8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
700 ₽
Вопрос решен

Есть ли в России нормативно-правовое регулирование рынка мобильных приложений?

1) Существует ли в России нормативно-правовое регулирование рынка мобильных приложений/мобильной разработки?

2) Как регулируется сфера мобильных приложений СМИ (с правовой точки зрения)? Являются ли мобильные приложения СМИ средством массовой информации? Как это описано в законе?

Под "мобильными приложениями СМИ" я имею в виду отдельные мобильные приложения конкретных СМИ, как, например, "Meduza", "Ведомости", "РБК" и так далее.

, Мария, г. Москва
Владимир Балашов
Владимир Балашов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.6
Эксперт
1) Существует ли в России нормативно-правовое регулирование рынка мобильных приложений/мобильной разработки?
Мария

Здравствуйте

отдельного закона об этом нет

но есть гражданский кодекс который регулирует авторские права. в том числе их возникновение, распоряжение ими — при желании регистрацию программ для эвм (мобильное приложение это и есть программа)

Под «мобильными приложениями СМИ» я имею в виду отдельные мобильные приложения конкретных СМИ, как, например, «Meduza», «Ведомости», «РБК» и так далее.
Мария

сми- это сми — не важно через что это сми идет- телевидение, интернет или газета — главное- суть

"… под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);..."

Извлечение из документа:

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1
(ред. от 03.07.2016)
«О средствах массовой информации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

0
0
0
0
Иван Агибалов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.9
Эксперт

Здравствуйте Мария.

Отдельного закона относительно именно мобильных предложений нет, но данные средства, по моему мнению подпадают под действие федерального законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Так, согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
5) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
6) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;

12) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;
13) сайт в сети «Интернет» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;
14) страница сайта в сети «Интернет» (далее также — интернет-страница) — часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»;

15) доменное имя — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»;

16) сетевой адрес — идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

17) владелец сайта в сети «Интернет» — лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

18) провайдер хостинга — лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет»;

19) единая система идентификации и аутентификации — федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах;

20) поисковая система — информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети «Интернет» информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет» для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами.

Статья 6. Обладатель информации

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;
2) принимать меры по защите информации;
3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Статья 16. Защита информации

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.
4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;
7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.
5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/0e9ec16b786dcbdaaa7f44abfc4a15e601d5be22/

0
0
0
0
Игорь Юрлов
Игорь Юрлов
Юрист, г. Москва

Здравствуйте, Мария!

1) Существует ли в России нормативно-правовое регулирование рынка мобильных приложений/мобильной разработки?
Мария

В каком-то специальном законодательстве нужды пока нет. Коллега верно указал, что существует часть 4-я ГК РФ, в которой урегулированы вопросы создания и использования произведений. Мобильное приложение — это программа, которая в свою очередь является объектом авторского права.

2) Как регулируется сфера мобильных приложений СМИ (с правовой точки зрения)? Являются ли мобильные приложения СМИ средством массовой информации? Как это описано в законе? Под «мобильными приложениями СМИ» я имею в виду отдельные мобильные приложения конкретных СМИ, как, например, «Meduza», «Ведомости», «РБК» и так далее.
Мария

Абсолютно также, как и любых других.

Важно различать: идёт речь о приложении как программе либо о приложении как СМИ.

Вас какие конкретно вопросы интересуют?

0
0
0
0
Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев
Адвокат, г. Москва
рейтинг 10
Эксперт

Добрый день.
Коллеги уже ответили на Ваш вопрос, я бы хотел в целом обозначить требования законодательства к мобильным приложениям, которые необходимо соблюдать.
1. Перечень документов для мобильного приложения.
Перечень документов, которые Вы должны разместить в мобильном приложении (вне зависимости от того, о каком приложении идет речь) выглядит следующим образом:
1.1. Пользовательское соглашение мобильного приложения (оно же Лицензионное соглашение, оно же Договор-оферта и оно же Публичная оферта). Все зависит от того, что за приложение.
Общая цель Пользовательского соглашения – расписать условия предоставления доступа к сервису и/или условия продажи товаров/услуг.
Требования к Пользовательскому соглашению мобильного приложения:
— предмет договора,
— порядок акцепта пользовательского соглашения.
— права и обязанности сторон,
Например, если речь идет, например, о стандартном интернет-магазине, то должны быть прописаны условия доставки товара, политика возвратов и т.д.
Если речь идет, например, об интернет-бирже, то мы обычно делаем 2 Пользовательских соглашения – одно для исполнителей, другое для заказчиков. В Пользовательском соглашении для исполнителей, к примеру, очень важно будет прописать условия про их обязательство самостоятельно отвечать за качество услуг, исполнять обязательства в соответствии с правилами, изложенными в сервисе и т.д.
— порядок расчетов,
— порядок разрешения споров,
— условия, ограничивающие Вашу ответственность (настолько, насколько это позволяет закон, частая ошибка – вопросам ответственности в Пользовательском соглашении уделяют мало внимания и возвращаются к ним только после того, как столкнутся с конкретной претензией от клиента или еще хуже с судебным иском. Я всегда рекомендую все риски (настолько насколько это позволяет закон) закрывать изначально при подготовке документации).
Например, для сервиса – агрегатора услуг очень важно прописать, что сервис не несет ответственности за фактических исполнителей (качество их услуг и т.д.), которые будут оказывать услуги в мобильном приложении агрегатора.
Для мобильного приложения – доски объявлений будет важно прописать, что сервис не несет ответственности за содержание объявлений, достоверность информации в них и т.д.
На практике у нас обычно раздел про ответственность занимает 1-3 страницы, поскольку он один из самых ключевых.
— условие о договорной подсудности по месту Вашего нахождения (кстати в способе описания условия о договорной подсудности очень часто допускаются ошибки, и суды потом признают пункт о договорной подсудности не согласованным. Если хотите, чтобы в случае судебного спора, спор был по месту Вашего нахождения (не во всех случаях применимо), то нужно к описанию этого пункта подойти максимально ответственно и с учетом судебной практики).
1.2. Политика конфиденциальности мобильного приложения (она же Политика обработки персональных данных мобильного приложения, она же Политика в отношении обработки персональных данных).
Политику конфиденциальности и Пользовательское соглашение можно объединить в один документ, но лично я рекомендую иметь 2 отдельных документа, поскольку мне лично уже приходилось сталкиваться с тем, что Роскомнадзор при проверке мобильного приложения просто не разглядел положения про персональные данные в Пользовательском соглашении и повесил штраф.
И хотя это дело мы успешно оспорили, лишний раз «давать повод» для претензий я не рекомендую, лучше перестраховаться.  
Кроме того, если делать нормальную качественную политику конфиденциальности для мобильного приложения, то она получится не на 1 и не на 2 страницы, не говоря уже о пользовательском соглашении и если все совмещать, то Пользовательское соглашение получится раздутым, что не очень удобно.
При этом не стоит забывать, что на Вас лежит обязанность по доведению до пользователей всей необходимой информации о реализуемых товарах/услугах и для целей выполнения этой обязанности делать плохо читаемые раздутые и неструктурированные документы не самая лучшая идея (например, по банкам есть судебная практика когда суды не признают юридическую силу написанного в документах мелким шрифтом, мол нельзя в таком виде доводить информацию до клиентов — здесь может быть применена та же логика).
Требования к политике конфиденциальности мобильного приложения:
— Перечень персональных данных, которые Вы обрабатываете.
— Сведения о способах обработки персональных данных.
— Должно быть прописано, что, проставляя галочку о согласии с политикой конфиденциальности, Пользователь тем самым дает свое согласие на обработку его персональных данных, указанных в Политике конфиденциальности.
— Цели использования персональных данных.
— Принципы обработки персональных данных, которыми Вы руководствуетесь.
— Меры, применяемые для защиты персональных данных.
— Очень важный момент, про который многие забывают – если в процессе использования персональных данных, эти данные становятся доступны третьим лицам, в том числе в автоматическом режиме, например, лицам, которые просто помогают Вам в управлении мобильным приложением, маркетинговому партнеру и т.д., то об этом обязательно (!) должно быть указано в политике.
Это частая ошибка, которая приводит к тому, что Вам могут вменить незаконное разглашение персональных данных, несмотря на то, что Вы даже не думали ничего не нарушать. С этим мне неоднократно приходилось сталкиваться лично, Роскомнадзор за это активно штрафует.
— В политику конфиденциальности нужно обязательно включить положение о том, что Вы вправе в любой момент изменить условия политики конфиденциальности в одностороннем порядке.
— Еще важно прописать, что проставлением отметки Пользователь подтверждает, что он согласен со всеми условиями Политики конфиденциальности, что положения ему ясны и т.д.
— Также в Политике отдельное внимание должно быть уделено файлам cookie, про это тоже часто забывают.
1.3. Остальные документы уже зависят от того, о каком мобильном приложении идет речь.
Для некоторых мобильных приложений мы делаем пакет из 10 и более документов, для некоторых ограничиваемся Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности.
Чаще всего дополнительно используются следующие документы для мобильного приложения:
— Политика возвратов.
— Правила оказания различных услуг.
— Положение о партнерской программе.
— Регламенты совершения пользователями отдельных действий через мобильное приложение.
 
2. Помимо требований к содержанию документов, к самому мобильному приложению есть следующие требования:
2.1. В мобильном приложении на всех формах обратной связи, через которые может быть осуществлена передача персональных данных, должно быть окошечко, в котором Пользователи проставляют отметку о согласии с политикой конфиденциальности.
Частая ошибка – делается политика конфиденциальности, а в окошечке Пользователь просто дает согласие с «обработкой персональных данных», а не с условиями Политики конфиденциальности и как следствие в этом случае у Вас не будет подтверждения, что Пользователь согласился соблюдать условия политики конфиденциальности.
2.2. Без проставления отметки о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением Пользователь не должен иметь возможности отправить Вам свои персональные данные.
Это касается в том числе случаев, если он Вам передает только имя, номер телефона или адрес электронной почты (это все относится к персональным данным – ст. 3 152-ФЗ).
2.3. Вы должны направить уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных (не путать с регистрацией в Роскомнадзоре).
Уведомление в Роскомнадзор должно быть направлено в двух формах:
— по онлайн форме — https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/
— в письменном виде по обычной почте в Управление Роскомнадзора. 
3. Если у Вас есть работники, то помимо указанных выше пунктов, должны быть выполнены следующие требования:
3.1. Должно быть принято и утверждено Приказом Положение об обработке персональных данных (можно объединить с Положением о коммерческой тайне).
К Положению об обработке персональных данных следующие требования:
3.2. Помимо приказа об утверждении Положения, регулирующего вопросы обработки персональных данных, у Вас должен быть принят приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных (ст. 22.1 ФЗ № 152-ФЗ) и утверждена инструкция ответственного.
4. Приведенные выше требования касаются ситуации, когда Вы в мобильном приложении получаете персональные данные граждан РФ в соответствии со 152-ФЗ.
Если Сервис ориентирован также на международный рынок, на европейских клиентов или клиентов из США, то возникают дополнительные требования.
Особое внимание следует в этом случае обратить на Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation (GDPR).
Описывать его требования в данном случае я думаю не совсем уместно, так как это тема отдельного полноценного разговора, но суть в том, что если Вы ориентированы на европейский рынок, то Ваша политика конфиденциальности должна быть составлена в соответствии со всеми требованиями GDPR.
В отношении других стран следует обратить внимание на местное законодательство, в частности, для работы с гражданами США, например, следует учесть требования Children's Online Privacy Protection Act (COPPA), PIPEDA, Enhancing Privacy Protection и других правовых актов, касающихся обработки персональных данных 
В целом нюансов и требований в части иностранного законодательства много, но их следует прорабатывать индивидуально и смотреть на кого ориентирован сервис.
5. Налогообложение мобильного приложения. Какую выбрать систему налогообложения для мобильного приложения.
Система налогообложения зависит от ряда факторов, а именно значение имеет на чем и как Вы планируете зарабатывать.
Можно выделить 3 распространенных варианта:
5.1. В мобильном приложении Вы зарабатываете непосредственно на его функционале – что либо продаете пользователям, оказываете услуги пользователям, либо создаете функционал, в рамках которого зарабатываете на взаимодействии пользователей (социальные сети, агрегаторы услуг, биржи и т.д.).
5.2. Вы зарабатываете на продаже мобильного приложения или доп. функционала. В этом случае Вы будете получать доход от Apple или Google.
5.3. Вы зарабатываете на рекламе в мобильном приложении.
В зависимости от схемы бизнеса, системы налогообложения мобильного приложения могут существенно отличаться, поэтому в рамках общего вопроса однозначно ответить невозможно. В каждом случае нужно разбирать конкретный кейс.
Если Вам потребуется помощь в подготовке Пакета юридических документов для мобильного приложения — Вы всегда можете обратиться ко мне в чат и получить помощь в решении своих вопросов (для этого Вам нужно нажать на кнопку «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» на странице моего профиля — pravoved.ru/lawyer/362... (можно перейти по ссылке или нажав на мою фотографию)).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

0
0
0
0

Обращаю внимание, что на текущий момент в отношении КАЖДОГО действует СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по вопросам правовой настройки и подготовки документов для мобильных приложений и иных интернет-проектов любой сложности. Чтобы получить предложение, Вам нужно ОБРАТИТЬСЯ КО МНЕ В ЧАТ, а именно:
1. Нажать на кнопку «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» НА СТРАНИЦЕ МОЕГО ПРОФИЛЯ — https://pravoved.ru/lawyer/362127/ (можно перейти по ссылке или нажав на мою фотографию).



2. Описать свою ситуацию мне лично.
В рамках специального предложения, обратившись ко мне в чат, АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ может получить:
1. Устную или письменную консультацию по любым правовым вопросам работы интернет-проектов любой сложности (маркетплейсы, агрегаторы, интернет магазины, в том числе зарубежные, онлайн школы, сервисы онлайн услуг, сайты объявлений, сервисы по продаже цифровых продуктов, SaaS, интернет-биржи, стартапы, web-порталы и т.д.), включая как российские проекты, так и проекты, ориентированные на иностранную аудиторию, в том числе по вопросам:
1.1. Налогообложения интернет-проектов.
1.2. Правовой схемы работы.
1.3. Построения документооборота.
1.4. Обработки персональных данных, в том числе по требованиям законодательства РФ, европейского, американского и международного законодательства в сфере персональных данных.
1.5. Любым иным вопросам (занимаюсь полным сопровождением интернет проектов).
2. Помощь в проведении аудита Вашего мобильного приложения/сайта на предмет соответствия требованиям законодательства.
3. Помощь в подготовке полного пакета документов для Вашего интернет-проекта, в том числе следующих документов:
3.1. Пользовательское соглашение для мобильного приложения / сайта (оно же договор-оферта и оно же лицензионное соглашение).
3.2. Политика конфиденциальности для мобильного приложения / сайта (она же политика обработки персональных данных).
3.3. Уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных. 
3.4. Иных необходимых документов.
 

0
0
0
0
Похожие вопросы
Пенсии и пособия
Будет ли учитываться стаж МЧС в МинОбороне?
Здравствуйте. Я сотрудник МЧС, хочу перейти на службу в министерство обороны России, сохраняется за мной общий стаж работы в таком случае? Будет ли учитываться стаж МЧС в МинОбороне?
, вопрос №4024488, Анжела, г. Москва
Исполнительное производство
Здравствуйте у меня есть долги пристава арестовали машину выставили на торги уже 4 месяца продают.Есть ли какой то определенный срок на их действия или они будут ее продавать пока не продадут
Здравствуйте у меня есть долги пристава арестовали машину выставили на торги уже 4 месяца продают.Есть ли какой то определенный срок на их действия или они будут ее продавать пока не продадут.
, вопрос №4023570, Екатерина, г. Москва
Земельное право
Есть ли минимальная площадь, которая должна быть у помещения, чтобы не было проблем?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как можно узнать принадлежит ли земельный участок какому-то собственнику? В связи с последним законом от марта 2023 года, теперь нельзя сделать запрос в ЕГРН через гос.услуги, насколько я понял только собственник может проверить через базу свои участки. Возможно ли делать запрос через администрацию или налоговую? Или какие органы должны помогать физ.лицам уточнить данные? Участок нужен для взятия в аренду. Также подскажите, если у нас получится арендовать участок, мы планируем перевести его в собственность путём постройки капитального объекта (мастерской или хоз.помещения) возможно ли это? Или должно быть только жилое помещение (дом)? Есть ли минимальная площадь, которая должна быть у помещения, чтобы не было проблем? Заранее спасибо вам и отличного дня:)
, вопрос №4023516, Александр, г. Москва
486 ₽
Вопрос решен
Предпринимательское право
Подскажите, подлежат ли эти кредиты общими для их раздела, есть ли такая возможность?
Здравствуйте. Я ИП. Происходил раздел имущества с супругой. В своей деятельности я взял 4 небольших потребительских кредита общей суммой 1 млн. рублей. А также бизнес-кредит в размере 500 тыс. рублей. Оба кредита были взяты для закупки товара для его дальнейшей перепродажи. Подскажите, подлежат ли эти кредиты общими для их раздела, есть ли такая возможность? Все деньги с ИП выводились только на мой личный счет для затрат на семью, а на оставшуюся часть покупал товар для перепродажи, то есть все деньги шли в семью.
, вопрос №4022610, Алексей Жуков, г. Москва
Дата обновления страницы 09.08.2021