Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Запрет на использование товарного знака в электронном СМИ
Я (физическое лицо) являюсь владельцем электронного СМИ в сети Интернет. Получил судебный иск от крупной компании, в которым она обвиняет меня, поскольку именно я владелец сайта, в незаконном использовании ее товарного знака в одной из статей на сайте. Требует внушительную сумму денег, поскольку нарушение (по ее мнению) продолжается уже больше одного года, а за этот срок успела набежать большая сумма денег. Расценка такая – 50 000 рублей в месяц.
Как она уверяет, «согласно части 3 статьи 1484 ГК РФ, а также пункту 162 Постановления пленума, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».
В рамках статьи (новости) на моем сайте рассказывается об официальной акции, информация о которой была на ее официальном сайте в определенное время, что подтверждается данными из веб-архива. Мой материал (новость) полностью уникальный, так как он был написан с нуля, а не скопирован откуда-то. Ее название (товарный знак) можно встретить в заголовке статьи, а также в самом материале. Ее товарный знак встречается как в виде текста, так и на официальном изображении ее продукции (в данном случае логотип бренда на задней части смартфона). Также упоминание товарного знака встречается в URL-адресе ссылки на статью: она имеет вид https://мойсайт.ру/категория/номерпубликации/названиестатьилатиницей.html
По моей версии, я просто опубликовал уникальный материал с информацией об официальной акции в ее фирменном онлайн-магазине, как это сделали и десятки других новостных сайтов, в том числе СМИ (в разы крупнее моего). Исходя из этого, я по сути бесплатно рассказал о том, что такая акция вообще проходит и как принять в ней участие, никоим образом при этом не пытаясь выставить себя ее организатором.
На сайте размещены блоки с рекламой от двух известных IT-компаний, но по условия договоров за содержимое рекламы отвечают именно они, так как я не имею возможности влиять на то, какая персонализированная реклама будет показываться пользователям. Это упомянул на всякий случай, если это имеет значение.
Действительно ли в данном случае были нарушены права компании на товарный знак? Она утверждает, что я оказывал «информационную услугу» с использованием ее товарного знака, права на который принадлежат ей.
Добрый день, Сергей,
использование товарного знака возможно при согласовании такого использования с правообладателем.
Использование товарного знака / знака обслуживания третьими лицами без разрешения правообладателя для услуг, касающихся правомерно введенных в оборот товаров, суды рассматривают в качестве нарушения исключительного права на такой товарный знак / знак обслуживания, при условии, что товарный знак / знак обслуживания зарегистрирован для таких услуг. (ст. 1487 ГК РФ).
Таким образом, требование о устранении использования товарного знака правомерно.
Что касается истребуемой суммы, здесь есть пространство для оспаривания, конкретной суммы компенсации законом не установлено:
ГК РФ ст. 1515
4. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
С уважением, Логинов Сергей
Исходя из этого, я по сути бесплатно рассказал о том, что такая акция вообще проходит и как принять в ней участие, никоим образом при этом не пытаясь выставить себя ее организатором.Сергей
Здравствуйте. Если Вы размещали статью, которая носила информационный характер, использованный товарный знак использовался исключительно в информационных целях, то Вы можете воспользоваться исключением, установленным ст 1274 ГК РФ
ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
Судебная практика предоставляет возможность применения указанной нормы в том числе и при использовании чужих товарных знаков, которые размещаются в статьях, носящих информационный или справочный характер. Главное — чтобы потребитель (читатель) не вводился в заблуждение относительно того, какое отношение размещенный ТЗ имеет к сайту, давшему соответствующую новость или иную справочную информацию.
Согласно п. 3 ст. 1484 ГК РФ, «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».
Исходя из буквального анализа этой нормы, неправомерным использованием ТЗ должно признаваться только такое использование ТЗ или обозначения, сходного с ним до степени смешения, которое, связано с введением товара в гражданский оборот или предложения услуг, для индивидуализации которых ТЗ зарегистрирован или создаёт, собственно, вероятность смешения в глазах потребителей.
Соответственно, если действие с введением товара в гражданский оборот не связано, и нет вероятности смешения, то такое действие не должно быть признано нарушением. В Вашем случае ни того ни другого нет. В связи с чем требования правообладателя являются совершенно беспочвенными, а его поведение представляет собой типичное злоупотребление правом.
Опишите пожалуйста кратко на примере, что такое «смешение товарного знака»? Когда я пытаюсь оказывать услуги от лица какой-то компании с использованием ее товарного знака? Большое спасибо!
Если в заголовке публикации (новости) и в самом материале говорилось о том, что акция проходит в официальном магазине компании (без ссылки), можно ли считать это «с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования» по ГК РФ Статья 1274 ?
Сергей, доброго времени суток!
Исходя из этого, я по сути бесплатно рассказал о том, что такая акция вообще проходит и как принять в ней участие, никоим образом при этом не пытаясь выставить себя ее организатором.
Сергей
Вот это ключевой момент. Для каких целей работает Ваш сайт (коммерческие или не коммерческие)? и действительно ли он зарегистрирован как источник СМИ?
Если не коммерческие и Вы действовали исключительно в информационных целях, тогда в соответствии с частью 1 статьи 1274 ГК РФ в Вашем случае я нарушения не вижу.
Если же Ваш сайт работает под продажу товаров/услуг, тогда нарушение есть и необходимо их устранять. Лучше конечно все убрать и с ними договориться, если не получается адекватно (не большая сумма денег) договориться, то имеет смысл дать им официальный ответ, что Вы не согласны с их позицией и предприняли все меры для устранения возможного нарушения и ждать суда, поскольку сумма компенсации в соответствии со статьей 1515 ГК РФ колеблется от 10 000 до 5 000 000. Поэтому если с Вас требуют миллионы, лучше пойти в суд и получить компенсацию по решению суда.
Спасибо за ответ!
Да, это именно официальное СМИ. У меня есть свидетельство, где его владельцем прописан я как физлицо. Мой сайт никогда ничего не продавал и не продает сейчас. То есть это просто новостной портал, где публикуются различные новости, статьи и обзоры.
Считается ли публикация такого контента на сайте (статей, обзоров, новостей) – информационной услугой, в чем меня фактически обвиняют?
Если в заголовке публикации (новости) и в самом материале говорилось о том, что акция проходит в официальном магазине компании (без ссылки), можно ли считать это «с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования» по ГК РФ Статья 1274 ?
Требуют 600 тысяч рублей, исходя из нарушения длиной в один год (по 50 000 рублей в месяц)
Получается, что любой информационный сайт в интернете, в том числе СМИ, перед использованием любого слова (Google, Amazon, Yandex, LeEco, Huawei и т.д), которое оформлено как товарный знак, должен обязательно получать разрешение на его использование?