8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
289 ₽
Вопрос решен

Продавец требует паспорт для осуществления возврата средств за товар (обувь)

Предоставление паспортных данных при возврате товара.

Продавец требует паспорт для осуществления возврата средств за товар (обувь). Законно ли это требование? Если нет, то почему?

Уточнение от клиента

С момента покупки в розничном магазине прошло 15 суток. Чек имеется. Все упаковки сохранены.

Уточнение от клиента

Оплата товара производилась картой.
Возврат средств, вероятно, будет наличными.

, Анна, г. Москва
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день.

Требование о предоставлении копии или оригинала паспорта не основано на законе.

Насколько понимаю у Вас нет претензий к качеству обуви?

В данном случае если так, то учитывая не возможность обмена обуви, в силу ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Требование предоставить паспорт — в законе не оговорено. 

Иные указания действующие в части ведения кассовых операций Вас не касаются и не могут явиться препятствием для удовлетворения заявленных требований.

Срок возврата денег указан в законе и составляет три дня с момента обращения. 

0
0
0
0

на этот счет есть соответствующая судебная практика

https://sudact.ru/regular/doc/...

Ссылка представителя ответчика на то, что одновременно с предъявлением претензии истцом не был представлен работнику ООО <данные изъяты> паспорт, иной документ , удостоверяющий личность , приобретенный товар , обстоятельства обращения истца к ответчику <данные изъяты> не опровергает.Закон не устанавливает такой обязанности потребителя , как представить ответчику документ , удостоверяющий личность , передать товар продавцу в момент предъявления претензии. Доказательств того, что истец уклонялся от передачи товара продавцу последним не представлено. Напротив, из содержания претензий следует, что потребитель просит провести проверку качества товара в момент предъявления претензии, для чего обязуется предоставить товар незамедлительно, а в случае отсутствия возможности незамедлительной проверки, обязуется предоставить товар в указанное продавцом время.
0
0
0
0
Марина Полникова
Марина Полникова
Юрист, г. Белгород

Здравствуйте!

Данное требование продавца основано на Указании Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

6.1 Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее — документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) или в доверенности.

http://www.consultant.ru/cons/...

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.

КоАП РФ Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов.

http://www.consultant.ru/docum...

4
0
4
0

Дело в том, что при возврате товара, если возврат производится из кассы, Вам будут выписываться расходный кассовый ордер, в который вносятся паспортные данные. То есть без паспортных данных не обойтись.

Форма расходного кассового ордера во вложенном файле.

0
0
0
0

В обоснование вышесказанному Постановление Верховного Суда РФ от 15 июня 2015 г. N 25-АД15-3 «Состоявшиеся судебные постановления следует отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в виде нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)».

Порядок составления и оформления расходного кассового ордера (унифицированная форма № КО-2) утвержден Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Согласно данному акту расходный кассовый ордер применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации, его форма предусматривает обязательное указание фамилии, имени, отчества получателя денежных средств и данные документа, удостоверяющего личность.

Исходя из положений приведенных норм, возврат денег покупателю из кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и данных документа, удостоверяющего личность, не противоречит требованиям законодательства, истребование указанных персональных данных избыточным не является.

https://www.garant.ru/products...

Следовательно, вывод: возврат денег покупателю, то есть Вам, из кассы организации на основании Вашего письменного заявления с указанием, как Ваших фамилии, имени, отчества и данных документа, удостоверяющего личность, не противоречит требованиям Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», в частности, статьи 25 «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества».

http://www.consultant.ru/docum...


0
0
0
0
Вера Горячева
Вера Горячева
Юрист, г. Ярославль

Анна, доброго дня! в данной части это законно по следующим основаниям: 

1. чек является подверждением факта заключени договора на продажу обуви, но в чеке нет никаких данных о покупателе. Требование продавца на предоставление паспортных данных обусловлено необходимостью возврата денег именно тому покупателю, который купил товар, чтобы исключить возможность повторных попыток вернуть деньги. 

2. кроме того, в настоящий момент действует Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по которому банк имеет право запросить у организации/ип подтверждающие документы в обоснование оснований перевода денежных средств в пользу физ.лица. Если эти документы не будут предоставлены, то банк имеет право заблокировать и конкретный перевод и в целом счет магазина. Именно поэтому в магазинах и спрашивают паспорт.

0
0
0
0
Михаил Филиппов
Михаил Филиппов
Юрист, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте, Законодательство РФ не предусматривает предъявления паспорта при получении денег за возврат товара. Вы являетесь потребителем, а это понятие не тождественно понятию «покупатель», например: вам товар подарили, вы не покупатель, но это не лишает вас права вернуть товар и получить за него деньги, т.к. вы потребитель. Никакие указания ЦБ и т.д. на вас не распространяются.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей»

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;  

  Если нет желание предъявлять паспорт и отстаивать свои права в суде, предоставьте продавцу реквизиты счета и попросите перевести на него денежные средства. 

0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
Имею ли я право его не забирать и требовать возврат денежных средств?
Здравствуйте, приобрела ноутбук в Эльдорадо за 90 000, он сломался в гарантийный срок, пришла сдавать , хотела вернуть деньги, но специалист ввел меня в заблуждение сказав, что нельзя вернуть деньги можно только отремонтировать, дал подписать бумагу на его диагностику , забрали ноутбук , прошел уже срок когда должны были его вернуть , позвонили сказали , что заменили там почти все детали и отправили в мой город , гарантийный срок еще не прошел, я не хочу забирать этот ноутбук в котором заменили почти все детали , хочу вернуть деньги или заменить с доплатой на другой , мне в этом отказывают , повторюсь сам ноутбук мне еще до сих пор тоже не пришел , хотя уже все сроки прошли . Что делать в таком случае? Имею ли я право его не забирать и требовать возврат денежных средств?
, вопрос №4089204, Кристина Миронова, г. Иркутск
686 ₽
Защита прав потребителей
Как мне быть в данной ситуации?
Здравствуйте, помогите разобраться в данной ситуации: 9 апреля я совершила покупку одежды на сумму 52000₽, оплата была по карте, чеки у меня есть. В магазине я примеряла данные товары при 2х продавцах и они меня естественно раскрутили как им положено купить все что подошло. Не могу сказать почему я все же совершила покупку но что сделано то сделано. Так вот, через 2 дня после этого, я осознала что потратила внушительную сумму денег на вещи которые по сути мне не так уж были и нужны и (зная то, что по закону имею право в течении14 дней вернуть товар и соответственно свои деньги), я вернулась в этот магазин с купленными вещами. Сразу отмечу, что одежда не ношена не испорчена и все бирки и ценники на месте. Вернулась я в магазин 11.04 там уже работала другая смена продавцов, я им объяснила то, что товар мне не подошел и также рассказала выдуманную историю про то что якобы мой муж сказал мне вернуть вещи иначе он меня не пустит домой, просто я растерялась и ничего другого мне тогда в голову не пришло ????️ конечно никакого мужа у меня нет. Продавцы мне поверили без вопросов приняли товар, проверили его и забрав старые чеки о покупке выбили новые, сказали чтобы я ждала возврата денег 3 дня и хранила чеки. Суть вопроса в том, что уже 17.04 а возврата средств на карту так и не поступало. Как мне быть в данной ситуации ?
, вопрос №4088909, Евгения, г. Москва
Защита прав потребителей
Можем ли мы требовать возврат денежных средств?
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, В магазине медтехники приобрели (заказали) кровать для лежачего больного. Нужно было ждать 2 недели. Оплатили 100% предоплату в размере 150 т.р. Пока кровать шла, человек умер. Можем ли мы требовать возврат денежных средств?
, вопрос №4087629, Марина, г. Москва
Защита прав потребителей
Купил стиральную машину на третье сутки появился не значительный звук в конце стирки и хотел сделать возврат
Купил стиральную машину на третье сутки появился не значительный звук в конце стирки и хотел сделать возврат этого товара и мне в этом отказали что мне делать в этой ситуации в магазине мне не хотят возвращать деньги обратно ссылаясь на закон РФ
, вопрос №4087273, Ришат, г. Братск
Защита прав потребителей
Купили подписку на приставку через мегамаркет, заказ пришел, активировали, продавец пишет: пока шёл заказ в дороге, компания Майкрософт подняла цены и продавец требует доплаты
Здравствуйте. Купили подписку на приставку через мегамаркет, заказ пришел, активировали, продавец пишет: пока шёл заказ в дороге, компания Майкрософт подняла цены и продавец требует доплаты! Прав ли он?
, вопрос №4087297, Светлана, г. Москва
Дата обновления страницы 25.10.2019