8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
900 ₽
Вопрос решен

Может ли бюджетное учреждение культуры за счет средств от деятельности, приносящей доход, приобретать недвижимое и особо ценное движимое имущество?

Я читаю курс по финансовой оценке инвестиционных проектов в школе бизнеса. Мне предстоит вести занятия в группе менеджеров бюджетных учреждений культуры (музеев). Меня интересует, в какой степени критерии финансовой эффективности инвестиционных проектов (финансовая отдача на вложенные средства , принятые в бизнесе, применимы для бюджетных организаций (например, музеев). Понятно, что проекты, финансируемые бюджетом, имеют иные критерии эффективности. Я не могу понять из норм законодательства:

1) могут ли бюджетные учреждения культуры за счет средств, полученных не из бюджета, а от дополнительной деятельности, приносящей доход, финансировать инвестиционные проекты (покупать или арендовать объекты недвижимости, оборудование, оплачивать строительные работы и т. д.) 2) кому будут принадлежать и как могут быть использованы доходы, которые будут получены уже от этого проекта (кафе, гостиницы, типографии, офисного центра и т. д.)

В законодательстве я нахожу только информацию о том, что они могут распоряжаться уже существующим имуществом (продавать, сдавать в аренду). Нет информации о том, могут ли они финансировать создание имущества, приносящего доход.

Показать полностью
, Вероника Геннадьевна Шушаро, г. Санкт-Петербург
Константин Жуков
Константин Жуков
Юрист, г. Санкт-Петербург
рейтинг 7.1

Доброго Вам дня!

Письмо Минфина РФ от 16 апреля 2012 г. N 02-04-10/1305:

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) собственником имущества, находящегося в оперативном управлении у федерального бюджетного учреждения, является Российская Федерация.

Вместе с тем п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Согласно п. 4 ст. 9.2 и п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность при условии, что такая деятельность предусмотрена в его учредительных документах. При этом доходы от операций по реализации имущества  относятся к доходам от иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения.

В силу действия п. 3 ст. 298 Кодекса доходы, получаемые от указанных операций, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Для того, чтобы бюджетное учреждение могло инвестировать собственные средства в инвестиционные проекты, такая деятельность должна быть прямо предусмотрена Уставом БУ.

Оно создано для достижения определенных целей, не являющимися коммерческими. Иначе суть БУ станет иной, и БУ превратится в коммерческую организацию уже.

0
0
0
0

Согласно п. 2 ст. 24 (с учетом п. 4.1. ст. 1) Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах.

Как видите БУ может приобретать имущественные права, участвовать в ООО (акции покупать не могут), НО для осуществления инвестиционной деятельности БУ такая возможность должна быть прямо предусмотрена Уставом БУ, а также такая деятельность должна быть направлена на достижение целей, для которых БУ создано.

0
0
0
0

— Могут ли эти проекты рассматриваться, например, как просветительская
деятельность (первый проект) или как деятельность, направленная на
публикацию музейных предметов и музейных коллекций (второй и третий
проекты). Или подобные проекты в принципе не могут признаваться
соответствующими целям создания музея, предусматриваться уставом музея и
финансироваться из средств музея, полученных от деятельности,
приносящей доход? 

То что Вы описали — это иная приносящая доход деятельность. Возможность осуществления этой деятельности должна прямо предусматриваться уставом. Соответствует ли деятельность целям создания БУ или нет понятие условное. Четких критериев отнесения деятельности к соответствующей или несоответствующей целям нет. В каждом конкретном случае будет решаться индивидуально.

Внешне описанные случаи выглядят вполне подходящими под цели создания музеев, но такая деятельность может быть признана незаконной, а сделки притворными. Так, например, под видом организации торжеств в стиле местных обычаев может быть организовано простое агентство организации торжеств, под видом «дворянского обеда» — совершенно обычная организация общественного питания, в которой будет приготовляться 2 блюда русской кухни, и 100 европейско-азиатской.

Если все будет в чистом виде, как Вы описали, то вполне музеи могут осуществлять подобную деятельность.

0
0
0
0
Александр Шабанов
Александр Шабанов
Юрист, г. Москва

Добрый день!

1) могут ли бюджетные учреждения культуры за счет средств, полученных не из бюджета, а от дополнительной деятельности, приносящей доход,  финансировать инвестиционные проекты (покупать или арендовать объекты недвижимости, оборудование, оплачивать строительные работы и т. д.) 2)  кому будут принадлежать и как могут быть использованы доходы, которые  будут получены уже от этого проекта (кафе, гостиницы, типографии,  офисного центра и т. д.)

В силу ст.26 ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ», Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.

В силу ст.33 Закона, Музеи в РФ в соответствиисо своими учредительными документами могут осуществлять деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Музеи в РФ в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять приносящую

доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей,
предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ст.27 Закона,целями создания музеев в РФ являются:

-осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;
-хранение музейных предметов и музейных коллекций;
-выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
-изучение музейных предметов и музейных коллекций;
-публикация музейных предметов и музейных коллекций.

В силу ч.2 ст.120 ГК РФ, Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от
приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества
или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.
Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В силу ч.1 ст.296 ГК РФ, Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на
праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствиис целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим
имуществом с согласия собственника этого имущества.


Таким образом, музеи могут заниматься приносящей доход деятельностью, только если это соответствует вышеизложенным целям. Просто вот так открыть ресторан и получать с него доход музей не может.
Порядок распоряжения денежными средствами описывается в Уставе общества, который изначально пишет Учредитель (собственник имущества музея).
1) могут ли бюджетные учреждения культуры за счет средств, полученных  не из бюджета, а от дополнительной деятельности, приносящей доход,  финансировать инвестиционные проекты Если только это закреплено в Уставе и согласуется с целями, указанными в ст.27 Закона о Музеях.
 2)  кому будут принадлежать и как могут быть использованы доходы, которые  будут получены уже от этого проекта. Всё это также закрепляется в уставе Музея и, повторюсь, если деятельность согласуется с целями, для которых музей создан (ст.27 Закона).
0
0
0
0
Вероника Геннадьевна Шушаро
Вероника Геннадьевна Шушаро
Клиент, г. Санкт-Петербург

Александр, спасибо, что обратили мое внимание на то, что инвестиционные проекты должны осуществляться в рамках деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренной Законом о музеях. По Вашему мнению, могут ли быть признаны таковыми, например, следующие проекты:

1) Я – краеведческий музей. Хочу осуществлять деятельность по организации торжеств и праздников в соответствии с местными традициями и обычаями по заказу местных органов власти, компаний и частных потребителей. Для проекта покупаются костюмы и инвентарь, транспортное средство, шатры, оргтехника. Предусмотрен наем дополнительного штатного (консультант, менеджер), а также внештатного персонала (артисты и т. д.)

2) Я – музей-усадьба крестьянского и дворянского быта. В качестве одного из «экспонатов» хочу предложить посетителям дворянский или крестьянский обед, приготовленный по старинным рецептам. Для проекта ремонтируется одно из помещений музея, приобретается кухонное оборудование, кухонный и столовый инвентарь. Предусмотрен наем дополнительного штатного персонала.

3) Я – музей в отдаленном селении. Хочу организовать интерактивный сайт для продвижения музея (приобретается оборудование и услуги), транспортировку посетителей из ближайшего города (приобретается микроавтобус) и их размещение на ночь (приобретается или арендуется и ремонтируется помещение).

Могут ли эти проекты рассматриваться, например, как просветительская деятельность (первый проект) или как деятельность, направленная на публикацию музейных предметов и музейных коллекций (второй и третий проекты). Или подобные проекты в принципе не могут признаваться соответствующими целям создания музея, предусматриваться уставом музея и финансироваться из средств музея, полученных от деятельности, приносящей доход?

Игорь Матюхин
Игорь Матюхин
Юридическая компания "ООО "Юридическая фирма "Легатим"", г. Березники

Здравствуйте, Вероника.

1) могут ли бюджетные учреждения культуры за счет средств, полученных не из бюджета, а от дополнительной деятельности, приносящей доход, финансировать инвестиционные проекты (покупать или арендовать объекты недвижимости, оборудование, оплачивать строительные работы и т. д.) 

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ  бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Фраза  "… и приобретенное за счет этих доходов имущество..." прямо подразумевает что учреждение может приобретать имущества, при этом нет указания движимым или недвижимым оно может быть.

 «Доходы, полученные от такой деятельности… поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.» следовательно арендовать, оплачивать работы, услуги или совершать иные сделки учреждение может самостоятельно.

НО, так называемые вами «проекты» не могут быть любыми. Они должны служить достижению целей. 
2) кому будут принадлежать и как могут быть использованы доходы, которые будут получены уже от этого проекта (кафе, гостиницы, типографии, офисного центра и т. д.)

Получается что доходы будут принадлежать буджетному учрежеднию, а расходовать их можно так же как и описано выше. 

С уважением!

0
0
0
0
Похожие вопросы
Налоговое право
Я являюсь пенсионером но продолжаю работать, могу ли я ге плптить подоходний галог, который с меня высчитывает работодатель И как это сделать?
Я являюсь пенсионером но продолжаю работать ,могу ли я ге плптить подоходний галог ,который с меня высчитывает работодатель И как это сделать?
, вопрос №4076565, Мария, г. Иркутск
800 ₽
Предпринимательское право
Может ли ИП зачесть расходы с ПСН В УСН ( доходы минус расходы) виды деятельности разные и счета разные
Может ли ИП зачесть расходы с ПСН В УСН ( доходы минус расходы) виды деятельности разные и счета разные
, вопрос №4076683, роман, г. Хабаровск
Защита прав потребителей
Можно ли будет требовать возврат денежных средств или доплату за новую модель?
Добрый день, осенью покупала айфон 14 про в Салон-магазин МТС с момента покупки прошло 8 месяцев, сейчас обнаружила пятна на фронтальной камере. Пересмотрела все фотографии, раньше они тоже были(пятна), просто не замечала. написала в поддержку МТС сказали подойти в отдел с чеком и устройством, где брали телефон. Какие будут дальнейшие действия, если телефон по идее еще на ограниченной гарантии у Apple? Можно ли будет требовать возврат денежных средств или доплату за новую модель?
, вопрос №4076614, светлана, г. Коряжма
1200 ₽
Семейное право
Возможно ли сейчас в 2024 году провести раздел имущества?
Добрый день! Необходима консультация по следующей ситуации: муж и жена начинают раздел имущества, при этом, спорными объектами в этом процессе являются приобретенные в браке земельный участок и построенный на нем дом. Дом был построен, но не зарегистрирован в Росреестре как объект собственности (не введен в экспулатацию и проч.). По факту земельный участок и дом приобретались и строились на средства супруги (она брала кредиты в банке (есть документальные подтверждения), а также инвестировала собственный заработок - также имеются подтверждающие документы, чеки и проч.). Земельный участок в настоящий момент записан на супругу (она числится как собственник по документам). Развод супругов был оформлен в 2019 году, однако, раздел имущества не производился. Возможно ли сейчас в 2024 году провести раздел имущества? За прошедшие с момента развода годы супруг не платил алименты на содержание совместного ребенка и все это время проживал в построенном супругой доме на упомянутом выше земельном участке. При этом, коммуникальные платежи он также не оплачивал. В результате на данный момент по коммуникальным платежам накоплен долг в размере около 130 тыс. рублей. Управляющая компания проинформировала супругу, владеющую участком земли, на котором стоит не зарегистрированный дом, о том, что взыскания будут обращены на ее имущество и в ближайшее время УК планирует подать на нее в суд за неуплату. Хотелось бы также понять, есть ли какая-либо перспектива по опротестованию возможности требовать с супруги уплаты данного долга? Каковы в принципе перспективы по разделу указанного выше имущества, если раздел ввобще на данный момент возможен (прошло 5 лет с момента развода)?
, вопрос №4075379, Ольга, г. Москва
Дата обновления страницы 19.03.2013