Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Добрый день, у меня есть группа водителей которые занимаются переездами, вывозом отходов, так же выполняют
Добрый день, у меня есть группа водителей которые занимаются переездами, вывозом отходов, так же выполняют несколько других задач, я планирую быть посредником между заказчиком и водителями, нужно ли для этого открывать ИП или достаточно агентского договора, и как лучше всего работать с водителями чтобы они могли получать выплаты за каждый заказ в тот же день?
Здравствуйте.
Ответ на ваш вопрос зависит от некоторых обстоятельств, в частности -
Водители сейчас оформлены как ИП/самозанятые (НПД) или работают как физлица? Заказы безналичные/наличные?
Будете ли вы принимать деньги от клиента на свой счет и перераспределять, или клиент будет платить водителям напрямую, а вам — агентское вознаграждение?
В целом если деятельность носит постоянный характер — ИП нужно зарегистрировать.
1) ИП посредник (агент) + водители как самозанятые (НПД)
Вы регистрируете ИП и заключаете агентские договоры: с заказчиком (от своего имени или от имени водителей) и с водителями (как с принципалами/исполнителями).
Водители регистрируются как плательщики НПД через приложение «Мой налог»
В этой схеме простая легализация выплат «за заказ», электронные чеки в «Мой налог», отсутствует обязанность платить взносы за самозанятых, можно настроить моментальные выплаты.
Самозанятые платят 4% с оплат от физлиц и 6% — от юрлиц/ИП.
Для вас, как ИП, налогообложение — на выбор.
2) Агент без ИП (физлицо) + водители как самозанятые
Теоретически можно работать как физлицо по агентскому договору, но при систематическом извлечении дохода это предпринимательская деятельность — целесообразно оформить ИП, чтобы не рисковать претензиями о незаконной предпринимательской деятельности и доначислениями.
Здравствуйте, Данил!
Ваш бизнес-план по организации переездов и вывоза отходов с привлечением группы водителей, где вы выступаете посредником между заказчиком и исполнителями, является востребованным. Однако для его реализации необходимо четко определить вашу юридическую форму и формат работы с водителями, чтобы избежать правовых рисков.
1. Ваша деятельность, если она является систематической и направлена на получение прибыли, подпадает под определение предпринимательской.
Необходимость регистрации юридического лица или ИП для посредника:
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Ваша роль посредника, систематически находящего клиентов для водителей и организующего их работу за вознаграждение, однозначно квалифицируется как предпринимательская деятельность.
Осуществление такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или создания юридического лица (например, ООО) является незаконным и влечет за собой административную ответственность (статья 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)) в виде штрафа. Кроме того, все полученные доходы могут быть взысканы в бюджет, а в случае крупного размера дохода или ущерба – уголовную ответственность.
Вывод: Вам необходимо открыть ИП (или зарегистрировать ООО, но для старта ИП проще и дешевле). Агентский договор – это лишь форма гражданско-правового договора, регулирующая отношения между сторонами, но он не отменяет необходимости регистрации вашего статуса как субъекта предпринимательской деятельности. Вы можете выступать как агент, комиссионер или иной посредник, но делать это нужно в рамках зарегистрированного ИП.
2. Формы работы с водителями: Вам предстоит выбрать юридическую форму отношений с водителями:
Трудовой договор: Если водители будут подчиняться вашему внутреннему трудовому распорядку, работать по установленному вами графику, использовать ваш транспорт и оборудование, получать фиксированную зарплату, это будет считаться трудовыми отношениями (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ)). В этом случае вам как ИП (работодателю) придется платить за них НДФЛ и страховые взносы (в ПФР, ФСС, ФФОМС), что составляет существенную налоговую нагрузку.
Гражданско-правовой договор (ГПХ): Это наиболее гибкий и часто используемый вариант для работы с самозанятыми исполнителями.Договор возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ) или договор подряда (глава 37 ГК РФ). В этом случае водители могут быть оформлены как: Самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход — НПД): Это самый выгодный вариант для водителей, если они не имеют наемных работников. Ставка налога для них низкая (4% при работе с физлицами, 6% при работе с юрлицами/ИП). Вам не нужно платить за них страховые взносы. Водители сами формируют чеки.
Индивидуальные предприниматели (ИП): Если водители уже зарегистрированы как ИП, вы заключаете договор с ними как с ИП. Они сами платят свои налоги (например, по упрощенной системе налогообложения — УСН). Вам также не нужно платить за них страховые взносы.
Важно: При заключении ГПХ необходимо избегать признаков трудовых отношений (режима работы, подчинения внутреннему распорядку, регулярных выплат «зарплаты», а не оплаты за конкретную услугу/заказ), иначе налоговая инспекция может переквалифицировать отношения в трудовые, что повлечет доначисление налогов и штрафов.
Вывод: Для работы с водителями наиболее оптимальными являются гражданско-правовые договоры, при этом водители должны быть либо самозанятыми, либо ИП.
Агентский договор (как посредник между заказчиком и водителями):
Агентский договор (глава 52 ГК РФ) – это договор, по которому одна сторона (агент – то есть вы) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала – заказчика или водителя) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.
В вашей схеме вы будете получать деньги от заказчика, а затем передавать часть этих денег водителям (за вычетом вашего вознаграждения).
Если вы выступаете агентом заказчика: Вы находите водителей для заказчика. Договор с водителем заключает заказчик. Это не всегда удобно.
Если вы выступаете агентом водителей: Вы находите заказы для водителей. Договор с заказчиком заключает водитель. Тоже не очень удобно, так как вам нужно будет, чтобы водители заключали договоры с заказчиками, а это долго.
Наиболее распространенный вариант: Вы как ИП заключаете договор оказания услуг с заказчиком, а затем заключаете договоры возмездного оказания услуг (или подряда) с водителями (самозанятыми или ИП). В таком случае, вы не агент, а исполнитель, который привлекает субисполнителей. Это проще для понимания и оформления.
3. Как лучше всего работать с водителями, чтобы они могли получать выплаты за каждый заказ в тот же день?
Для обеспечения ежедневных выплат водителям при работе по ГПХ (самозанятые/ИП):
Договор с водителем:
Заключите с каждым водителем договор возмездного оказания услуг (или договор подряда) на выполнение конкретных заказов.
В договоре предусмотрите условие о том, что оплата за выполненный заказ производится, например, в течение 1 рабочего дня (или фактически в тот же день) после его завершения и вашего получения средств от заказчика.
Обязательно пропишите порядок подтверждения выполнения заказа (например, акт выполненных работ, подтверждение заказчика, данные системы отслеживания).
Оплата от заказчика:
Критически важно, чтобы вы получали оплату от заказчика максимально быстро, в идеале – сразу по завершении заказа или авансом. Это позволит вам оперативно рассчитываться с водителями.
Используйте безналичные платежи от заказчиков на ваш расчетный счет ИП. Это удобно для учета и прозрачно.
Выплаты водителям:
Банковский перевод: Самый простой и прозрачный способ. Вы переводите деньги с расчетного счета вашего ИП на банковскую карту или расчетный счет водителя.
Самозанятые: Водитель-самозанятый должен после получения оплаты сформировать чек в приложении «Мой налог» и передать его вам. Без чека вы не сможете корректно учесть расходы для налогообобложения.
ИП (водители): Если водитель-ИП, он выставляет вам акт выполненных работ (оказанных услуг) и счет, а вы оплачиваете.
Управление денежными потоками:
У вас должна быть «подушка безопасности» или операционный резерв, чтобы обеспечить оплату водителям в день выполнения заказа, даже если заказчик задерживает оплату на несколько дней. Это повысит лояльность водителей и стабильность вашей работы.
4. Выводы
Для вашей деятельности по посредничеству между заказчиками и водителями обязательно открытие индивидуального предпринимателя (ИП). Работа без регистрации является незаконной предпринимательской деятельностью.
Наилучший формат работы с водителями – заключение с ними гражданско-правовых договоров (например, возмездного оказания услуг или подряда), при условии, что сами водители зарегистрированы как самозанятые или ИП. Это позволит вам избежать уплаты за них страховых взносов и минимизировать риски переквалификации отношений в трудовые.
Чтобы обеспечить выплаты водителям в тот же день, вам необходимо наладить быстрый сбор оплаты от заказчиков и иметь операционный запас средств.
Если ответ был полезен, прошу дать ему оценку.
Также при желании Вы можете отблагодарить прямо сейчас!
Вам несложно — юристу приятно!