Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
С кем можно согласовать текст моей песни?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, я взяла часть стихотворения Николая Гумилева и написала на него песню, добавив в конце полторы строфы. Подозреваю, что это считается переработкой произведения и может подпадать под статью 1266 ГК РФ "Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений." С кем мне согласовывать такие изменения в тексте песни, если Гумилев умер почти 100 лет назад? Как разыскивать наследников (если согласование в моем случае необходимо осуществлять через наследников, например). Кроме того, интересует вопрос: должна ли я в случае доработки (переработки) произведения включать свои данные (имя фамилию) в разделе "слова", при указании авторства слов в песне - при ротации и исполнении песни на сцене в рамках концерта. Я бы хотела включить эту песню в свой альбом, который, разумеется, планирую продавать, то есть, извлекать коммерческую пользу. Чем это чревато для меня?
Благодарю за помощь, Наталья.
Наталья, здравствуйте!
В настоящее время срок действия авторского права (после которого произведение переходит в общественное достояние) определено следующим образом:
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. (п. 1 ст. 1281 ГК РФ)
При этом как следует из биографии Гумилева Н.С., он был репрессирован, а 1992 году реабилитирован.
Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения. (п. 4 ст. 1281 ГК РФ)
Таким образом, авторское право на произведения Гумилева Н.С. действуют до 2068 года.
Кто в настоящее время является правообладателями исключительных прав на произведения Гумилева Н.С. сказать сложно. Полагаю, что указанная информация может быть предоставлена по запросу, сделанному в Российское авторское общество.
Нарушение авторских (исключительных) прав чревато иском о взыскании убытков либо компенсации, размеры которой определены ст. 1301 ГК РФ.
С уважением, Александр Васильев
Благодарю вас за скорый и очень полезный ответ — особенно по части того, что после реабилитации срок авторских прав на наследие Гумилева увеличен!
В связи с вашим ответом начала вчера поиски и в течение нескольких часов нашла имя правообладательницы наследия Николая Гумилева, правда, пока не нашла ее контакты. Но постараюсь их в ближайшее время найти и с ней связаться.
Александр, уточните, пожалуйста, еще такой момент. Если стихи были взяты и к ним была дописана дополнительная строфа. Чем чревато такое вольное обращение с авторским материалом? Оно признается доработкой или переработкой? Или это уже производное произведение?
Как ответил мне другой юрист: "Вы можете на его основе создавать производные произведения, но в то же время не можете нарушать право на неприкосновенность произведения, Так что, ничего «дописать» или «приписать» нельзя. Это право охраняется бессрочно, в том числе и после смерти автора".
Если это произведение производное, то как в таком случае оформляются права? Как согласовывается такая авторская переработка по закону – по гражданскому и по человеческому с правообладателями? Часто вижу, что стихи поэтов могут подвергаться трансформации при переложении на музыку, ввиду особенностей вокализации и мелодико-ритмического решения материала. Как и крупные литературные произведения могут подаваться (например, в рамках театральной постановки) не целиком, а в сокращенных или переработанных/переосмысленных режиссером-постановщиком или сценаристом вариантах.
Буду вам очень благодарна, если сможете что-то подсказать по этому поводу!
Наталья, здравствуйте!
В данном случае применению подлежит следующая норма закона:
Таким образом, дополнение стихотворения требует согласия правообладателей.
Что касается песен, в которых используются стихотворения.
Это действительно производные произведения. Авторские права на такое производное произведение возникают у автора производного произведения. Однако, при этом автор производного произведения должен соблюдать права «первичного» правообладателя (автора текста), поскольку право на переработку произведения является составной частью исключительного права на произведение.
Попросту говоря, автор производного произведения (музыки, на которую положен текст) должен получить согласие автора первоначального произведения (текста).
С уважением, Александр Васильев