустойка и компенсация морального вреда.
Пункты ст. 108 «Воздушный кодекс Российской Федерации» для возврата денежных средств здесь не подходят к сожалению.
Нужно направлять претензию на основании
Мальцев Владимир
Что также не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку в решении данного вопроса закон РФ «О защите прав потребителей» не применим.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17
«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»
прямо отметило, что
2. Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Вопрос отказа от договора и возврата стоимости билетов урегулирован специальными нормами — ст. 108 ВК РФ.
Уважаемый Михаил! Доброго! А что за авиалинии?
Далее, в силу ст.108 ВК РФ (см. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=A2B6C386666E40F3C45F5629A8355394&base=LAW&n=345888&dst=4294967295&cacheid=89B1DFF9DFB1315B178BBAF87058A0D9&mode=rubr&req=doc#042523983941053856)
1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:
1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;
4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.
2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
3. В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
По уму надо смотреть Ваш договор, Правила перевозчика.
Обратите внимание, что есть еще и такое понятие как форс-мажорные обстоятельства (см. ст.401 ГК РФ плюс ст.ст.450-453 ГК РФ).
По уму, если составить толковое заявление на возврат — почему нет?
Уважаемый Михаил! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег:
время работает не в Вашу пользу. Уважаемые коллеги четко отметили, что все не так просто и все (в принципе) НПА привели.
Мое мнение: услуга не ОКАЗАНА (но время против Вас, так как уже 27-ое) плюс неординарные обстоятельства по всему миру.
На мой взгляд, надо ставить перед Перевозчиком вопрос об отказе от перелета и возврата уплаченных денежных средств.
Другой разговор, что без суда скорее здесь не обойтись.
А это и время и судебные издержки (те же затраты на юриста).
В заявлении/уведомлении смысл есть на 100%. А вот далее уже надо будет думать.
Обратите внимание на:
https://www.utair.ru/information/aktualnaya-informatsiya-o-reysakh-v-berlin-i-milan/
Добрый день, вам необходимо написать авиакомпании претензию в Соответствии с Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (окаказания услуг)
В ней изложить ваши аргументированные требования, послать ее вы можете по электронной почте
Само по себе данное обстоятельство не является основанием для отказа от воздушной перевозки с требованием возврата оплаченной суммы.
Как отмечено в ст. 108 Воздушного кодекса РФ возврат средств по «невозвратному» билету возможно только при условии ВЫНУЖДЕННОГО отказа пассажира от перелета.
Условия вынужденного отказа оговорены в самой статье
Это болезнь, смерть или задержка судна и условия при которых производится возврат средств — оговорены в
Приказе Минтранса России от 28.06.2007 N 82
«Об утверждении Федеральных авиационных правил „Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей“
Отказ по иным основаниям не предполагает возврат оплаченной суммы.
При этом перевозчик может сам принять решение о возврате средств при отказе от полета по иным основаниям.
Многие из них сейчас предлагают зачислить средства на депозит с приобретением билета на аналогичных условиях в течение года.
авиакомпания utair