8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
600 ₽
Вопрос решен

Правопреемники и разрешение на переделку литературного произведения

Добрый день. У меня вопрос по авторскому праву. Некоторое время назад мной был написан сценарий по рассказу писателя, который умер в 2002 году. У него есть правопреемник, его сын, но к наследству имеет формальное отношение. По сути делами по наследству писателя занимается другой человек. Мной было принято решение опубликовать вышеуказанный сценарий. Однако издательство запросило у меня не договор, но формальное согласие правопреемника на переделку и публикацию произведения. Я обратилась с письмом к правопреемнику, однако ответил мне тот самый человек, который на практике занимается наследством писателя. Его юрист счел документ, запрашиваемый редакцией, неоднозначным и порекомендовал исполняющего обязанности правопреемника отказать мне в публикации моего сценария. Теперь вопросы. 1. Имеет ли право и.о. правопреемника чинить мне препятствия к публикации моего сценария, 2. Вправе ли издательство требовать от меня формальное разрешение (не договор!) от правопреемника на публикацию моего сценария, 3. Как мне защитить авторское право право моего сценария, который вследствие первоначального согласия правопреемника дать разрешение на публикацию получил мой текст в полном объеме, а потом по причине неясности запрашиваемого редакцией документа в этом согласии мне отказал, но на данный момент по-прежнему владеет моим текстом. Спасибо.

Показать полностью
, Мила, г. Москва
Денис Иванов
Денис Иванов
Юрист, г. Калининград

Добрый день, Мила. Не могли бы вы выложить текст документа, который имеется у вас от автора рассказа или его правопреемника, разрешающий изменение рассказа (в частности, преобразование в сценарий), а также текст вашей переписки с правопреемниками автора

0
0
0
0
Мила
Мила
Клиент, г. Москва

Денис, прочтите внимательнее мной написанное, пожалуйста. Никакой текст от правообладателя я как раз и не получила. В этом и проблема. А редакция требовала от него текст в свободной форме. Дескать, осведомлен и разрешаю. Текст переписки я выкладывать в интернете, разумеется, не буду. Разве что могу процитировать какие-то относящиеся к конкретному вопросу детали. Вкратце: правообладатель принципиально не возражал, потом, когда получил требование редакции написать в свободной форме разрешение, начал крайне сомневаться, звонить своему юристу. В результате я получила отказ.

Наталья Шелковая
Наталья Шелковая
Юрист, г. Томск

Здравствуйте.

1. Имеет ли право и.о. правопреемника чинить мне препятствия к публикации моего сценария,

Здесь скорее не правовой вопрос, поскольку «чинить препятствия», поскольку советоваться это право любого, выслушивать любые мнения (в том числе и людей, не обладающими специальными правовыми знаниями).

2. Вправе ли издательство требовать от меня формальное разрешение (не договор!) от правопреемника на публикацию моего сценария

Что касается следующего вопроса, поскольку Вы являетесь по ГК РФ автором аудиовизуального произведения:

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из
зафиксированной серии связанных между собой изображений (с
сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для
зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с
помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные
произведения включают кинематографические произведения, а также все
произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим
(теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от
способа их первоначальной или последующей фиксации.
2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального
произведения.
5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение
изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его
использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями
или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность
произведения).
При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим
не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия
произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной
им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.
2. Использованием произведения независимо от
того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли
или без такой цели, считается, в частности:
9) перевод или другая переработка произведения.
При этом под переработкой произведения понимается создание производного
произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому
подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы
данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой
программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за
исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых
исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных
на конкретных технических средствах пользователя или под управлением
конкретных программ пользователя;

Основываясь на вышесказанном, требование предоставить согласие наследника автора произведения является правомерным.

Что касается формы, то данное согласие будет открытой лицензией на использование произведения науки, литературы или искусства

Как мне защитить авторское право право моего сценария, который
вследствие первоначального согласия правопреемника дать разрешение на
публикацию получил мой текст в полном объеме, а потом по причине
неясности запрашиваемого редакцией документа в этом согласии мне
отказал, но на данный момент по-прежнему владеет моим текстом.

Иметь доказательства создания данного сценария (черновики, файлы на компьютере, записи, подверженный факт обращения в издательство) и так далее.

С уважением,

Шелковая Наталья Николаевна

0
0
0
0
Мила
Мила
Клиент, г. Москва

То такое открытая лицензия?

Предметом открытой лицензии является право использования произведения науки, литературы или искусства в предусмотренных договором пределах.Лицензиар
может предоставить лицензиату право на использование принадлежащего ему
произведения для создания нового результата интеллектуальной
деятельности. В данном случае, если иное не предусмотрено открытой лицензией, считается, что лицензиар сделал предложение заключить договор (пункт 2 статьи 437) об использовании принадлежащего ему произведения любым лицам, желающим использовать новый результат интеллектуальной деятельности, созданный лицензиатом на основе этого произведения, в пределах и на условиях,
которые предусмотрены открытой лицензией. Акцепт такого предложения считается также акцептом предложения лицензиара заключить лицензионный договор в отношении этого произведения.

Соответственно, простой согласие от правообладателя в любой форме, будет являться основанием использовать данное литературное произведение для создания нового результата интеллектуальной деятельности (не исключительное).

Согласие по сути и будет являться открытой лицензией.

С уважением,

Шелковая Наталья Николаевна

0
0
0
0
Елена Каравайцева
Елена Каравайцева
Юрист, г. Новоалтайск

Здравствуйте, Мила!

1. Имеет ли право и.о. правопреемника чинить мне препятствия к публикации моего сценария

Представитель правоприемника имеет полномочия в пределах, указанных в доверенности. Для учета данного отказа Вам необходимо ознакомиться с доверенностью представителя.

Согласно ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

ГК РФ

Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).
При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 1233 и пунктом 2 статьи 1286.1 настоящего Кодекса, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

Статья 1267. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора

1. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами

2. Вправе ли издательство требовать от меня формальное разрешение (не договор!) от правопреемника на публикацию моего сценария,

Письменного согласия правоприемника или его доверенного лица достаточно. Договор в данном случае не требуется, поскольку правоприемник Вам не передает права на произведение, а только соглашается на написание сценария по мотивам произведения (согласие на корректировку произведения).

0
0
0
0

Открытая лицензия – это договор присоединения, предметом которого является предоставление лицензиату простой (неисключительной) лицензии на использование объекта авторских, смежных или патентных прав, а условия договора доступны неопределенному кругу лиц. Предоставление открытой лицензии регулируется статьями 1286.1, 1308, 1368, 1429 ГК РФ.

Открытые лицензии отличают от иных лицензионных договоров по порядку заключения. Правообладателю следует разместить условия договора таким образом, чтобы любой мог ознакомиться с ними до начала использования произведения. Как правило, это делают путем опубликования условий на сайте или путем ссылки на типовые формы открытых лицензий.
С юридической точки зрения, публикация текста лицензии является офертой (предложением) правообладателя заключить договор на определенных в нем условиях. Предоставление открытой лицензии происходит в момент акцепта (принятия оферты) лицензиатом. При этом в большинстве случаев лицензиатом может быть любое лицо, хотя правообладатель вправе не разрешать использование, например, коммерческим организациям.

sumip.ru/biblioteka/intellektualnaya-sobstvennost/otkrytaya-licenziya/

0
0
0
0

Мила, к сожалению, при каждой экранизации необходимо получать разрешение правообладателя. Заставить дать согласие нельзя. Можно попробоывать заинтересовать, лично поговорив в наследником.

0
0
0
0
Сергей Вишневский
Сергей Вишневский
Юрист, г. Краснодар

Здравствуйте, Мила!

Если Ваш сценарий написан по рассказу писателя, то это является переработкой произведения и одним из видов его использования, на что требуется получения согласия правообладателя:

Статья 1270. Исключительное право на произведение
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

При этом, переработанное произведение относится к объектам авторских прав:

ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав
2. К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

Но использовать данные права можно только при условии соблюдения прав автора переработанного произведения:

ГК РФ Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

То есть, другими словами, для того, чтобы Вы могли осуществлять свои авторские права на написанный сценарий, Вы должны были изначально соблюсти права автора рассказа и получить его согласие на переработку рассказа еще до того как писать свой сценарий.

Так как Вы этого не сделали, то говорить о каких-то авторских правах сейчас сложно. Кроме того, доказательств того, что это именно Вы написали данный сценарий у Вас сейчас нет, насколько я понимаю? Единственный вариант — этопытаться как-то договариваться с правообладателем рассказа, получить от него согласие на переработку рассказа.

Удачи!

2
0
2
0
По непонятной мне причине правообладатель не хочет дать такое согласие в свободной форме, усматривая в этом какие-то риски. Однако рассказ писателя, о котором я говорю, был уже когда-то экранизирован. И сценарист, писавший для этой экранизации рассказ, получил разрешение от автора, поскольку тот на момент разрешения еще находился в здравии. Ну и повторюсь. Дать это согласие не хочет не правопреемник, а какой-то его и.о., поскольку правопреемник не говорит по-русски.
Мила

Мила, еще раз. Вашей ошибкой было то, что Вы не получили письменное согласие ДО того, как взялись за сценарий. Вас попросту обманули, если действительно обещали что-то устно. Теперь единственный вариант — это договариваться.

0
0
0
0
Мила
Мила
Клиент, г. Москва

Я уже написала: получен отказ. О чем еще договариваться? Юрист правообладателя написал, что выдавать такое разрешение - не в традициях процесса кинопроизводства. Может, и так. Но речи о кинопроизводстве (в данном случае можно говорить только о предпродакшене) пока не идет. Речь идет о книжной публикации сценария как произведения на основе другого произведения. Может ли правообладатель бояться, что тем самым я получаю авторские права на мой сценарий, где использовано произведение писателя, и тем самым каким-то боком якобы могу наступать на авторские права правообладателя?

Похожие вопросы
Материнский капитал
Недавно приобрели квартиру в Москве и сейчас хотим продать квартиру в регионе, но московская опека разрешение не дает
Здравствуйте. У нас куплена квартира в регионе с средствами материнского капитала. Ипотека выплачена, детские доли выделены. Недавно приобрели квартиру в Москве и сейчас хотим продать квартиру в регионе, но московская опека разрешение не дает. Что делать в таком случае?
, вопрос №4092280, Елена, г. Москва
Семейное право
Подскажите пожалуйста, нужно ли брать разрешение от бывшего мужа на выезд ребёнка в Абхазию?
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, нужно ли брать разрешение от бывшего мужа на выезд ребёнка в Абхазию? Ребенку 14 лет.
, вопрос №4092162, Елена Лебедева, г. Саранск
Земельное право
Нужно ли разрешение от администрации на устройство временной дороги к участку (дорога из боя кирпича)?
Здравствуйте. Нужно ли разрешение от администрации на устройство временной дороги к участку (дорога из боя кирпича)? Московская область, Одинцовский район, деревня Зайцево
, вопрос №4092018, Ксения, г. Москва
Семейное право
Подскажите, пожалуйста, если ребенок 15 лет летит с отцом из Москвы в Молдову через Турцию не нужно доверенность или разрешение от меня (матери)?
Подскажите, пожалуйста, если ребенок 15 лет летит с отцом из Москвы в Молдову через Турцию не нужно доверенность или разрешение от меня (матери)? Мы не в браке.
, вопрос №4091826, Екатерина, г. Курск
Земельное право
Соответственно в разрешении на строительство мне отказали, есть ли вариант все таки официально получить разрешение на строительство?
Здравствуйте. Купила землю под строительство жилого дома. Но с 22.12.23 оказалось что эта земля была переведена из ИЖС в земли использования дачного хозяйства и тд. Соответственно в разрешении на строительство мне отказали, есть ли вариант все таки официально получить разрешение на строительство ? Спасибо
, вопрос №4091152, Злата, г. Москва
Дата обновления страницы 04.11.2016