Консультируйтесь с юристом онлайн

244 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
244 юриста сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Бухгалтерский учет

Нужен ли путевой?

ООО на общей системе налогообложения. Торговля. 1 директор. Грузовой автомобиль используется для доставки товара. Вопрос: 1. Нужен ли путевой лист.

2. Обязательно ли мед. освидетельствование ежедневное?

02 Февраля 2015, 10:56, вопрос №710521 Ольга, г. Челябинск
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос

Ответы юристов (3)

  • Юрист - Валерий
    Юрист, г. Тверь
    Общаться в чате

    Добрый день.

    Да, путевые листы нужны.

    п.2.1.1. Правил дорожного движения + путевые листы с точки зрения налогового законодательства являются первичными учетными документами...

    С уважением,

    Валерий

    02 Февраля 2015, 11:22
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    А как же: Аргументы и выводы судов: арбитражные суды всех трех инстанций не согласились с налоговиками. Арбитры указали, что составление путевых листов является обязательным только для автотранспортных предприятий. Ведь в преамбуле Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152, утвердившего состав Обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов, говорится, что этот документ принят во исполнение Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". В свою очередь, в п. 1 ст. 1 этого Закона прописано, что он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

    Поскольку организация занимается продажей автомобилей и запчастей к ним, их ремонтом и техническим обслуживанием и не оказывает услуг по перевозке, на нее не распространяется действие указанного Федерального закона и принятого в соответствии с ним подзаконного акта. Таким образом, она вправе не оформлять путевые листы на автомобили, которые использует в работе, и может подтвердить расходы на ГСМ иными документами, в том числе актами о списании топлива.

    02 Февраля 2015, 12:47
  • Юрист - Валерий
    Юрист, г. Тверь
    Общаться в чате

    Ольга, я не против вашей позиции и нахожусь, как бы, с Вашей стороны, работая длительное время в торгово-производственной фирме, имел неоднократные контакты/споры с налоговыми органами по вопросам оформления первичных учетных документов (путевых листов, ТТН и пр.), списания ГСМ и пр. В данном вопросе, при отсутствии большой судебной практики, нормативной базы (Писем Минфина и пр.), подтверждающих Вашу позицию, не избежать длительного (по срокам и по инстанциям) судебного разбирательства с налоговой… Готовы Вы к такому развитию событий? Постараюсь сегодня-завтра более подробно изложить свою позицию по данному вопросу...

    С уважением,

    Валерий

    02 Февраля 2015, 14:38
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Я с вами согласна, просто не сталкивалась с спорами с налоговой по этой теме и сталкиваться бы не хотелось. Но если была б какая то законная возможность это не применять, то с удовольствием бы ей воспользовалась. Но когда читаешь законы, то иногда понимаешь, что ничего не понимаешь. Одно и то же можно вывернуть не просто на изнанку, а еще и спиралькой.

    03 Февраля 2015, 08:30
  • Юрист - Валерий
    Юрист, г. Тверь
    Общаться в чате

    Добрый день.

    Извиняюсь за задержку с ответом...

    В общем и целом, соглашусь с Вами, что при наличии иных документов, подтверждающих законность и обоснованность затрат на приобретение ГСМ доказать в суде свою позицию возможно. Вопрос, так скажем, в «цене» решения самого вопроса, во временных и финансовых затратах, которые понадобятся для того, чтобы доказать правомерность своей позиции в налоговой и судах. 

    Данный вопрос не совсем в формате этого сайта. Я в своей практике, если в фирме возникают подобного рода вопросы и они носят системный характер, затрагивающие гражданско-правовые, судебные, налоговые и пр. правоотношения, стараюсь для подтверждения своей позиции привлекать 3-х лиц (аудиторов)… Подобным образом, после введения Транспортных накладных, я решал вопрос с порядком оформления транспортных документов в фирме... 

    Приведу выдержку из совместного письма Мифина и ФНС, касающегося путевых листов:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
    ПИСЬМО

    от 21 августа 2009 г. N ШС-22-3/660@
    ...

    ДОКУМЕНТЫ, РЕГИСТРИРУЮЩИЕ МАРШРУТ, НАЗНАЧЕНИЕ, ВРЕМЯ В ПУТИ
    Приложение 7.1
    ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, РЕГИСТРИРУЮЩИХ МАРШРУТ, НАЗНАЧЕНИЕ, ВРЕМЯ В ПУТИ
    7.1 — Перечень документов, регистрирующих маршрут, назначение, время в пути
    Таблица 

    Путевой лист грузового автомобиля

    Типовая межотраслевая форма N 4-С

    Автомобильный транспорт (см. раздел письма 7.4)

    7.2. Путевой лист легкового автомобиля (типовая межотраслевая форма N3) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
    1. Каким субъектом применяется — Применяется юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.По данному вопросу существуют две точки зрения: 

    1) путевой лист применяется всеми организациями, у которых есть легковой автотранспорт, в том числе служебный; 

    2) путевой лист применяется только специализированными организациями, для которых эксплуатация легкового автомобиля является видом их деятельности.

    Первая точка зрения широко применялась УФНС РФ по г. Москве в 2005 г. Вторая точка зрения в последнее время имеет все большее распространение благодаря позиции Минфина РФ, арбитражных судов, а также более поздних (после 2005 г.) разъяснений УФНС РФ по г. Москве.
    2. Сколько экземпляров составляется — Составляется в одном экземпляре.
    3. Кем из работников составляется — Выписывается диспетчером или уполномоченным лицом.Показатели работы автомобиля заполняются водителем.Расчет осуществляет уполномоченное лицо или диспетчер.
    6. Что подтверждает — Во-первых, является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта.Во-вторых, является основанием для начисления заработной платы водителю.
    7. Порядок применения — Путевой лист легкового автомобиля выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом.Во время работы водителя путевой лист находится с ним. Информация о пути и времени следования заполняется также водителем.Механик подтверждает факт выхода и возврата автомобиля.Завершает оформление путевого листа диспетчер или уполномоченное лицом.В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
    8. Место хранения — Путевой лист хранится в бухгалтерии организации.
    11. Схема применения путевого листа
    Диспетчер ──────> │ Механик │ Водитель │ \/ Диспетчер <───── │ \/ ┌───────────┐ └─────────────────────────────────┤Бухгалтерия│ └───────────┘
    12. Какие дополнительные документы составляются при выписке путевого листа — При составлении путевого листа заполняется соответствующая строка журнала учета движения путевых листов (форма N 8).
    13. Ошибки в оформлении документа.Внесение изменений в документ — Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.
    14. Арбитражная практика — Постановления ФАС МО от 11.05.2007 (14.05.2007) N КА-А40/2612-07 и от 19.03.2007 (26.03.2007) N КА-А40Л804-О7. Затраты на содержание служебных автомобилей учитываются у неспециализированных организаций вне зависимости от наличия у них путевого листа, составленного по унифицированной форме N 3, так как данная форма является обязательной только для автотранспортных организаций. Инспекция считает, что общество неправомерно, без подтверждения надлежащим образом оформленными документами, включило в состав расходов при налогообложении прибыли затраты на горюче-смазочные материалы по служебным автомобилям. При проверке доказательств судами установлено несоответствие вывода налогового органа фактическим обстоятельствам, поскольку затраты общества на приобретение ГСМ за 2003 — 2005 гг. подтверждены кассовыми чеками, авансовыми отчетами о расходовании полученных денежных средств, составленными водителями (в 2003 — ноябре 2004 гг.). ГСМ приобретались водителями за наличный расчет; расходы за ноябрь 2004 — 2005 гг., — когда ГСМ приобретались на основании договора поставки N 0-46/2004 от Ы. 11-.2004, подтверждены актами приема-передачи ГСМ, платежными поручениями на оплату ГСМ. Поскольку ГСМ приобретались непосредственно водителями общества у третьих лиц, а не выдавались обществом, последним не составлялись накладные на выдачу ГСМ и приходные ордера.Кроме того, обществом применялась специально разработанная и утвержденная Приказом генерального директора от 01.07.2002 N 1-я форма путевого листа, в котором отражались необходимые учетные данные для определения затрат на ГСМ.Форма N 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, на несоответствие которой путевых листов заявителя указывает инспекция, разработана для автотранспортных организаций (к каковым заявитель не относится) в целях учета работы автотранспортных средств и для начисления заработной платы водителям и имеет рекомендательный, а не обязательный характер, что подтверждается разъяснениями, содержащимися в письмах Департамента налоговой и таможенной политики при Минфине РФ от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214, Минфина РФ от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, N 03-03-04/2/77 от 16.03.2006, и N 03-0344/2/23 от 03.02.06.При таких обстоятельствах на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, с учетом производственной цели приобретаемых ГСМ, суды сделали правильный вывод о том, что общество правомерно включило стоимость ГСМ в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Постановление ФАС СЗО от 05.04.2004 N А56-22408/03. При использовании работниками организации, не являющимися водителями, служебного автотранспорта для производственных целей, составление путевого листа по унифицированной форме N 3 не является обязательным, так как данная форма предназначена для автотранспортных организаций, а начисление заработной платы этим работникам осуществляется не в связи с выполнением поездок на автомобиле, а по иным основаниям.По мнению налоговой инспекции, Общество неправомерно отнесло на себестоимость продукции затраты по приобретению бензина, поскольку путевые листы легковых автомобилей, представленные Обществам, в нарушение пункта 2 «Указаний по применению и заполнению форм», утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78 (далее — Указания), оформлены не на каждый день, а по итогам месяца и не содержат всех необходимых реквизитов.Суды, удовлетворяя требования Общества, подтвердили правомерность действий налогоплательщика, и кассационная инстанция считает такое решение судов законным. Необходимым условием для отнесения затрат на горюче-смазочные материалы на себестоимость продукции (работ, услуг) является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих фактические суммы затрат на приобретение ГСМ и производственные цели эксплуатации автомобиля. Таким документом, как правило, являются путевые листы, а также кассовые чеки АЗС, другие документы, позволяющие установить стоимость приобретенных горюче-смазочных материалов.Как видно из материалов дела, путевые листы, на основании которых общество относило на себестоимость услуг расходы по приобретению бензина, оформлены надлежащим образом.Суд кассационной инстанции отклоняет, как необоснованный, довод налогового органа о нарушении Обществом пункта 2 «Указаний по применению и заполнению форм», утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78, поскольку составленные Обществам путевые листы легковых автомобилей оформлены не за каждый день или смену, а за месяц.В соответствии с указанным Постановлением путевой лист является первичным учетным документом по учету работы легкового транспорта и основанием для начисления заработной платы. В данном случае работники Общества, использующие автомобили исключительно в целях для нужд Общества, водителями не являются, заработная плата начисляется им по иным основаниям. Утвержденная форма предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами.Суды первой и апелляционной инстанций на основе анализа документов признали доказанными в установленном порядке расходы Общества по эксплуатации автомобилей.Эти расходы подтверждены счетами-фактурами, авансовыми платежами, счетами, платежными поручениями на оплату горюче-смазочных материалов, чеками и ведомостями автозаправочных станций, договорами на продажу нефтепродуктов.Производственный характер данных расходов обоснован приказами о порядке и условиях предоставления служебных автомобилей работникам Общества в производственных целях, согласно которым автотранспорт предоставлялся только тем работникам, характер работы которых носит разъездной характер, а также приказами о порядке использования автомобилей Общества, закрепившими «Политику по служебным автомобилям», где установлены правила предоставления и использования автомобилей Общества в производственных целях и запрещено использование автотранспорта в личных целях.

    С уважением,

    Валерий

    05 Февраля 2015, 10:46
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
Все услуги юристов в Москве
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.