8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
600 ₽
Вопрос решен

Ст 20.3 комментарии

Где можно прочитать действующие на данный момент комментарии к стать 20.3 КОАП РФ?

В силе ли сейчас эти комментарии?

http://www.kodap.ru/kommentarii/razdel-2/glava-20/st-20-3-koap-rf

, Кирилл, г. Хабаровск
Игорь Юрлов
Игорь Юрлов
Юрист, г. Москва

Здравствуйте, Кирилл!

Комментарии не могут быть «в силе» или «не в силе», т.к. они не относятся к источникам (формам) права. Комментарии пишутся учёными, юристами-практиками для облегчения понимания сути правовых норм и для выражения их собственных позиций.

1
0
1
0
Кирилл
Кирилл
Клиент, г. Хабаровск

Вы, видимо, не так меня поняли или не читали комментарии. В приведенных мной комментариях даются пояснения к закону, которые сильно влияют на его трактовку.

Вы, видимо, не так меня поняли или не читали комментарии. В приведенных мной комментариях даются пояснения к закону, которые сильно влияют на его трактовку.
Кирилл

Как раз правильно поняли всё. Комментарии априори не дают обязательной трактовки закону. Да, при вынесении решения по делу орган, должностное лицо или судья может принимать их к сведению, но никогда в итоговом постановлении по делу Вы ссылок на комментарии не увидите.

1
0
1
0
Александр Цветков
Александр Цветков
Юрист, г. Челябинск

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций

Комментарий к статье 20.3

1. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ устанавливает, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения, воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением, организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению и пр.
Таким образом, деяния, составляющие состав правонарушения в соответствии с комментируемой статьей, представляют собой экстремистскую деятельность.
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ установлено, что на территории РФ запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Минюстом России составляются списки экстремистских материалов, которое публикуются на официальном сайте. Списков нацистской атрибутики или символики, а также атрибутики или символики экстремистских организаций на сегодняшний день не существует, в связи с чем возникают вопросы при применении комментируемой статьи — является ли та или иная атрибутика или символика нацистской и т.д. Кроме того, законодательством также не даны определения понятий «нацистская символика или атрибутика» и «символика и атрибутика экстремистских организаций». Если к атрибутике экстремистских организаций относятся атрибуты и символы, используемые экстремисткой организацией, то определиться с понятием «нацисткой символики» достаточно сложно.
Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Знаки, используемые такой организацией, и будут подпадать под понятие «атрибутика и символика нацисткой организации» в понимании комментируемой статьи.
Под нацистской символикой на сегодняшний день понимают символику, которая использовалась национал-социалистической немецкой рабочей партией. К такой символике относят свастику, знамена, атрибуты униформы, приветствия и пароли. Много вопросов возникает по поводу нацисткой свастики. К ней относят, как правило, изображение креста с загнутыми под прямым углом концами, который изображался на флаге, военной форме немецких фашистов, боевой технике и т.д. Также сюда относят оккультный символ черного солнца, изображенного в центре СС в замке Вевельсбурга.
Согласно информации Минюста России, размещенной на его официальном сайте (http://minjust.ru/ru/node/5967) Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона о создании в России перечня экстремистских эмблем. В случае если Госдума примет законопроект, к уже существующему списку запрещенных организаций добавится и описание экстремистской символики. При этом авторы законопроекта изменили само понятие «экстремистской символики». Теперь к ней будет относиться любая символика, описание которой содержится в учредительных документах экстремистской организации.
Кроме того, законопроектом расширяется перечень символики, которой могут пользоваться некоммерческие организации, что позволит им использовать весь ее спектр, ранее доступный только общественным объединениям и политическим партиям.
По данным Минюста России, в настоящее время зарегистрирована символика только 1,5% созданных в Российской Федерации некоммерческих организаций.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи на основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Перечень таких должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403.
2. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо. Статья не имеет специального субъектного состава.
Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона — действие, выражающееся в пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Субъективная сторона — наличие вины. При оценке вины следует учитывать мотивы пропаганды и публичного демонстрирования. Они должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ.
3. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо.
Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона — действие, выражающееся в изготовлении, публичном демонстрировании, сбыте или приобретении в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду.
Субъективная сторона — наличие вины.

«Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ»
(постатейный)
(Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А.)

0
0
0
0
Олег Феофанов
Олег Феофанов
Юрист, г. Одинцово
рейтинг 9.5
Эксперт

Добрый день. Да все верно, комментарии не могут иметь силы как таковые, таккак это всего лишь мнение. Имеет большое значение и то чьи это именно комментарии. Если это позиция Верховного суд, изложенные в его актах, то это конечно довод. А что именно в этих комментариях Вас интересует. В принципе подход и сейчас не изменился.

1
0
1
0

Может Вам будет проще понять, если мы разберёмся конкретную ситуацию?

0
0
0
0

В настоящее время изменилась Статья, путем добавления туда и иной символики ( экстемистских организаций, либо символики которая запрещена законом), но приведенных Вами комментарии в принципе актуальности не утратили. Они верны.

0
0
0
0
Марина Губанова
Марина Губанова
Юрист, г. Санкт-Петербург

Добрый день!

Лучше всего не увлекаться чтением комментариев, так как они не имеют юридической силы и не являются источником права.

Но по смыслу комментариев, они не в противоречии с законом. А если есть противоречие в комментариях, то стоит ориентироваться на статьи закона.

1
0
1
0
Наталья Шелковая
Наталья Шелковая
Юрист, г. Томск

Здравствуйте.

Где можно прочитать действующие на данный момент комментарии к стать 20.3 КОАП РФ?

Я бы Вам посоветовала использовать правовые базы.

Нет такого понятия как действующие комментарии, если Вам нужна правоприменительная практика, то лучше используйте Решения судов по данной статье.

Комментарии использовать можно, но содержащиеся в них положения не будут являться нормой права.

С уважением,

Шелковая Наталья Николаевна

0
0
0
0
Вы, видимо, не так меня поняли или не читали комментарии. В приведенных мной комментариях даются пояснения к закону, которые сильно влияют на его трактовку.

Трактовка является лично трактовкой автора комментарий и может не совпадать с правоприменительной практикой.

Как сказал коллега Выше, может быть Вы уточните вопрос.

С уважением,

Шелковая Наталья Николаевна

0
0
0
0
Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев
Адвокат, г. Москва
рейтинг 10
Эксперт
Где можно прочитать действующие на данный момент комментарии к стать 20.3 КОАП РФ? В силе ли сейчас эти комментарии?
Кирилл

Добрый день.

Во-первых комментарий — это просто мнение юриста, аналогичное любому из мнений юристов, которые могут быть высказаны здесь.

Никакого юридического значения комментарии не имеют и никакого влияения на правоприменительную практику не оказывают.

Но как я понимаю Вас смущает какой-то конкретный пункт комментария — поясните какой именно?

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

1
0
1
0
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день! Комментарий как таковой нормой права не является, поэтому говорить является ли он действующими или нет, не совсем корректно. Комментарий дает разъяснение к соответствующей статье, с учетом вносимых в нее изменений он может быть актуальным или нет. Речь может вестись как о доктринальных, научных разъяснениях правовой нормы, так и ее оценке правоприменителем.

комментарии к стать 20.3 КОАП РФ?
Кирилл

Например, можете ознакомиться с

«Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ» (постатейный)
(Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А.)
1. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ устанавливает, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения, воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением, организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению и пр.
Таким образом, деяния, составляющие состав правонарушения в соответствии с комментируемой статьей, представляют собой экстремистскую деятельность.
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ установлено, что на территории РФ запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Минюстом России составляются списки экстремистских материалов, которое публикуются на официальном сайте. Списков нацистской атрибутики или символики, а также атрибутики или символики экстремистских организаций на сегодняшний день не существует, в связи с чем возникают вопросы при применении комментируемой статьи — является ли та или иная атрибутика или символика нацистской и т.д. Кроме того, законодательством также не даны определения понятий «нацистская символика или атрибутика» и «символика и атрибутика экстремистских организаций». Если к атрибутике экстремистских организаций относятся атрибуты и символы, используемые экстремисткой организацией, то определиться с понятием «нацисткой символики» достаточно сложно.
Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Знаки, используемые такой организацией, и будут подпадать под понятие «атрибутика и символика нацисткой организации» в понимании комментируемой статьи.
Под нацистской символикой на сегодняшний день понимают символику, которая использовалась национал-социалистической немецкой рабочей партией. К такой символике относят свастику, знамена, атрибуты униформы, приветствия и пароли. Много вопросов возникает по поводу нацисткой свастики. К ней относят, как правило, изображение креста с загнутыми под прямым углом концами, который изображался на флаге, военной форме немецких фашистов, боевой технике и т.д. Также сюда относят оккультный символ черного солнца, изображенного в центре СС в замке Вевельсбурга.
Согласно информации Минюста России, размещенной на его официальном сайте (http://minjust.ru/ru/node/5967) Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона о создании в России перечня экстремистских эмблем. В случае если Госдума примет законопроект, к уже существующему списку запрещенных организаций добавится и описание экстремистской символики. При этом авторы законопроекта изменили само понятие «экстремистской символики». Теперь к ней будет относиться любая символика, описание которой содержится в учредительных документах экстремистской организации.
Кроме того, законопроектом расширяется перечень символики, которой могут пользоваться некоммерческие организации, что позволит им использовать весь ее спектр, ранее доступный только общественным объединениям и политическим партиям.
По данным Минюста России, в настоящее время зарегистрирована символика только 1,5% созданных в Российской Федерации некоммерческих организаций.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи на основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Перечень таких должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403.
2. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо. Статья не имеет специального субъектного состава.
Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона — действие, выражающееся в пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Субъективная сторона — наличие вины. При оценке вины следует учитывать мотивы пропаганды и публичного демонстрирования. Они должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ.
3. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо.
Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона — действие, выражающееся в изготовлении, публичном демонстрировании, сбыте или приобретении в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду.
Субъективная сторона — наличие вины.

или

«Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» (постатейный) (7-е издание) (под общ. ред. Н.Г. Салищевой)
(«Проспект», 2011)
Комментарий к статье 20.3
1. Целью комментируемой статьи является защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, нравственности, общественного порядка. Объект противоправных действий — общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности.
2. Запрет на использование в любой форме нацистской символики, включая демонстрирование такой символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, установлен ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.) в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (п. 2 ст. 1).
3. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения могут образовать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют изготовление предметов, воспроизводящих или изображающих нацистскую атрибутику и символику или атрибутику и символику, сходную с ними до степени смешения, а также сбыт рассматриваемой атрибутики или символики, включая их продажу или иную передачу другим лицам.
4. Понятия «нацистская атрибутика и символика» и «атрибутика и символика, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» носят оценочный характер.
Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты, использовавшиеся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также воспроизведение перечисленных элементов атрибутики и символики в любой форме. При этом решение о признании той или иной атрибутики и символики нацистской или сходной с ней до степени смешения принимается судом в том числе на основании заключения эксперта.
5. Совершаются административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, умышленно.
Следует иметь в виду, что действия, выразившиеся в демонстрировании нацистской атрибутики и символики, а также ее изготовлении и обороте, могут быть квалифицированы как административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, лишь в случаях, если они направлены на пропаганду такой атрибутики и символики.
Не влекут административной ответственности такие действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовка других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.
6. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» при проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.
Лица, виновные в демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистскими до степени смешения, несут ответственность в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи. Организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, не обеспечившие исполнение рассматриваемого запрета, несут административную ответственность в соответствии со ст. 20.2 комментируемого Кодекса.
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
8. Демонстрирование нацистской атрибутики и символики или атрибутики и символики, сходных с нацистской до степени смешения, сопряженное с осквернением зданий и иных сооружений или с надругательством над местами захоронения умерших, влечет уголовную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 214 и ч. 2 ст. 244 УК РФ.

имеет место и такой труд

«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях»
(под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2008)
Комментарий к статье 20.3
1. Объектом правонарушения выступают отношения порядка в общественных местах.
2. Объективная сторона административного правонарушения выражается в пропаганде, публичном демонстрировании, изготовлении, сбыте или приобретении в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Пропаганда и публичное демонстрирование состоит в использовании в общественных местах предметов, слов, жестов, использовавшихся национал-социалистической партией Германии и фашистской партией Италии.
Не является административным правонарушением демонстрация нацистской атрибутики или символики в рамках художественного или научного творчества.
3. Субъектом правонарушения являются граждане (ч. 1), граждане, должностные лица, юридические лица (ч. 2).
4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
5. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи.

определенный интерес представляет

Кузнецов С.А., Оленников С.М. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство (научно-практическое издание). 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом В. Ема, 2014. 312 с.

0
0
0
0

Кирилл, оценка интересующей Вас нормы (ст.20.3 КоАП РФ) осуществляется в контексте Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»

0
0
0
0
Вы, видимо, не так меня поняли или не читали комментарии. В приведенных мной комментариях даются пояснения к закону, которые сильно влияют на его трактовку.
Кирилл

Что конкретно в ст. 20.3 Вам не понятно?

0
0
0
0
Руслан Григорьев
Руслан Григорьев
Юрист, г. Рыбинск

Здравствуйте! Комментарий, ссылку на который Вы привели соответствует применению статьи 20.3 КоАП РФ в насточщее время. В нем хорошо раскрыта объективная сторона правонарушения. Используйте его для трактовка данной статьи.

0
0
0
0

Здравствуйте!

Добрый день, меня беспокоит следующие, если в компьютерной игре присутствует нацистская символика например опознавательные знаки Вермахта и Люфтваффе, как это соотносится с законом последней инстанции? Могут ли меня обвинить в демонстрации этой символики или в экстремизме если я создам сервер для игры?

Считаю, что в данном случае отсутствует состав правонарушения. Возьмите Медаль За отвагу или Кал оф дьюти. Там полно символики. Любой фильм о войне.

0
0
0
0
Александр Безгодов
Александр Безгодов
Юрист, г. Курганинск

Здравствуйте, Кирилл!

Научно-практические комментарии бывают актуальные и неактуальные. Неактуальные — это когда используется устаревший нормативный материал. Ведь для разъяснения какой-то одной статьи комментаторам часто приходится использовать другие НПА.

Приведенный Вами комментарий — актуальный. Можете им пользоваться.

0
0
0
0

Кирилл, с Вашего позволения приведу еще один комментарий.

Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики: В 2 кн. 2-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2004. Кн. 1. 829 с. Кн. 2. 876 с.

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
Комментарий к статье 20.3
1. Согласно Закону г. Москвы «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» от 15 января 1997 г. N 1 (в ред. Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 55):
под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д., — а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую);
под изготовлением нацистской символики понимаются создание, тиражирование предметов, изображающих соответствующие знаки (символы), или материалов, содержащих их: плакатов, листовок, печатной, фото-, кино- и видеопродукции и т.д.;
под распространением нацистской символики понимается передача вышеуказанных предметов или материалов другим лицам путем продажи или бесплатной раздачи;
под демонстрацией нацистской символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным;
под ношением нацистской символики понимается наличие символики и атрибутики, напоминающей нацистскую (фашистскую), на одежде в виде нашивок, повязок, значков, других элементов, а также ношение иных предметов с ее изображением (часы, браслеты и т.д.).
По смыслу ст. 3 указанного Закона г. Москвы не рассматривается в качестве противоправного действия воспроизведение нацистской (фашистской) символики в рамках художественных или научных фильмов и публикаций, осуждающих фашизм либо излагающих исторические события, а также отображающих культовые обряды, традиции с использованием знаков национальной геральдической символики России и других стран, когда соответствующая символика не может рассматриваться в качестве нацистской (фашистской).
2. Согласно п. 2 — 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий представляют собой разновидность экстремистской деятельности (экстремизма).
Понятие «фашизм» законодательно не определено; в научной литературе под фашизмом, как правило, понимается политическое течение, базирующееся на государственной идеологии сильной личности, вождизма, расового превосходства.
Государство, опирающееся на идеологию фашизма (ит. fascismo), было создано в Италии в 1923 г. и просуществовало до 27 апреля 1945 г. (после официальной капитуляции Италии 3 сентября 1943 г. преемником фашистской государственности являлась Итальянская Социалистическая Республика (Repubblica Sociale Italiana, RSI), провозглашенная 18 сентября 1943 г.). По смыслу комментируемой статьи под фашистской атрибутикой или символикой понимается также атрибутика и символика нацистской Германии 1933 — 1945 гг. При этом необходимо учитывать объективные идеологические различия доктрин итальянского фашизма и национал-социализма, исключающие отождествление понятий «фашизм» и «национал-социализм» в их юридическом истолковании.
Под нацистской (фашистской) атрибутикой по смыслу данной статьи понимаются сущностные отличительные признаки, свойственные фашистской идеологии и фашистскому государству.
Под нацистской (фашистской) символикой в комментируемой статье понимается совокупность фашистских символов, среди них государственная символика: государственный флаг и государственный гимн фашистской Италии и нацистской Германии, военная символика войск СС, прежде всего знаки воинского различия подразделений СС, как правило укомплектованных членами Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП), добровольцами — адептами идеологии национал-социализма.
К нацистской (фашистской) символике относятся:
— эмблема НСДАП, знамя (флаги, штандарты), бланк, плакаты, листовки НСДАП и сопутствующая символика (френчи, фуражки, нарукавные знаки, пряжки, другие детали экипировки руководителей НСДАП), эмблема и штандарты СА (Sturmabteilung, SA) — штурмовых отрядов, военизированных подразделений НСДАП;
— эмблема, флаги, штандарты и другая символика фашистской организации бывших ветеранов национальной войны — «Союз ветеранов» (Fasci di Combattimento), Национальной фашистской партии Италии (Partito Nazionale Fascista), Фашистской республиканской партии Италии (Partito Fascista Republicano);
— символика СС (Schutzstaffeln, SS) (нарукавные знаки, эмблемы и т.п.), охранных военизированных подразделений НСДАП, в том числе символика воинских подразделений СС, непосредственно участвовавших в боевых действиях (фуражки, полевые кепи, нарукавные нашивки, петлицы, кинжалы, прочие детали униформы), а также символика структурных подразделений СС, например знаки отличия службы безопасности СД (Sicherheitsdienst, SD);
— символика гестапо (Geheime Staatspolizei, Gestapo) — тайной государственной полиции (эмблема, жетоны сотрудников гестапо и т.п.).
Принадлежность символики рейхсвера, вермахта (наименование вооруженных сил Германии соответственно в 1933 — 1934, 1935 — 1945 гг.), родов вооруженных сил — ВВС, ВМС, сухопутных войск, органов оперативного управления ВС Германии — главного командования вооруженных сил (Oberkommando der Wehrmacht, OKW); главного командования сухопутных войск (Oberkommando der Heeres, OKH); генерального штаба, штаба оперативного руководства военно-воздушных сил (Oberkommando der Luftwaffe, OKL); штаба военно-морских сил (Oberkommando der Kriegsmarine, OKM); знаков отличия резервистов, ветеранов и полувоенных организаций (Ассоциации ветеранов Первой мировой войны (Kuffhauserbund), Национал-социалистического немецкого союза фронтовиков (Первой мировой войны, NSDFB), вспомогательной сельской полиции (Landwacht), муниципальной полиции (Gemeindepolizei), охранной полиции (Schutzpolitzei), пожарной охраны (полиции, Feuerschutzpolizei), тайной полевой полиции (Geheime Feldpolizei) — нарукавных повязок, кокард, значков, нашейных блях и т.п., а также символики Гитлерюгенда (Hitlerjugend) — молодежной организации, действовавшей под контролем НСДАП, нагрудные (квалификационные) знаки, удостоверяющие принадлежность к Гитлерюгенду, эмблемы, нарукавные нашивки (повязки), ножи членов Гитлерюгенда и т.п., к фашистской символике, во всяком случае, оспорима: в соответствии с решениями Международного военного трибунала в Нюрнберге к преступным организациям были отнесены руководящий состав НСДАП, СС, СД и гестапо.
Применительно к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» эмблема политической партии рассматривается в качестве одного из ее символов.
Распространение или пропаганда атрибутов или символов, отождествляемых с нацизмом (фашизмом), в электронных, печатных СМИ либо в иных формах с целью расширения их воздействия на различные слои населения квалифицируются в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо МПТР России, либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее 10 дней со дня вынесения предупреждения.
Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном указанным Федеральным законом порядке.
При истолковании данной статьи КоАП следует учитывать различные варианты перевода названия нацистской партии Германии (Nazionalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei) применительно к данному Федеральному закону и Закону г. Москвы «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» (см. дефиницию нацистской символики в п. 2 данного комментария). При этом Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в отличие от Закона г. Москвы, базируется на традиционном варианте перевода, введенном в обиход советской научной литературой (ср., например, с современным вариантом перевода НСДАП: Раевский М.В. Немецко-русский словарь сокращений. М., 2000. С. 192).
3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).
0
0
0
0

Также необходимо разграничивать административное и уголовное правонарушение:

Хлебушкин А.Г. Квалификация деятельности экстремистской организации // Законность. 2012. N 3. С. 12 — 15.

Следует учитывать, что экстремистская организация может осуществлять и непреступную экстремистскую деятельность, например пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, ответственность за которые предусмотрена ст. 20.3 КоАП. Так, признавая экстремистской приморскую региональную правозащитную общественную организацию «Союз славян» (ПРПОО «Союз славян»), суд указал, что она для экстремистской деятельности использует интернет-сайт, в одном из разделов которого размещены фотографии с нацистской символикой. В разделе «Магазин» размещено предложение о продаже нацистской атрибутики (флагов 3-го рейха по индивидуальным заказам и эскизам — штандарт фюрера, партийный флаг НСДАП, флаг партайгеноссе, боевой флаг вермахта и других флагов, с указанием конкретного наименования и цены изготовления). Это обстоятельство, как указал суд, свидетельствовало о наличии в действиях ПРПОО «Союз славян» пропаганды нацистской символики <1>.
— <1> Решение Приморского краевого суда по делу N 3-60/10 за 2010 г. // http:// kraevoy/ prm/ sudrf/ modules/ php?name= bsr&op-Show_text&srv_num= 1&id= 25400001008121256104531000196766.
Кроме того, экстремистская организация не носит обязательного преступного характера, поскольку юридически «порождена» не уголовным законом и имманентной связи с какой-либо формой соучастия не имеет.
Непреступная сущность экстремистской организации прослеживается и в рекомендациях, излагаемых Пленумом Верховного Суда РФ относительно квалификации действий, входящих в объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 282.2 УК.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

8. Преступление, предусмотренное статьей 282 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
Вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, или административным правонарушением (статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы.
В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ.
Не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
0
0
0
0
Егор Щелкунов
Егор Щелкунов
Юридическая компания "ООО "Лигал Эдвайс"", г. Омск

Здравствуйте.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. N 4а14-99

Мировой судья Касьянова Э.Г.
Судья Беляев Н.Н.

Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу М. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Еманжелинска Челябинской области от 04 октября 2013 года и решение судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 24 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ, в отношении М.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Еманжелинска Челябинской области от 04 октября 2013 года М. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 24 октября 2013 года указанное выше постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, М. просит об отмене судебных постановлений, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
Статьей 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» установлен запрет на использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 255-ФЗ) в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Объективную сторону состава рассматриваемого административного правонарушения могут образовывать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистских атрибутики и символики, атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
Как усматривается из материалов дела, 21 июля 2013 года в дневное время, находясь по адресу: г. Еманжелинск, ул. ***, М. оформил и подписал заявление «О привлечении к уголовной ответственности по ст. *** УК РФ прокурора Еманжелинского района Шамсутдинова Р.В. за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан» на бланке «Собора Вольных Объединенных Держав (СВОД) Духовно — Родовой Державы Русь», и 01 августа 2013 года в дневное время через Городское отделение почтовой связи «Почта России», расположенное по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, п. ***, ***, дом 4, направил Президенту РФ, Заместителю председателя Правительства РФ, Премьер — Министру РФ, Начальнику Управления внутренней политики Президента РФ, Главе Администрации Президента РФ, Советнику Президента РФ, Министру внутренних дел РФ и Главе Следственного комитета РФ.
Кроме того, 09 августа 2013 года в дневное время через Городское отделение почтовой связи «Почта России», расположенное по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. ***, М. направил вышеуказанное заявление Начальнику Управления Генеральной прокуратуры РФ по Уральскому федеральному округу, Руководителю Следственного Управления Челябинской области, Руководителю Следственного Управления по Уральскому федеральному округу, Главе администрации г. Еманжелинск.
На заявлении от 21 июля 2013 года в качестве символики М. использовал солярный символ, изображение которого сходно с нацистской символикой до степени смешения.
26 сентября 2013 года прокурор г. Еманжелинска Челябинской области вынес постановление о возбуждении в отношении М. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ, согласно которому М. 01 августа 2013 года в дневное время по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, п. ***, ***, д. 4 и 09 августа 2013 года в дневное время по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. ***, д. 1, путем направления заявления от 21 июля 2013 года в различные ведомства совершил пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Факт совершения М. административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 сентября 2013 года (л.д. 2); письменным объяснением М. (л.д. 6, 7); копиями писем в официальные организации (л.д. 9-32), экспертным заключением N А23-2/5-92 от 20 марта 2013 года (л.д. 34-36).
Вступившим в законную силу решением Московского областного суда от 05 апреля 2011 года деятельность межрегионального общественного объединения «Духовно — Родовая Держава Русь» в связи с осуществлением экстремистской деятельности на территории Российской Федерации запрещена. Судом установлено, что указанное объединение в качестве символики использует символику, сходную с нацистской до степени смешения.
Доводы жалобы о том, что солярные свастичные символы, являются родовыми символами Р. и С. — А. и никакого отношения к нацистской символике не имеют, являлись предметом рассмотрения судьи городского суда, обоснованно отвергнуты.
Как следует из экспертного заключения N А23-2/5-92 от 20 марта 2013 года, изображения свастики, используемые общественным объединением «Духовно — Родовая держава Русь», является изображением нацисткой символики (л.д. 36).
При таких обстоятельствах, действия М. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.3 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Постановление о привлечении М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении М. административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1 — 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей городского суда М. принимал участие в судебных заседаниях и обосновывал свою позицию по делу, не был лишен возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 — 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Еманжелинска Челябинской области от 04 октября 2013 года и решение судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 24 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ, в отношении М. оставить без изменения, жалобу М. — без удовлетворения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. по делу N 4-а-74

Заместитель председателя Тамбовского областного суда Коропенко Л.Е.,
рассмотрев в порядке надзора жалобу Л. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 декабря 2013 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 05 февраля 2014 года, вынесенных в отношении Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ,

установил:

Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 декабря 2013 года Л. признан виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей с конфискацией предмета административного правонарушения — ***.
Решением судьи Тамбовского областного суда от 05 февраля 2014 года названное постановление оставлено без изменения, жалоба Л. — без удовлетворения.
В жалобе в порядке надзора Л. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Анализируя ст. ст. 20.3, 2.1, 2.2 КоАП РФ, считает, что его действия не содержат состава административного правонарушения, поскольку отсутствует такой квалифицирующий признак административного правонарушения, как вина.
Утверждает, что никаких действий связанных с размещением в сети *** в виде *** он не делал.
Полагает, что в ходе проведенного административного расследования и судебного рассмотрения каких-либо доказательств его причастности в совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ представлено не было.
Указывает, что его доводы о том, что данные изображения он не размещал ни сотрудниками полиции (выявившими правонарушение), ни судом фактически не проверялись. Его аргументы в части того, что на его странице в соответствующих папках хранилось большое количество (несколько тысяч) изображений, в том числе скачанные легально в сети, среди которых находились лишь файлы, разрешенные для размещения администрацией сайта, также судом оставлены без внимания.
Указывает на процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом административного органа при производстве по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статей 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» установлен запрет на использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Объективную сторону состава данного административного правонарушения могут образовывать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение ***, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые *** доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
Из материалов дела видно, что *** года сотрудниками Центра по противодействию экстремизму УМВД *** в ходе осуществления мониторинга информационной сети Интернет установлено, что на странице сайта, принадлежащей пользователю под ником «А. Л.» по электронному адресу: *** размещены ***, демонстрирующие ***. Данную страницу сайта в социальной сети "***" посетили пользователи сайта, которые имели возможность просмотреть данные изображения.
Факт совершения Л. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от *** года (л.д. ***), рапортом оперуполномоченного по ОВД отдела ЦПЭ УМВД *** от *** года (л.д. ***), объяснениями Л. от *** года (л.д. ***), актом осмотра Интернет-ресурса *** от *** года (л.д. ***), оцененными в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, действия Л. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Л. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, вынесено районным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Л. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 20.3 КоАП РФ.
Нарушение процессуальных требований, которые повлекли бы отмену постановления, из материалов дела не усматриваю.
Доводы жалобы были предметом исследования предыдущих судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки не имеется.
При таком положении обжалуемые судебные постановления являются законными и обоснованным, подлежат оставлению без изменения, а жалоба — без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

постановил:

Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 декабря 2013 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 05 февраля 2014 года оставить без изменения, жалобу в порядке надзора Л. — без удовлетворения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2014 г. N 2480-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
МУРАШОВА ВЛАДИМИРА АЛЕКСЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 — 1945 ГОДОВ», СТАТЬЕЙ 1
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И СТАТЬЕЙ 20.3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.А. Мурашова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А. Мурашов оспаривает конституционность следующих положений:
статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», в соответствии с которой в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах (часть вторая);
статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», закрепляющей понятие экстремистской деятельности (экстремизма), включающего, в частности, пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
статьи 20.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающей административную ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Как следует из представленных материалов, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, В.А. Мурашов был привлечен к административной ответственности за публичное демонстрирование нацистской символики и символики, сходной с нацистской символикой до степени смешения.
Заявитель утверждает, что используемые им знаки (символы) в традициях различных народов имеют значение, которое не связано с нацистской идеологией, а потому запрет на их использование и распространение не согласуется с гарантируемой Конституцией Российской Федерации свободой мысли, совести, вероисповедания, а также оскорбляет религиозные убеждения и чувства граждан. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации, положениям ее статей 2, 3, 15, 17, 18, 19, 28, 29, 44 и 55.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.А. Мурашовым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», принятый в том числе исходя из необходимости недопущения проявлений фашизма в любой форме, предусмотрел, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма; Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории; в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах (статья 6).
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», определяя понятие экстремистской деятельности (экстремизма), относит к нему пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (абзац десятый пункта 1 статьи 1). Запрет на использование указанной символики, равно как и административная ответственность за его нарушение (статья 20.3 КоАП Российской Федерации), представляет собой меру, направленную на противодействие нацизму, экстремизму, фашизму и другим действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и ассоциирующимся с идеологией, запрещенной в силу статьи 13 (часть 5) Конституции Российской Федерации.
Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, — безотносительно к ее генезису — может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые законоположения, направленные на обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, защиту прав и свобод других лиц, не порождают неопределенности в вопросе об их соответствии Конституции Российской Федерации и, следовательно, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя. Разрешение же вопроса о том, являлась ли использованная заявителем символика нацистской или сходной с нацистской символикой до степени смешения, связано с исследованием фактических обстоятельств, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в жалобе гражданина должны быть указаны его фамилия, имя и отчество. Между тем это требование заявителем выполнено ненадлежащим образом, поскольку в жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации перечисленные данные им указаны иначе, чем они зафиксированы в представленных судебных решениях.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мурашова Владимира Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Все
Я написала комментарий мне угрожают статьёй Фейк
Я написала комментарий мне угрожают статьёй Фейк
, вопрос №4052003, Анна,
Уголовное право
Осв, сейчас хотят завести уголовное дело, по ст 264 ч1, как нам быть?
Здравствуйте Мой молодой человек был лишен водительского удостоверения , попался второй раз , был трезвый , но отказался от мед .осв, сейчас хотят завести уголовное дело , по ст 264 ч1 , как нам быть ?
, вопрос №4051966, Екатерина, г. Сыктывкар
Уголовное право
Участковый завел уголовное дело по статье 159 ч.1, не платила небольшие три МФО кредита, которые подали в
Участковый завел уголовное дело по статье 159 ч.1,не платила небольшие три МФО кредита,которые подали в прокуратуру,но не отказывалась от платежа,один платила сколько могла.При оформлении кредита указывала только паспорт и карту.Сейчас все кредиты погашены.Дознаватель сказал,что это лишь возмещение причиненного ущерба,а статья остаётся.Тем более,участковый собрал информацию по всем кредитам,которые не подавали в суд!Нашел ТАМ,указания места работы,где временно не работаю,но собираюсь,есть договоренность с работодателем,там раньше работала.Учасковый назвал меня злостным неплательщиком.
, вопрос №4051576, Екатерина, г. Москва
Административное право
Сейчас сижу в Гугле, захожу на сайт, и меня перекидывает на страницу где написано "Вы нарушили закон, по статье "забыл и если н но правите деньги на карту фсб то все данные разошлют моим контактам
Сейчас сижу в Гугле , захожу на сайт , и меня перекидывает на страницу где написано «Вы нарушили закон , по статье «забыл» и если н но правите деньги на карту фсб то все данные разошлют моим контактам. Помогите , я трясусь от страха , ну смотря на мой возврат 11 лет , я просто в шоке . Ужас какой то
, вопрос №4051478, Аниманчик, г. Москва
Гражданское право
Можно ли забрать заявление ст 158 на основании ст 25?
Можно ли забрать заявление ст 158 на основании ст 25?
, вопрос №4050779, Резеда, г. Москва
Дата обновления страницы 26.05.2015