8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Как обязать государство выдать мне жилое помещение?

Здравствуйте последний мой кормилиц это мама умерла 2003 году на тот момент мне было 16 лет и я отбывала наказания в колонии для несовершеннолетних. Отбывала наказание в городе Рязани. Освободилась 2005 году поехала в город Нижний Новгород так как там проживала вместе сестрой младшей и старшим братом. Приехав на место обратилась в одел опеки и попечительства г Нижнего Новгорода с узнать что мне делать так как жилья не имею на что был устный оказ имеются свидетели. Так как сказали что обо мне первый раз слышут дольше сказали чтобы я ехала в Резань и там вставала на очередь. Так мама умерла у меня в Нижним Новгороде и проживала я в тоже В Нижним Новгороде. На данный момент бегаю 2005 и только везде от меня отпимываются сейчас у них другая причина что мне больше 23тл мне сейчас уже 31 год и чесно я устала скитаться с сыном по квартирам. Почему нарушают наши права как правельно составить исковое заявление в суд и обизать государство выдать мне жилое помещения?! С

Показать полностью
, Елена, г. Нижний Новгород
Татьяна Курас
Татьяна Курас
Юрист

По  смыслу   положений  Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,  закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

При этом  лицами из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст.1  настоящего закона являются  лица, не достигшие возраста 23 лет. 

Таким образом, если Вы достигли данного возраста, то в лбом случае утратили  свое социальный  статус  и соответственно, право на предоставление  жилья на основании договора специализированного найма по ст. 8  настоящего закона.

судебная практика  идет по пути отказа лицам Вашей категории в постановке на учет  спустя длительный период времени, то есть по достижении 23 лет.  

 Предлагаю ознакомиться  с судебными постановлениями по ВАшему вопросу.

также   думаю, что Вам ничего  не мешает  (в смысле нет ограничений правовых)  в настоящее время встать на учет нуждающихся  по общим основаниям.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. N 1650-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
МАГОМЕДОВОЙ АЙДИМЫ ИСЛАМОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ АБЗАЦА ЧЕТВЕРТОГО
СТАТЬИ 1 И ПУНКТА 1 СТАТЬИ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки А.И. Магомедовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, было отказано в удовлетворении иска гражданки А.И. Магомедовой, 1990 года рождения, к администрации муниципального образования Ленинградской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья. При этом суды учитывали, что А.И. Магомедова прибыла в Ленинградскую область и обратилась в администрацию муниципального образования с заявлением о принятии на учет после достижения 23-летнего возраста (после 12 марта 2013 года); с 2008 года по 2011 год она состояла на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья в городе Кизляре Республики Дагестан, была снята с учета в связи с изменением места жительства в пределах данной республики.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.И. Магомедова оспаривает конституционность положений абзаца четвертого статьи 1 и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По мнению заявительницы, оспариваемые нормы нарушили ее права, предусмотренные статьей 40 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года N 1282-О-О, от 26 мая 2016 года N 1037-О и др.).
2.2. Реализуя предоставленные ему полномочия, федеральный законодатель в пункте 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2013 года) закрепил право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на однократное предоставление им благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также условия реализации данного права. Таким образом, данная норма (как в действующей, так и в ранее действовавшей редакции), направленная на защиту прав и интересов указанной категории граждан, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы, в деле которой судами было установлено, что ей была предоставлена возможность реализовать право на обеспечение жилым помещением по прежнему месту жительства до достижения 23-летнего возраста.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Магомедовой Айдимы Исламовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2017 г. N 18-КГ17-139
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей Горохова Б.А., Рыженкова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Худякова Р.Н. к Управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар Малова А.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Худяков Р.Н. обратился в суд к Управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении на администрацию муниципального образования г. Краснодар обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных норм.
В обоснование своих требований Худяков Р.Н. указал на то, что родился <...> года и является сиротой. Решением исполкома Ульбинского районного Совета народных депутатов от 19 мая 1988 года N 299 Худяков Р.Н. определен в дом ребенка г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области. 20 июня 1996 года переведен в Государственное учреждение «Неполная средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ю.А. Гагарина». С 31 августа 2004 года по 20 июня 2007 года истец находился в Государственном учреждении «Восточно-Казахстанский областной специальный Дом подростков». 28 августа 2004 года направлен на дальнейшее обучение в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области в профессиональный государственный лицей N <...>.
В настоящее время Худяков Р.Н является студентом <...> курса <...> (г. Краснодар) по программе обучения "<...>" заочной формы обучения. Согласно информации из ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по г. Краснодару по состоянию на 12 мая 2016 года, собственником какого-либо недвижимого имущества Худяков Р.Н. не является.
В 2016 года истец обратился в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставил все необходимые учетные документы. Письмом от 16 мая 2016 года N 22-1370ж Худякову Р.Н. было отказано в принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине истечения двух лет после достижения им возраста 23 лет.
Худяков Р.Н считает данный отказ незаконным, указывая на то, что прибыл из Республики Казахстан в Краснодарский край в 2009 году, однако, ни в Государственном учреждении «Восточно-Казахстанский областной специальный Дом подростков», ни в органах опеки и попечительства по Краснодарскому краю истцу не разъяснялось о его правах на обеспечение жилой площадью в предусмотренном законом порядке, чем было нарушено его право на получение гарантированной социальной поддержки государства.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года заявленные Худяковым Р.Н. требования удовлетворены. Признан недействительным отказ администрации муниципального образования город Краснодар от 16 мая 2016 года N 22-1370ж в принятии на учет гражданина Худякова Р.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении. Худякову Р.Н. восстановлен срок для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность поставить Худякова Р.Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем администрации муниципального образования г. Краснодар Маловым А.А. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене состоявшихся судебных постановлений, как принятых с существенным нарушением норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 8 июня 2017 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации с вынесением определения о приостановлении исполнения решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 24 августа 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Худяков Р.Н. родился <...> года в г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан, его мать Худякова О.Б., не состоящая в браке, 14 апреля 1988 года отказалась от ребенка, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери (л.д. 8 — 11).
Решением исполкома Ульбинского районного Совета народных депутатов от 19 мая 1988 года N 299 Худяков Р.Н. определен в Дом ребенка г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области.
20 июня 1996 года истец был переведен в Государственное учреждение «Неполная средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ю.А. Гагарина» г. Риддера Восточно-Казахстанской области.
С 31 августа 2004 года по 20 июня 2007 года истец находился в Государственном учреждении «Восточно-Казахстанский областной специальный Дом подростков» (л.д. 13 — 14).
В 2009 году Худяков Р.Н. выбыл из Республики Казахстан на постоянное местожительство в г. Краснодар Российской Федерации (л.д. 16).
С 1 сентября 2013 года по настоящее время Худяков Р.Н. является студентом <...> курса <...> по программе обучения "<...>" заочной формы обучения, что подтверждается справкой от 21 мая 2016 года N 393 (л.д. 17).
Согласно информации из ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по г. Краснодару по состоянию на 12 мая 2016 г., собственником какого-либо недвижимого имущества истец не является, сведения об участии в приватизации отсутствуют (л.д. 18).
В 2016 году Худяков Р.Н. обратился в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением, в котором просил предоставить письменный отказ о включении в список нуждающихся в жилом помещении по категории дети-сироты, достигшие возраста 23 лет, для дальнейшего обращения в суд с исковым заявлением о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.
Письмом о результатах рассмотрения обращений граждан от 16 мая 2016 года N 22-1370ж истцу разъяснено, что поскольку до достижения возраста 23 лет он в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список нуждающихся в жилом помещении не обращался, то, при наличии к тому оснований, он вправе в установленном порядке обратиться в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о включении в список и необходимыми документами, представив при этом вступившее в законную силу решение суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, указав на то, что Худяков Р.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не мог реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку со стороны ответчика не было предпринято необходимых действий по охране и защите его жилищных прав.
С данными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а кроме того при разрешении спора не были приняты во внимание имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, что привело к вынесению незаконного решения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения содержатся и в Законе Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Краснодарского края на основании Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Краснодарского края, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела видно, что Худяков Р.Н. родился и воспитывался в государственных учреждениях Республики Казахстан, в 2009 году выбыл из Республики Казахстан на постоянное местожительство в г. Краснодар Российской Федерации, однако в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган администрации муниципального образования г. Краснодар не обращался.
Кроме того, Худяков Р.Н. приобрел гражданство Российской Федерации лишь в марте 2016 года в возрасте <...> лет, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших получению истцом гражданства Российской Федерации до достижения 23-летнего возраста, а также его обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
Удовлетворяя заявленные Худяковым Р.Н. требования, суд вышеприведенные обстоятельства применительно к настоящему делу не учел, не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда, что является следствием неправильного толкования и применения судом положений действующего законодательства к отношениям сторон.
Указанные обстоятельства были оставлены без внимания и судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Первомайский районный суд г. Краснодара.

------------------------------------------------------------------

1
0
1
0
Похожие вопросы
Гражданское право
Требуется ли на это согласие второго сособственника?
Помогите решить задачу по гражданскому праву Пенсионеру Свиридову на праве собственности принадлежала шеннолетняя дочь Мары в центре Воронежа. Поскольку его совершеннолетняя дочь Марина после расторжения брака осталась без жилья, Свиридов решил подарить ей 1/2 доли в праве собственности на свою квартиру. Однако в государственной регистрации перехода права собственности ему было отказано, поскольку специалист Росреестра утверж-дал, что Свиридов является собственником именно квартиры, а не доли в праве общей собственности, следовательно, он не может произвести отчуждение объекта, который ему не принадлежит. Свиридов обжаловал отказ в регистрации в суд. Как возникает режим общей долевой собственности? Может ли сам собственник вещи своей волей ввести в оборот долю в праве общей собственности? Какое решение должен вынести cyд? Братья Иван и Артемий Колесовы являются сособственниками жилого дома, полученного ими по наследству от отца. Между ними сложился порядок пользования, согласно которому каждый проживает в изолированной части дома с отдельным выходом. Через несколько лет Иван решил уехать из села, получив средства от продажи дома. Он предложил Артемию продажу всего дома, от чего послед-ний отказался. Тогда Иван заявил, что он продаст свою половину дома, а если покупатель не найдется, то сдаст свою часть по договору найма жилого помещения. Каков порядок отчуждения вещи, находящейся в общей собствен-ности? Может ли Иван продать ту часть дом, которой он пользуется? Проявлением какого правомочия является сдача части дома по договору найма: пользования или распоряжения? Требуется ли на это согласие второго сособственника? Дайте совет Ивану в части прекращения для него отношений общей собственности.
, вопрос №4097234, Виктория, г. Воронеж
Недвижимость
Можно ли доверять данному арендодателю или это мошенничество?
Здравствуйте. Хотим снять в аренду квартиру. У арендодателей на руках Договор социального найма жилого помещения, они там прописаны, но собственниками не являются. Договор аренды составлять отказываются, точнее, сказали, что от руки его напишут, и платить за квартиру только наличными. Можно ли доверять данному арендодателю или это мошенничество?
, вопрос №4097037, Валерия, г. Москва
Недвижимость
Подскажите, пожалуйста, чтобы снять с регистрационного учёта бывшего совладельца, я могу подать исковое
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, чтобы снять с регистрационного учёта бывшего совладельца, я могу подать исковое заявление о признании утратившим право пользования жилым помещением без приписки о снятии с регистрационного учета.
, вопрос №4096724, Наталья, г. Ростов-на-Дону
Дата обновления страницы 17.11.2017