8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1300 ₽
Вопрос решен

Могут ли жители посёлка самостоятельно распоряжаться землёй

Добрый день, уважаемые юристы. Возникла такая проблема: жители посёлка Большие Леуши Октябрьского р-на решили самостоятельно построить парк на земельном участке, на котором ранее располагалась школа (её снесли). Глава сельского поселения Малый Атлым (Б.Леуши входит в его состав) не желает отдавать данный участок, предлагая иное расположение парка, которое не устраивает жителей посёлка. Вопрос такой: могут ли жители самостоятельно распоряжаться земельными участками, находящимися на территории посёлка в общих целях? Жители данного посёлка создали ТОС. Необходим ответ своими словами с ссылками на законодательство. Не хотелось бы здесь видеть километровые цитаты законов. Спасибо!

Показать полностью
Уточнение от клиента

Я правильно понимаю, что сейчас нужно провести общее собрание ТОС, оформить виде протокола решение о создании парка именно на том месте, на котором его хотят видеть жители посёлка? Или это будет не протокол, а обращение к местным властям? Должен ли глава сельского поселения присутствовать на таком собрании? Я правильно поняла, что сход граждан, о котором пишет Агибалов Иван, это то же самое, что и общее собрание ТОС?

Уточнение от клиента

"согласно закону решения принятые на сходе приравниваются к решению представительного органа местного самоуправления, на местах это собрания депутатов" - в таком случае жителям выгоднее провести именно сход граждан? Он в любом случае может проводиться? А если жителей больше 300 чел.? ("В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан." )

, Лариса Ермолаева, г. Ханты-Мансийск
Геннадий Кураев
Геннадий Кураев
Юрист, г. Новосибирск
рейтинг 9.1
Эксперт

Здравствуйте, Лариса.

По общему правилу распоряжаются землями в пределах населенного пункта органы местного самоуправления, через Администрацию.

Земельный кодекс

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
 
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
(в ред. Федеральных законов от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Статья 3.3

 
1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

ТОС не могут распоряжаться землей, однако, вправе выносить предложения о ее использовании.

Также Вы вправе инициировать публичные слушания по указанному Вами вопросу.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 07.06.2017)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
 

7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Статья 28. Публичные слушания
 
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования.
3. На публичные слушания должны выноситься:

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

С уважением!   Г.А. Кураев

1
0
1
0

Я правильно понимаю, что сейчас нужно провести общее собрание ТОС, оформить виде протокола решение о создании парка именно на том месте, на котором его хотят видеть жители посёлка? Или это будет не протокол, а обращение к местным властям? Должен ли глава сельского поселения присутствовать на таком собрании? Я правильно поняла, что сход граждан, о котором пишет Агибалов Иван, это то же самое, что и общее собрание ТОС?

Лариса

Вы вправе от имени органов ТОС, например от правления ТОС,  направить проект муниципального правового акта о создании парка в указанном Вами месте, который подлежит обязательному рассмотрению.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 07.06.2017)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
 

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

С уважением!   Г.А. Кураев

0
0
0
0

«согласно закону решения принятые на сходе приравниваются к решению представительного органа местного самоуправления, на местах это собрания депутатов» — в таком случае жителям выгоднее провести именно сход граждан? Он в любом случае может проводиться? А если жителей больше 300 чел.? («В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан.» )

Лариса

Если в поселении количество лиц, обладающих избирательным правом более 300, то сход граждан не может быть проведен.

Вы можете внести проект правового акта о проведении публичных слушаний в поселении по указанному вопросу, либо собрать необходимое количество голосов для проведения публичных слушаний.

0
0
0
0
Вагиз Ахмадиев
Вагиз Ахмадиев
Юрист, г. Уфа

Здравствуйте!

Благоустройство территории ТОС может осуществить и самостоятельно на средства своих членов, а вот определить место нахождение парка самостоятельно оно не может, это компетенция органов местного самоуправления.

Но ТОС может внести на рассмотрение органов местного самоуправления предложения, которые обязательны для рассмотрения.

Поэтому рекомендую снести письменное предложение о расположение парка в местный Совет (это может быть проект изменения в генеральный план населенного пункта или схема застройки территории), добиться его рассмотрения.

Может вопрос решится так.

8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

1
0
1
0

что сейчас нужно провести общее собрание ТОС, оформить виде протокола решение о создании парка именно на том месте, на котором его хотят видеть жители посёлка? Или это будет не протокол, а обращение к местным властям?

Лариса

Это будет предложение местным властям.

Должен ли глава сельского поселения присутствовать на таком собрании?

Лариса

В собрании ТОС не обязан присутствовать.

А если жителей больше 300 чел.?

Лариса

тогда нормы, относящиеся к сходу граждан вам не относится

1
0
1
0
Иван Агибалов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.9
Эксперт

Здравствуйте Лариса.

Одним из прав, предоставляемых гражданам по закону, является сход граждан, для для решения вопросов местного значения.

Для этого необходимо создать инициативную группу не менее 10 человек, на сходе граждан может быть поставлен для принятия решения в т.ч. и обозначенный Вами вопрос.

Статья 25 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан.
В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан.
Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

2. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
3. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
4. Участие в сходе граждан выборных должностных лиц местного самоуправления является обязательным.

5. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
6. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
7. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
8. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

9. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В соответствии с:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об особо охраняемых природных территориях

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

в) природные парки;
http://docs.cntd.ru/document/9...


Также. согласно:

ЗАКОН 

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ 

от 03 мая 2000 года N 26-оз 

О РЕГУЛИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ — ЮГРЕ 

1. Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа регулирует земельные отношения при изъятии и предоставлении земельных участков в границах территории автономного округа, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности.

Статья 11. Особенности предоставления земельных участков для образования особо охраняемых природных территорий окружного и местного значения

1. Предоставление земельных участков для образования особо охраняемых природных территорий производится после резервирования данных земельных участков в порядке, устанавливаемом Правительством автономного округа.

2. Резервирование земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, производится на основании окружной и местных схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий и территориальных схем охраны природы, утверждаемых соответственно Правительством автономного округа и органами местного самоуправления.

На данном земельном участке в зависимости от категории предполагаемой к объявлению особо охраняемой природной территории может быть частично или полностью ограничена градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.

Решение об ограничении хозяйственной деятельности на данном земельном участке принимается уполномоченным органом по предложению соответствующего органа управления земельными ресурсами.

3. Решение о предоставлении земельных участков для организации особо охраняемых природных территорий принимается Правительством автономного округа в отношении земель, находящихся в собственности автономного округа, и органом местного самоуправления — в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.
http://docs.cntd.ru/document/9...

0
0
0
0
Я правильно поняла, что сход граждан, о котором пишет Агибалов Иван, это то же самое, что и общее собрание ТОС?

Нет, это не так, территориальное общественное самоуправление, это один из видов реализации гражданами своих прав при решении вопросов местного значения совместно с администрациями.

Сход граждан, дает более широкие полномочия, т.к. указано выше, согласно закону решения принятые на сходе приравниваются к решению представительного органа местного самоуправления, на местах это собрания депутатов, а следовательно решения такого рода обязательны для исполнения в т.ч. и администрациями муниципалитетов.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования,в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
7. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения
.8. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

0
0
0
0
А если жителей больше 300 чел.? 

В таком случае создайте инициативную группу по выдвижению предложения о принятии решения создании парка путем проведения местного референдума, с предложением необходимо обратиться к собранию депутатов поселка.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»Статья

22. Местный референдум
 

1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.

3. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
5. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.


В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора.
Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
(часть десятая в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1
0
1
0
Похожие вопросы
900 ₽
Вопрос решен
Семейное право
Приехал в отпуск встретил другую женщину, требует развод, детей общих нет, имущества общего тоже, могут ли нас развести если я против развода, и могут ли развести вообще без суда, меня не спросив?
Здравствуйте, мой муж в данный момент участник СВО, не мобилизованный. Приехал в отпуск встретил другую женщину, требует развод, детей общих нет,имущества общего тоже, могут ли нас развести если я против развода, и могут ли развести вообще без суда, меня не спросив?
, вопрос №4064529, Клиент, г. Москва
800 ₽
Земельное право
И могу ли начинать сейчас стройку или нет?
Здравствуйте! У меня есть разрешение на строительство офисного здания в Алтайском крае от декабря 2019 года, на участке выигранном на аукционе. По планам я должен был начать строительство весной 2020 года. Но в марте 2020 началась эпидемия и Постановления Правительства Алтайского края от 18.03.2020 N 120, от 31.05.2023 N 184 ввели режим - Повышенной Готовности. Продлившийся с 18.03.2020 по 31.05.2023 Из за этого не смог начать стройку в 2020 году. В 2021 году восстанавливал бизнес и собирал средства для стройки, а в феврале 2022 года опять бизнес обнулился...и начал всё сначала. За 2023 год опять собрал средства на постройку, с намерением постройки здания весной 2024 года. Но мне администрация говорит что намерена разорвать Договор об аренде участка. Из за того что здание не построено, и срок строительства закончился в декабре 2022 года. Как понимаю участок кто то хочет отжать (если по русски называть вещи своими именами) и мне не продляют разрешение на строительство. Могу ли я требовать автоматическое продление разрешения на строительство из за форс мажорных обстоятельств введения режима повышенной готовности из за эпидемии? И могу ли начинать сейчас стройку или нет?
, вопрос №4063986, Алексей, г. Москва
Налоговое право
Могу ли я оспорить налоговое требования получить перевод и оплатить налог после получения перевода
Здравствуйте я ожидаю перевод из-за границы. Мне отправили дипломатический перевод .налоговая приостановила перевод сами налог вычитать не могут потому что перевод дипломатический .Отправили мне на электронную почту налоговое требования. Мне с налоговой пояснили что могут отправить перевод обратно а налоговое требования у меня останется. Посоветуйте что делать в данной ситуации. Могу ли я оспорить налоговое требования получить перевод и оплатить налог после получения перевода.
, вопрос №4063646, Дмитрий, г. Москва
Предпринимательское право
Могу ли я его сформировать на 5 марта 28-го числа?
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, могу ли я сформировать чек в приложении «Мой налог» задним числом? К примеру, сегодня 28 марта, а чек мне нужен на дату 5 марта. Могу ли я его сформировать на 5 марта 28-го числа? Спасибо!
, вопрос №4062773, Роман, г. Москва
Договорное право
Можем ли мы вернуть свои деньги?
Мой парень находится в Узбекистане, ему необходимо было перевести деньги с криптобиржи в Узбекистан, мы это решили сделать через Сбербанк сначала на карту потом из карты перевести в Узбекистан. Но при попытке перевести полученные с крипто биржи деньги в Узбекистан нас заблокировали счет за подозрительный перевод. Завтра необохдимо поехать в отделение банка и объяснить перевод. Ответьте пожалуйста на вопросы , законны ли наши действия? Что нам лучше говорить и что мы можем не сообщать инструктору банка? Можем ли мы вернуть свои деньги?
, вопрос №4062322, Хабиб, г. Иркутск
Дата обновления страницы 17.06.2017