8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
700 ₽
Вопрос решен

Правомерен ли отказ в выдаче чернобыльского удостоверения добровольно выехавшему из зоны с правом на отселения?

Здравствуйте, с 1987 по 2005г. проживала в зоне с правом на отселения (с.Малая Топаль, Брянской области), в 2005г. поступила в вуз, по целевой контрактной подготовке (заключен контракт с предприятием).В связи с этим выписалась, и прописалась в общежитии принадлежащем вузу по месту учебы(в вузе всех обязывали прописываться). По окончанию учебы в 2010 г., вернулась на прежнее место жительства. В 2015г. статус населенного пункта в котором проживала изменили на социально-экономический. В 2016г. по семейным обстоятельствам переселилась в г.Клинцы Брянской области, который на данный момент является зоной с правом на отселения. В дальнейшем переселилась в чистую зону. При обращении в социальную защиту был получен отказ в замене чернобыльского удостоверения на статус добровольно выехавшая, т.к. с. Малая Топаль на данный момент(т.е. на момент подачи документов) имеет социально-экономический статус. А так же мой выезд на учебу в чистую зону, а потом последующий возвращение обратно считается как, переселившийся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются. Хотя контракт у меня заключен. Так же мне объяснили что я переселившись в г. Клинцы я ухудшила свои условия, тем самым опять таки не имею прав на замену чернобыльского удостоверения. На данный момент у меня чернобыльское удостоверение со статусом проживающая в зоне с правом на отселения в котором указаны периоды с 1987 по 2005 с 2010 по 2015 и с 2016 по настоящее время. А также имеется выписка из протокола заседания социальной защиты граждан по Клинцовскому району, в которой было принято решения включить период с 2005 по 2010гг. в общий срок проживания в зоне с правом на отселения, т.е. считать проживание в зоне с правом на отселения с 1987 по 2015 гг. и с 2016 по 2017гг. С 20.10.2015г. по 03.02.2016г. проживала в зоне с социально-экономическим статусом. В августе 2016г. у меня родился ребенок. У нее также есть чернобыльское удостоверение. ребенку так же отказали в замене . Правомерно ли это?

Показать полностью
, Татьяна, г. Химки
Андрей Комаров
Андрей Комаров
Юрист, г. Улан-Удэ

Здравствуйте Татьяна!

Считаю отказ в замене удостоверения неправомерен, поскольку основания на которые ссылается орган социальной защиты не соответствуют действительности.

Согласно Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 228/271/63н г. Москва Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

Удостоверение выдается:

гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

Если у Вас имеется письменный отказ, необходимо оспорить его в суде в порядке ст. 218 КАС РФ. В заявлении помимо основного основного требования, Вы вправе указать и иные требования (выплата компенсаций предусмотренных ст. 18, 20 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 за период 1994-2017 гг.). Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ,

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
1
0
1
0
Иван Агибалов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.9
Эксперт

Здравствуйте Татьяна.

В отношении удостоверения действительно, выехавшим после 01.01.1994 года, отказывают, т.к. по этой причине их  статус изменяется, закон же связывает предоставление мер социальной поддержки по статье 17, с теми кто выехал до 01.01.1994 года.

Это также подтверждается позицией судов в отношении данных требований, вот один из примеров:

Решение по делу 33-13827/2015

Разрешая спор и постановляя решение, суд исходил из того, что действующее законодательство не содержит ограничений по срокам проживания в зоне отселения, в связи с чем граждане из зоны отселения могли быть переселены или выехать добровольно как в 1986 году, так и в последующие годы, и, поскольку, несовершеннолетняя Коломская Ю.И. вместе с матерью Коломской О.А. выехала добровольно из зоны отселения, она имеет право быть документированной удостоверением выехавшей добровольно из зоны отселения.

Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может исходя из следующего.


Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации в порядке, предусмотренном Приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11.04.2006 года № 228/271/63н «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Указанный порядок предусматривает выдачу удостоверений как гражданам, постоянно проживающим на территории зоны отселения до их переселения в другие районы, так и гражданам, переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения.

Так как меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, для вышеуказанных категорий граждан различаются, то выдача удостоверений единого образца предусматривается по различным основаниям.

Замена удостоверений установленным порядком не предусмотрена, так как отнесение гражданина к той или иной категории пострадавших от воздействия радиации является самостоятельным основанием для выдачи ему удостоверения единого образца.

Как следует из Закона, после добровольного переселения гражданина из радиоактивно загрязненной зоны (в данном случае — зоны отселения), его статус изменяется.


В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселившимся в добровольном порядке(без заключения контрактов, договоров с соответствующей организацией) после 01.01.1994 г. в зоны радиоактивного загрязнениямеры социальной поддержки, установленные ст. 17 вышеназванного Закона, не предоставляются.


По смыслу данной нормы право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона, имеют граждане, выехавшие добровольно из зон радиоактивного загрязнения, проживавшие в этих зонах в период времени с 26.04.1986 г. по 01.01.1994 года.

Учитывая, что Коломская Ю.И. родилась 05.07.2004 г., права на такие меры социальной поддержки она не имеет.
При таких обстоятельствах, основания для выдачи ей удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшего добровольно из зоны отселения, отсутствуют.

В удовлетворении требований Коломской Олеси Анатольевны, действующей в интересах несовершеннолетней Коломской Юлии Игоревны, о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшему добровольно из зоны отселения, обязании выдать такое удостоверение – отказать.
https://rospravosudie.com/cour...

А также правовая позиция Конституционного Суда РФ:

Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. № 134-О “По запросу Володарского районного суда города Брянска о проверке конституционности положений частей второй и третьей статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты и условий их предоставления в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (статьи 13-22).

 Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане, а также позволяет учитывать постепенное снижение интенсивности облучения, обусловленное как естественными процессами, так и мерами по преодолению негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые принимало и принимает государство.

В частности, закрепляя в статье 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право граждан, переселенных или добровольно выехавших из зоны отселения, на соответствующие меры социальной поддержки, законодатель в статье 22 названного Закона установил условия предоставления таких мер гражданам, которые переселились в эту зону через определенный промежуток времени после аварии на Чернобыльской АЭС. 

Так, гражданам, которые переселились на постоянное место жительства в зону отселения после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, указанные меры социальной поддержки предоставляются лишь при условии получения ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (часть вторая статьи 22).

Граждане же, переселившиеся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 данного Закона, в том числе в зону отселения, не имеют права на меры социальной поддержки, предусмотренные его статьей 17 (часть третья статьи 22).


Такое правовое регулирование основано на том, что указанные граждане, во-первых, не находились на загрязненных радионуклидами территориях в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.

 При его установлении федеральный законодатель действовал в пределах дискреционных полномочий, руководствовался необходимостью достижения баланса публичных и частных интересов в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, посредством обеспечения адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а также предупреждения возможных злоупотреблений со стороны тех, кто добровольно переселился на эту территорию, а затем выехал из нее на другое место жительства.


Что же касается ссылки заявителя на создание указанным регулированием препятствий к реализации гражданами из числа детей первого поколения лиц, подвергшихся воздействию радиации, которые родились на территории зоны отселения в период после 1 января 1994 года и впоследствии добровольно выехали оттуда, права на предоставление жилого помещения по новому месту жительства, то вопреки содержащемуся в запросе утверждению о наличии данного статуса у Ю.С. Ефименко он не может быть отнесен к данной категории детей как в силу достижения совершеннолетнего возраста, так и вследствие того, что его мать, постоянно проживающая в зоне отселения (с 21 октября 2015 года — в зоне проживания с правом на отселение), не относится к указанным в данной норме категориям пострадавших (часть первая статьи 25 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71230592/#ixzz4ziK0cLKm

Т.е, в общем позиция органов соцзащиты понятна, но есть одно но, как видно из законодательства и решений судебных инстанций в т.ч., исключение составляют 

граждане, переселившимся в добровольном порядке имеющие заключенные контракты и договоры с соответствующей организацией.

Как Вы указали

по целевой контрактной подготовке (заключен контракт с предприятием)

Соответственно Вы должны быть отнесены к категории граждан выехавшим добровольно с заключением контракта, а это значит органы соцзащиты обязаны были принять во внимание указанные факты и обстоятельства при принятии решения о выдаче удостоверения, чего видимо сделано не было.

Что касается ребенка, то ему в любом случае удостоверение не выдадут, первое приведенной мной решение суда, как раз касалось ребенка, который родился в 2004 году.

Вам необходимо получить официальный письменный отказ в выдаче удостоверения из органа социальной защиты населения и обращаться в суд с иском о признании отказа незаконным и обязать выдать соцзащиту Вам удостоверение, дающее право не меры социальной поддержки по статье 17 закона, приложить соответственно контракт с организацией, договор целевого обучения, в т.ч. имеющуюся выписку из протокола заседания социальной защиты граждан по Клинцовскому району, в которой было принято решения включить период с 2005 по 2010 гг. в общий срок проживания в зоне с правом на отселения, т.е. в отношении Вас я вижу основания для получения данного удостоверения в возникшей ситуации.

Так же мне объяснили что я переселившись в г. Клинцы я ухудшила свои условия, тем самым опять таки не имею прав на замену чернобыльского удостоверения.

Ухудшение жилищных условий, не является основанием для отказа в выдаче удостоверения если на это имеются те основания, которые являются достаточными для его выдачи, в Вашем случае понятно, что нужно обращаться в суд по данному вопросу.

Скорее всего, уполномоченный орган имел в виду порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в случае получения удостоверения дающего право на меры социальной поддержки предусмотренные статьей 22 и 17 закона

Т.е. именно признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, является основанием для включение в списки граждан имеющих право на получение федеральной субсидии на приобретение жилья по сертификату в рамках федеральной программы «Жилище».

Но до этого, Вам необходимо решить вопрос с выдачей удостоверения, поле его получения, а значит подтверждения статуса и прав на данную льготы, Вы уже обратитесь в муниципалитет по вопросу признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, в случае отказа по тому основанию, что Вы ухудшили жилищные условия, Вы также вправе его оспорить в суде, т.к отказывая по данному основанию,  муниципалитет обязан привести доказательства, подтверждающие то что Вы намеренно в целях признания Вас нуждающейся ухудшили свои жилищные условия, без наличия таковых, отказ будет признан незаконным.

Вы же переселились

В 2016г. по семейным обстоятельствам переселилась в г.Клинцы Брянской области

поэтому предоставите доказательства тех семейных обстоятельств, в связи с которым было связано переселение и которые будут подтверждать, что Вы не ухудшали свои жилищные условия с намерением быть признанной нуждающейся, а действительно были вынуждены переселится именно по семейным обстоятельствам.

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы

11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

Статья 22. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение

 

Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

Статья 17. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения

7) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз;

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2010 года N 1050

О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы *

Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством:

граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-I «О распространении действия Закона РСФСР „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ на граждан из подразделений особого риска»;
http://docs.cntd.ru/document/9...

Приведенная нормативная правовая база закрепляет право граждан имеющих соответствующий статус, на улучшение жилищных условий по статье 17 закона,  за счет средств федерального бюджета.

1
0
1
0
Татьяна
Татьяна
Клиент, г. Химки

Спасибо за ответ. А тот факт что с. Малая Топаль на момент подачи документов в соц. защиту имеет социально-экономический статус, как то влияет на выдачу удостоверение. и при рассмотрении заявления в суде они могут на это сослаться при отказе?

Татьяна
Татьяна
Клиент, г. Химки

Спасибо за ответ. А тот факт что с. Малая Топаль на момент подачи документов в соц. защиту имеет социально-экономический статус, как то влияет на выдачу удостоверение. и при рассмотрении заявления в суде они могут на это сослаться при отказе?

Похожие вопросы
Гражданское право
Правомерно ли подобное условие?
Банк осуществляет операции кредитования. Условиями договора предусмотрено, что срочные проценты начисляются до окончания срока действия этого договора. Поэтому заемщик не может возвращать кредит досрочно. Правомерно ли подобное условие?
, вопрос №4086893, Алексей, г. Москва
Защита прав работников
Правомерны ли её действия, весь учебный год, суббота, мой выходной/методический день, а как праздничные дни, то я работаю по шестидневной рабочей неделе?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, я учитель начальных классов, учебная нагрузка 23 часа в неделю. По субботам не работаю ( у детей моего класса в этот день уроков нет). Директор, информируя нас о предстоящих майских выходных, сообщила, что школа работает по шестидневной рабочей неделе и все учителя должны быть на своём рабочем месте. Правомерны ли её действия, весь учебный год, суббота, мой выходной/методический день, а как праздничные дни, то я работаю по шестидневной рабочей неделе? Спасибо!
, вопрос №4086445, Инна, г. Иркутск
Социальное обеспечение
Здравствуйте скажите пожалуйста может ли муж оформить материнский капитал если я лишина прав на 2 детей, а у меня сейчас есть дочка и я беременна, у него не было детей
Здравствуйте скажите пожалуйста может ли муж оформить материнский капитал если я лишина прав на 2 детей, а у меня сейчас есть дочка и я беременна, у него не было детей
, вопрос №4085772, Диана, г. Москва
Защита прав потребителей
Подскажите, правомерно ли в данном случае магазин отказывает в приеме датчика по гарантии?
В специализированном магазине я купила датчик задымления. В комплект датчика входила батарейка. Батарейка не обычная, специальная для подобных датчиков и приборов, достаточно дорогая. Заказать её можно только в другой стране. Я подключила датчик, он работал исправно, но через 10 дней заряд батареи оказался на нуле. При этом, на сайте производителя датчика указано, что он может работать на одном заряде батареи до 10 лет. Стала искать информацию по этой проблеме и увидела много отзывов недовольных покупателей этого датчика в других магазинах, и почти у всех заряд батареи садится через неделю. Покупка новой батарейки не помогает, поскольку она также разряжается через несколько дней. В гарантийном отделе отказались принимать датчик по гарантии, ссылаясь, что батарейка это расходный материал и мне нужно просто купить её снова. Но я покупала датчик с батарейкой в комплекте, значит стоимость батарейки я оплатила. Неужели это нормально, что она проработала всего неделю и я должна купить новую? Стоимость датчика 4000, а стоимость батарейки 1000. Причем, я не знаю в чем конкретно проблема, в батарейке или в датчике. Судя по отзывам других покупателей смена батарейки не решает проблему, новая батарейка так же разряжается через несколько дней. Получается, что товар я купила, а использовать не могу не понятно по чьей вине. Подскажите, правомерно ли в данном случае магазин отказывает в приеме датчика по гарантии?
, вопрос №4085332, Алиса, г. Нижний Новгород
Автомобильное право
И правомерно ли что дали постановление об отмене ареста, но не отменили?
Пристава на этот счёт говорят что ждите и не говорят сроки Здравствуйте, являюсь правообладателем собственности, а именно автомобиля. Стоит запрет на регистрационные действия. Машину сняли с учёта в связи со смертью владельца. По данному делопроизводству долгов нет, пристава говорят что оно уничтожено. Дали бумажное постановление о снятие запрета, поехал с ним в гибдд отказали в постановки на учёт, объяснив тем что пристава должны снять в электронном виде. Пристава на этот счёт говорят что ждите и не говорят сроки. Подскажите что делать? И правомерно ли что дали постановление об отмене ареста, но не отменили?
, вопрос №4084991, Александр, г. Иркутск
Дата обновления страницы 28.11.2017