Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Навязывание услуг в заповеднике, взимание платы за каждый день вместо единоразовой оплаты
Доброго времени суток!
Вопрос связан с оплатой посещения территории Кавказского заповедника имени Шапошникова.
Заповедник взимает оплату 300 руб - за посещение. По этому пункту у меня вопросов нет.
Но также, заповедник взимает 300 руб и за каждый последующий день - якобы за пользование услугами, от которых НЕВОЗМОЖНО отказаться. Эти услуги - считаю навязанными.
Согласно определению, Услуги — предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
Я написал обращение в Роспотребнадзор, с просьбой прокомментировать ситуацию о законности взимания платы за эти "услуги".
Их ответ ниже.
Также удалось найти цитату - , как писала Симферопольская межрайонная природоохранная прокуратура по поводу крымских заповедников: "...обустройство и техническое содержание соответствующих объектов (маршрутов) не может быть признано услугой, поскольку такая деятельность направлена на выполнение прямых задач заповедника по сохранению природных комплексов". Но к сожалению точного документа я не нашел.
Ответ Роспотребнадзора.
Плата связанная с посещением ФГБУ Кавказский ГПБЗ, взимается по двум различным основаниям: плата за посещение заповедника в течении одного дня и плата за услуги, связанные с посещением территории заповедника. Данные услуги включают в себя обсустройство экскурсионных маршрутов и маршрутов для познавательного туризма стояночными лагерями (приютами) и местами отдыха, специально оборудованными альпийскими хижинами, столами, лавками, кострищами, туалетами, дорожками, настилами, кладками, штормовыми навесами и др.
На основании ст 9 Фед Закона от 14.03.2015 33 ФЗ Об особо охраняемых природных территориях, за посещение гос природных заповедников, взимается плата за 1 посещение, независимо от продолжительности посещения.
Взимание платы за услуги, предоставляемые на обустроенных площадках, производится отдельно и не имеет отношения к оплате за посещение территории заповедника.
Таким образом, в силу действующего законодательства, посетитель может воспользоваться услугой и оплатить 300 руб за каждую ночь, проведенную на территории заповедника, либо отказаться от посещения территории заповедника дольше чем 1 день. При этом посетитель делает выбор самостоятельно, о содержании и стоимости услуг имеется информация которая предоставляется в свободном доступе.
Посетитель заповедника не имеет права перемещаться по территории заповедника вне обустроенных маршрутов, устраивать стоянки (лагерь) вне специальных оборудованных местах отдыха.
----
Уважаемые юристы, прошу ответить по существу,
1) Является ли услугой - пользование стояночным местом - в заповеднике. Т.е. местом под палатку. Т.е. тем местом - где разрешено ставить палатки. Альтернатив данной опции нет - согласно правил посетитель не имеет права перемещаться по территории заповедника вне обустроенных маршрутов и устраивать стоянки вне специально оборудованных местах.
2) В случае ответа нет - чем можно подтвердить данное высказывание - "...обустройство и техническое содержание соответствующих объектов (маршрутов) не может быть признано услугой, поскольку такая деятельность направлена на выполнение прямых задач заповедника по сохранению природных комплексов"
3) Применима ли в данном случае статья 16 ЗоЗПП РФ, которая запрещает навязывание платных услуг или работ?
Здравствуйте Алексей.
Является ли услугой — пользование стояночным местом — в заповеднике. Т.е. местом под палатку.
В начале необходимо обратиться к Уставу заповедника, согласно которому следует:
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ и экологии
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минприроды России)
ПРИКАЗ
11.04.2014 N9 181
Об утверждении Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова»
14) услуги, связанные с посещением обустроенных экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха;
При этом конкретные виды таких услуг подпадающие под приведенный подпункт 14 Устава, в нем же не раскрываются.
Между тем на официальном сайте заповедника размещена информация о таких услугах, которая в себя включает следующее:
Услуги, связанные с посещением обустроенных экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха.
Размещение на оборудованных стояночных лагерях и эколого-туристических маршрутах (навесы, столы, лавки, штормовые навесы, туалеты, дорожки, настилы, кладки) Посетители старше 14 лет (один человек / сутки****) 300 — 00
На мой взгляд, данный перечень услуг связанных с посещением обустроенных экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, не включает в себя услуги по предоставлению места для размещения палатки что будет являться пользованием стояночного места, следовательно ими такая услуга не предоставляется, а значит и требовать оплаты за нее они не вправе, по этой причине предоставление места для размещения палатки по факту входит в оплату 300 руб — за само посещение, и относится именно к посещению.
Т.е. они либо обязаны конкретизировать свой устав, указать в нем конкретные виды услуг включенные в соответствующий пункт, так как он содержит общее указание на услуги, и включить в него такой вид услуги как о предоставление места для размещения палатки на обустроенных экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, либо не вправе требовать за это оплаты в таком случае, так как в порядке гражданского законодательства, вступление в правоотношения подразумевает свободу и понуждение к заключению договора запрещено.
ГК РФ Статья 421. Свобода договора
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается
Статья 16 ЗоЗПП РФ на мой взгляд здесь даже неприменима уже потому, что им нечего и навязывать, так как исходя из приведенных выше положений и официальной информации об услугах, предоставление места для размещения палатки на обустроенных экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха услугой вообще не является так как не указана в перечне и соответствующем разделе данных услуг.
А в данной статье указано
Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ,услуг)
Т.е. только добровольное вступление в такие правоотношения в порядке статьи 421 ГК РФ, если же посетитель отказывается вступать в правоотношения, принуждение запрещается, а значит в рамках оплаченного посещения он вправе разместить свою палатку на обустроенных экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха.
Во вложении к ответу полная редакция устава.
Но опять же…
Если разместить палатку — и допустим это бесплатно, т.к. нет в списке услуг… То вот за посещение туалета — все равно сбор в 300 руб платить придется?
И разве, согласно
ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об особо охраняемых природных территориях» «Статья 7. Задачи государственных природных заповедников… г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;» — не предполагает — что все эти тропы — не может быть услугой...
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июня 2007 г. N 170 например, расписывает что тропы и так должны быть благоустроены
Вы сами уже ответили на свой вопрос. Согласно
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 18 июня 2007 г. N 170
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ РОСПРИРОДНАДЗОРА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ
И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ
Т.е. как туалеты, так в принципе и возможность размещения своей палатки в месте стоянки относятся к рекреационному благоустройству, входят в оформление экологических троп что напрямую относится к функциям по сохранности охраняемых природных комплексов, что является обязанностью заповедника, а не платной услугой как они это выставляют, более того на эти цели из федерального бюджета им выделяются средства.