424 юриста сейчас на сайте

Консультируйтесь с юристом онлайн

424 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
  1. Интеллектуальная собственность
  2. Авторские и смежные права

Можно ли использовать нарисованный стоп кадр в соц сетях без согласия правообладателя?

Добрый день

У меня вопрос касающийся использования стоп кадров из фильмов как на территории России так и за рубежом, в Основном Америка и Европа в соц сетях или моем сайте.

Моя цель это *креативно обработать (и рисовать поверх) стоп кадры и показать их в интернете другим а так же в следущих целях:

*В не коммерческих

*Продвижения знаний / прогресса искусства, хотя я не знаю как это обосновать добавляя что то новое кроме как расказать какие я применял техники

*Чтобы показать креативную обработку и креативное дигитальное рисование (поверх стоп кадра)

*Немного в целях обучения хотя в меньшей степени (какой техникой рисовал и обрабатывал)

*Упоминания интересных для меня визуальных или эмоциональных моментов из самих фильмов и артистов в кадре

А так же нет целей навредить продажам этого фильма который уже давно вышел на экраны или сдаеться на дисках.

Использую только один стоп кадр из тысяч — то-есть беру малую долю из всего обьема, но с доугой стороны в рамках самого стоп кадра, беру от него много так сам стоп кадр мало меняеться и на нем все узнаваемо.

То-есть здесь речь идет о трансформации (transformation/ derivation) стоп кадров, иногда она явная (как будто нарисованная) а иногода может показаться как обычный стоп кадр, хоть и обработанный.

Я не цитирию в оригинале и не использую стоп кадр как иллюстрацию, как я это написано в статье 1274. Кроме того вопрос касаеться Европы и Америки.

1. Имию ли я право использовать в выше описанных целях стоп кадры с фильмов?

2. Если Да, то нужно ли мне согласие у правовладельцев на использование стоп кадров из фильмов или нет (тоесть Fair Use) в этих целях или достаточно упомянуть фильм, режисера, компанию сделавшая фильм, источник- DVD или Blu-ray диск итд. — какие точно требования касаемо стоп кадров.

Ведь с другой стороны я нарушаю авторские права делая трансформацию, по крайней мере в Америке, насколько я знаю, так как соц сети показывают контент во всем мире.

06 Января 2019, 15:07, вопрос №2215824

Уточнение клиента

Насколько я понимаю чтобы это было возможно за рубежом (например в Америке) я должен получить лицензию или разрешение от правообладателя создателя или наемной фирмы.

05 Января 2019, 20:18
700 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос

Ответы юристов (3)

Юрист - Руслан
830
ответов
258
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист, г. Москва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации

Здравствуйте Максим!

Проконсультировать по американскому законодательству я не смогу, но что касается российского законодательства, то в том случае если вы будете использовать, т.с.в образовательных целях и тем более в некоммерческих целях, то это регулируется ст. 1274 ГК РФ.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

Кроме того, в законе не запрещено внесение изменений в изображение.

06 Января 2019, 15:17
q Отблагодарить
0 0
8,6
Рейтинг Правовед.ru
1709
ответов
802
отзыва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Москва
Общаться в чате
Кроме того, в законе не запрещено внесение изменений в изображение.
Руслан Болдырев

Внесение изменений в изображение — это его переработка. Право на переработку произведения имеет только обладатель исключительного права, т.е. законом прямо запрещена любая переработка произведения  без согласия правообладателя.

06 Января 2019, 19:58
получен
гонорар
100%
Юрист - Татьяна
8,6
Рейтинг Правовед.ru
1709
ответов
802
отзыва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист, г. Москва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации

Здравствуйте, Максим!

Фильм — это аудиовизуальное произведение, являющееся самостоятельным объектом авторского права (статьи 1263, 1259 ГК РФ):

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

… аудиовизуальные произведения;…

Исключительное право на фильм, как правило, принадлежит его изготовителю (продюсеру). Правовой охране подлежит не только все аудиовизуальное произведение целиком, но и каждый кадр из такого произведения.Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в том числе, любая переработка произведения.

Кадр из фильма теоретически, конечно, сложно представить самостоятельным объектом авторского права, т.к. это всего лишь малая часть аудиовизуального произведения, но в зависимости от того, что именно изображено в кадре, он вполне может быть признан самостоятельным и отдельно выраженным результатом творческого труда авторов фильма. Кроме того, в кадре может быть зафиксирован персонаж, который, в свою очередь, также может  быть признан самостоятельным результатом творческого труда, подлежащим правовой защите. 

1. Имию ли я право использовать в выше описанных целях стоп кадры с фильмов?

Максим

На мой взгляд, независимо от предполагаемой цели использования, без согласия правообладателей данное использование будет незаконным.

2. Если Да, то нужно ли мне согласие у правовладельцев на использование стоп кадров из фильмов или нет (тоесть Fair Use) в этих целях или достаточно упомянуть фильм, режисера, компанию сделавшая фильм, источник- DVD или Blu-ray диск итд. — какие точно требования касаемо стоп кадров.

Максим

В данном случае необходимо получить письменное согласие автора фильма (сериала) или иного правообладателя на использование.

Насколько я понимаю чтобы это было возможно за рубежом (например в Америке) я должен получить лицензию или разрешение от правообладателя создателя или наемной ф

Максим

Законодательство об авторском праве в США и европейских странах довольно сходно с российским. Но в Вашем случае надо отталкиваться не столько от того, в каких странах будут использоваться взятые Вами стоп-кадры, сколько от того, кто является правообладателем фильма (в какой стране фильм был создан), т.к. именно на основании законов своей страны автор (иной правообладатель) сможет предъявить Вам свои претензии. 

С уважением, Татьяна.

06 Января 2019, 19:55
q Отблагодарить
0 0
Максим
клиент, г. Москва

Спасибо за ваш ответ Татьяна.

Болдырев Руслан выше мне ответил что «в законе не запрещено внесение изменений в изображение». (Я видел ваш ответ выше, хотел уточнить)

Получается противоречивость и мне тяжелее определится можно ли мне трансформировать стоп кадры без разрешения правообладателя исходя из моих описанных выше целей и согласно закону в России.

Также я не знаю какой закон в Америке и Европе( так как стоп кадры не только с Русских фильмов), может вы знаете?

И разве не имеент значения что цели для продвижения исскуства, образовательные и не коммерческие ?

06 Января 2019, 22:35
8,6
Рейтинг Правовед.ru
1709
ответов
802
отзыва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Москва
Общаться в чате
И разве не имеент значения что цели для продвижения исскуства, образовательные и

Максим

Смысл статьи 1274 ГК РФ в том, что допускается цитирование в целяхраскрытия творческого замысла автора. А Вы в данном случае будете пытаться показать, какими способами можно преобразовать стоп-кадр и что из этого получится. То есть Вы вполне можете использовать стоп-кадр видеоролика, который был снят Вами самостоятельно, а не брать чужое произведение для этих целей.

Получается противоречивость и мне тяжелее определится можно ли мне трансформировать стоп кадры без разрешения правообладателя исходя из моих описанных выше целей и согласно закону в России.

Максим

Ниже Игорь Юрлов привел судебную практику по Вашему вопросу. Противоречий нет. Стоп-кадр — это часть объекта авторского права (аудиовизуального произведения) и, следовательно, использовать каким-либо образом этот стоп-кадр без согласия правообладателя нельзя.

Закон об авторском праве США, аналогично российскому законодательству, защищает аудиовизуальные произведения как самостоятельные объекты авторского права. Что касаемо европейского законодательства — там в последнее время (осенью прошедшего года) планировалось внесение серьезных изменений в закон об авторском праве, но они направлены как раз на усиление защиты прав авторов (окончательный текст Директивы об авторском праве, насколько мне известно, Европарламент еще не одобрил).

06 Января 2019, 23:28
Юрист - Игорь
7,8
Рейтинг Правовед.ru
3278
ответов
3267
отзывов
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист, г. Москва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации

Здравствуйте, Максим!

«Стоп-кадр» — это часть аудиовизуального произведения, с этим сложно спорить. Однако является ли такая часть охраняемым объектом авторского права — это вопрос спорный. В российской судебной практике был ряд дел, связанных с использованием стоп-кадров, например:

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 18.04.2017 N С01-285/2017 по делу N А40-146467/2016

<...>
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что изображение, имеющееся на вкладыше в журнале, не является частью/стоп-кадром аудиовизуального произведения, отклонены судом апелляционной инстанции со ссылками на пункт 13 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122, согласно которому вопрос о сходстве обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы, а также на то, что в случае остановки аудиовизуального произведения на указанном месте (3-й секунде видеоролика) замечено полное сходство изображений.
Суд по интеллектуальным правам полагает, чтовышеуказанные выводы судов в части визуального сходства сравниваемых изображений нельзя признать обоснованными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны без надлежащего исследования всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
<...>
Стоп-кадр — это изображение, получаемое при остановке видеозаписи.
Таким образом, исходя из указанного истцом основания иска судам надлежало исследовать вопрос о том, является ли размещенное ответчиком изображение результатом остановки видеоряда аудиовизуального произведения,

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 07.04.2016 N С01-172/2016 по делу N А51-9451/2015

<...>

Стоп-кадр серии мультсериала, являющегося аудиовизуальным произведением, безусловно, является его неотъемлемой частью. Между тем стоп-кадр (изображение кадра) является лишь статичным визуальным воплощением творческого замысла авторов произведения, и сам по себе, в отрыве от произведения, не обладает признаками оригинальности, в связи с чем не может быть признан самостоятельным результатом творческого труда. Следовательно, по смыслу пункта 7 статьи 1259 ГК РФ на стоп-кадр серии мультсериала не распространяются авторские права.

Таким образом, общий вывод следует такой: сам по себе стоп-кадр не является произведением, т.к. он создан не человеком, а путём остановки потокового видео, уже созданного, на определённом месте. Поэтому стоп-кадр — это часть аудиовизуального произведения. И использование стоп-кадров может повлечь нарушение исключительного права правообладателя того или иного видео.

Идём далее.

1. Имию ли я право использовать в выше описанных целях стоп кадры с фильмов?

Максим

Лично я считаю, что без разрешения правообладателя — нет.

2. Если Да, то нужно ли мне согласие у правовладельцев на использование стоп кадров из фильмов или нет (тоесть Fair Use) в этих целях или достаточно упомянуть фильм, режисера, компанию сделавшая фильм, источник- DVD или Blu-ray диск итд. — какие точно требования касаемо стоп кадров.

Максим

Да, нужно. Но не на использование стоп-кадров, а на использование фрагментов видео таким способом.

06 Января 2019, 21:34
q Отблагодарить
1 0
Максим
клиент, г. Москва

Спасибо за ваш ответ Игорь.

Болдырев Руслан выше мне ответил что «в законе не запрещено внесение изменений в изображение».

Получается противоречивость и мне тяжелее определится можно ли мне трансформировать стоп кадры без разрешения правообладателя исходя из моих описанных выше целей согласно закону в России.

Также я не знаю какой закон в Америке и Европе( так как стоп кадры не только с Русских фильмов), вы знаете?

И разве не имеент значения что цели для продвижения исскуства, образовательные и не коммерческие ?​

06 Января 2019, 22:33
Все услуги юристов в Москве
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Все еще ищете ответ? Спросить юриста проще!

424 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут