Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Может ли организация без предупреждения записывать и хранить разговоры с сотрудниками других организаций?
Может ли организация без предупреждения записывать телефонные разговоры в ходе обсуждения деловых вопросов по телефону с представителями других организаций? Звонят сотрудники организаций (юрлиц). Обсуждаются исключительно деловые вопросы. Персональные данные физлиц не раскрываются. Обязана ли компания в таком случае предупреждать что "разговор может быть записан"? Передача куда-либо не планируется. Записываются разговоры исключительно для контроля качества и обеспечения собственной защищенности (бывает что по телефону сказали одно, а в письме пишут другое).
Необходимо ли подписывать у собственных сотрудников разрешение на прослушивание их разговоров? (они сами не против).
Пожалуйста со ссылками на конкретные статьи УК, ГК и Конституции.
Спасибо за ответы! Но упор сделан именно на тайну частной жизни.
По ходу деятельности сотрудники других организаций обращаясь в нашу компанию также сообщают о проблемах в своей компании и просят нашу организацию помочь их решить. Идет ли нарушение коммерческой тайны при записи таких разговоров? По ходу деятельности в нашей сфере, другие организации «замыкаются» на нас для решения определенных вопросов. В их локальных актах даже прописано, что они должны звонить именно нам по определенным вопросам (работаем в одной сфере). Обсуждение вопросов частной жизни отсутствует.
Добрый день
Что касается посторонних лиц, с которыми ведут разговор сотрудники компании, их необходимо предупреждать о том, что ведётся запись
Законом запрещено вести скрытую аудиозапись. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, что предусмотрено частью 1 статьи 24 Конституции РФ и статьёй 152.2 ГК РФ
К РФ Статья 152.2. Охрана частной жизни гражданина
1. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Даже если общих характер разговоров не касается личной жизни, так или иначе нельзя предусмотреть, что по телефону не будут сообщаться какие-либо сведения, сбор которых без согласия гражданина не допускается
Что касается сотрудников компании. то тут также требуется принять некоторые меры — уведомить письменно работников, получить от них письменное согласие на ведение аудиозаписи, издать соответствующий внутренний акт,
Здравствуйте
Вопрос очень спорный.
Прямо в законодательстве он не прописан.
Но если у вас речь только о рабочих моментах и договорных обязательствах то
Таким образом, аудиозаписи отнесены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации к самостоятельным средствам доказывания, в связи с чем истица в обоснование того, что денежные средства по договору займа предоставлялись на общие нужды супругов, вправе ссылаться на аудиозапись беседы с ними.
При этом истицей суду были представлены исчерпывающие сведения о том, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи, а Шишкина (Белан) Е.С. не оспаривала их достоверность и подтвердила факт телефонных переговоров со Страховой Е.В.
Исходя из изложенного, вывод суда апелляционной инстанции о том, что представленные истицей аудиозаписи не соответствуют требованиям о допустимости доказательств, не основан на законе.
В обоснование недопустимости аудиозаписи телефонного разговора суд сослался на пункт 8 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», согласно которому запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.По мнению апелляционной инстанции, запись разговора между истицей и ответчицей была сделана первой без уведомления о фиксации разговора, а потому такая информация получена помимо воли Шишкиной (Белан) Е.С., что недопустимо в силу вышеприведенной нормы закона.При этом не было учтено, что запись телефонного разговора была произведена одним из лиц, участвовавших в этом разговоре, и касалась обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18
но это именно мнение вс, не законодательства.
Строго говоря по закону — уведомлять стоит, малоли какие там сведения могут быть названы — но в защиту варианта без уведомления- вот решение суда есть.
Работников надо уведомлять однозначно, точнее знакомить с внутренними локальными актами и приказами, которые эту деятельность регулируют — тут уже вопрос трудовых прав и тк- а там работодатель обязан знакомить сотрудника с порядком работы и документами, которые его регулируют.
Уважаемый Владимир!
Для осуществления записи телефонных переговор обязательно требуется согласие сотрудников, а также предупреждение их собеседников о том, что телефонные переговоры прослушиваются, поскольку ст. 24 Конституции РФ:
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
За нарушение тайны телефонных переговоров предусмотрена уголовная ответственность по ст. 138 Уголовного Кодекса РФ.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”
4. При рассмотрении уголовных дел о преступлении, предусмотренном статьей 138 УК РФ, судам следует иметь в виду, что тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений признается нарушенной, когда доступ к переписке, переговорам, сообщениям совершен без согласия лица, чью тайну они составляют, при отсутствии законных оснований для ограничения конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Нарушением тайны телефонных переговоров является, в частности, незаконный доступ к информации о входящих и об исходящих сигналах соединения между абонентами или абонентскими устройствами пользователей связи (дате, времени, продолжительности соединений, номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов).
Незаконный доступ к содержанию переписки, переговоров, сообщений может состоять в ознакомлении с текстом и (или) материалами переписки, сообщений, прослушивании телефонных переговоров, звуковых сообщений, их копировании, записывании с помощью различных технических устройств и т.п.
В данном случае лучше не рисковать и собрать согласие сотрудников на осуществление записи и предупреждать контрагентов о записи телефонных переговоров.
Обсуждение вопросов частной жизни отсутствует.
Как я указал в своей консультации выше, согласно разъяснениям Пленма ВС РФ даже незаконный доступ к информации о входящих и об исходящих сигналах соединения между абонентами или абонентскими устройствами пользователей связи (дате, времени, продолжительности соединений, номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов) предусматривает уголовную ответственность по ст. 138 УК РФ.
Запись телефонный переговоров допускается только на основании решения суда по ходатайству оперативных и следственных органов. И запись телефонных переговоров без решения суда и без согласия граждан является нарушением конституционных прав граждан, какой бы коммерческой тайной Вы ни прикрывались. Сегодня устно сотрудники согласны, а завтра недовольный уволенный сотрудник в целях отомстить и напакостить сообщит о незаконной прослушке и напишет заявление о привлечении к уголовной ответственности, и делу дадут ход. Можете что угоднно объяснять про коммерческую тайну следователям, но это не поможет избежать уголовной ответственности. Собирайте письменное согласие сотрудников и предупреждайте контрагентов о записи телефонных переговоров.
Идет ли нарушение коммерческой тайны при записи таких разговоров?
Если коммерческая тайна контрагентов — то Вы не несете ответственности за нарушение этой коммерческой тайны, если не обязаны в силу закона или договора хранить её. По закону обязанность хранить коммерческую тайну лежит на сотруднике, которому она стала известна в связи с коммерческой деятельностью, и он был обязан хранить её в силу должностной инструкции и других локальных нормативных актом работодателя.
Здравствуйте, Владимир!
Пожалуйста со ссылками на конкретные статьи УК, ГК и Конституции.
Пожалуйста, часть 2 статьи 23 Конституции РФ:
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
И за нарушение этого конституционного права граждан предусмотрена уголовная ответственность по статье 138 УК РФ:
1.Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан —
Формально в описанных Вами действиях есть признаки состава преступления. Да, не факт, конечно, что ответственность наступит, но Вы ходите по очень тонкой грани. Со своих сотрудников Вы можете взять согласие, в том числе и на обработку биометрических персональных данных, а что делать с человеком на другом конце провода? У него есть право на тайну его телефонных переговоров и Вы (работники Вашей организации, записывающие разговор) это право нарушаете.
Даже если эта запись никуда не идет и нигде не публикуется, я бы Вам рекомендовал воздержаться от подобных действий. Вариант решения проблемы — заранее предупреждать обоих собеседников о том, что разговор записывается. Не знаю, по правде, как это сделать технически, но иначе вести запись я бы не советовал.
С уважением!
Идет ли нарушение коммерческой тайны при записи таких разговоров?
В ФЗ «О коммерческой тайне» сказано:
2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;
Если Вы беспокоитесь по поводу коммерческой тайны, то тут смотря о ком речь. Если Вы про сотрудников других организаций, которые в разговоре с Вашими сотрудниками разглашают информацию, составляющую коммерческую тайну, то претензии данных организаций должны быть адресованы их же сотрудникам, а не Вам. То что запись разговора ведется — дело третье, они же в разговоре в любом случае разглашают информацию Вашим сотрудникам, даже если запись не велась бы. В этой части для Вас проблем нет.
Если Ваши опасения связаны с тем, что Ваши сотрудники могут выдать коммерческую тайну, то о разглашении коммерческой тайны можно говорить только тогда, когда Ваши сотрудники четко будут знать, что для Вас является коммерческой тайной.
Ст. 11 ФЗ «О коммерческой тайне»:
1. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:
1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.
Только при соблюдении этих условий, если работник разглашает информацию, являющуюся коммерческой тайной, можно говорить о его ответственности.
На самом деле по поводу коммерческой тайны — это далеко не главная проблема в Вашем случае, главная проблема в том, что нарушается право граждан на тайну телефонных переговоров, закрепленное в Конституции РФ. И за это нарушение можно подпасть под уголовную ответственность.
С уважением!
Здравствуйте, Владимир, в соответствии с требованиями Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
На основании изложенного, считаю, что та информация, которую распространяют, а также получают Ваши сотрудники, является именно информацией, относящейся свободно распространяемой информации. У ВАс, как у работодателя есть право знать о чем разговаривают ВАши сотрудники. В конечном итоге, если у сотрудника есть какой-либо личный звонок, на это есть личный телефон, а на работе, нужно работать. Тут вопрос в противоположной стороне
Дело в том, что голос человека относится к его биометрическим данным (Постановление Правительства РФ от 30.06.2018 N 772)
На сбор биометрических данных требуется разрешение человека, как следует из статьи 11 Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных»
Поэтому согласие субъекта, строго по закону, требуется в любом случае — будь это сотрудник или стороннее лицо, просто в отношении сотрудника нужно соблюсти определённую процедуру по ТК РФ (уведомление, согласие, внутренний НПА,которым будут установлены цели и порядок производства записи, сохранение конфиденциальности и т.д.), а сторонних лиц достаточно просто предупредить. Данное предупреждение позволит им отказаться от разговора с работниками организации, если он не желает, чтобы данный разговор был записан.
Да, такая проблема тоже есть.
Правда насколько я знаю- биометрию именно всегда записывают отдельно, но в принципе с этим могут вопросы.
Тем более сейчас- когда она получает все большее использование.