8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
686 ₽
Вопрос решен

Вопрос: нужно ли для размещение этих отзывов онлайн с каждым клиентом, кто оставил нам отзыв, заключить соглашение об использовании его персональных данных?

У нас есть рекламное размещение в каталоге на странице в интернете, также там требуется разместить отзывы клиентов.

Вопрос: нужно ли для размещение этих отзывов онлайн с каждым клиентом, кто оставил нам отзыв, заключить соглашение об использовании его персональных данных?

, Матвей, г. Москва
Игорь Коваленко
Игорь Коваленко
Юрист, г. Одинцово
рейтинг 8.2
Вопрос: нужно ли для размещение этих отзывов онлайн с каждым клиентом, кто оставил нам отзыв, заключить соглашение об использовании его персональных данных?

 Здравствуйте!

Вероятно, имеется в виду согласие субъекта (не соглашение).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно к клиенту.

персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

И если данная информация обрабатывается на Вашем сайте, то согласие клиентов необходимо.

Таким образом, если в отзыве будет использоваться фамилия, имя и отчество, то да — согласие необходимо (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

Если ФИО использоваться не будет и нельзя будет каким-либо образом установить личность клиента, то согласие брать не нужно.

1
0
1
0

Кроме того, если данные отзывы планируется публиковать на открытых  страницах, то есть для неопределенного круга лиц, то необходимо не только согласие субъекта на обработку ПД, но и согласие на распространение ПД

В ст. 3 указанного выше ФЗ определяется, что следует понимать под распространением ПД.

распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

Согласно ст. 10.1 указанного выше ФЗ такое согласие должно отбираться отдельно от согласия на обработку.

Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Какие именно сведения должно содержать такое согласие указано в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24 февраля 2021 г. N 18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения».

1
0
1
0
Лилия Суровцева
Лилия Суровцева
Юрист, г. Дубна
рейтинг 9.8

Здравствуйте! Для размещения отзывов клиентов обязательно требуется получать согласие каждого клиента на обработку его персональных данных.

На основании ч. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ

обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

Любая информация, позволяющая идентифицировать клиента (имя, фамилия, никнейм, фотография, контактные данные, место работы и т.д.), считается персональными данными.

Размещение отзыва в открытом доступе (на Вашем сайте, в каталоге, соцсетях) является распространением персональных данных. Даже если клиент сам предоставил отзыв, это не освобождает оператора от обязанности получить согласие на обработку и публикацию содержащихся в отзыве персональных данных.

Размещение отзыва с персональными данными без согласия клиента является нарушением и влечет риск административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ.

Вам необходимо получить письменное согласие клиента перед публикацией его отзыва, в согласии четко укажите какие именно персональные данные будут опубликованы (имя, фамилия, фото и т.д.), цель — размещение отзыва в рекламном каталоге (и, возможно, на сайте/соцсетях, если планируете) и способы отзыва согласия клиентом.

В ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ указано

Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным.

Вы можете сделать кнопку «согласен на обработку персональных данных», чтобы перед публикацией отзыва клиент смог нажать эту кнопку.

1
0
1
0
Артем Троянов
Артем Троянов
Юрист, г. Ставрополь
рейтинг 8.1

Здравствуйте! Да, в большинстве случаев для размещения отзывов клиентов в интернете, если они содержат персональные данные, требуется получить согласие клиента на обработку и использование этих данных. Реализуется это путем размещения политики обработки перс.данных на сайте и инструкции о конфиденциальности, а также специального окна согласия, которое появляется на экране в нужных местах с возможностью того, чтобы посетитель мог прожать кнопку и подтвердить свое согласие на обработку данных. Перед отправкой отзыва обычно клиенты ставят галочку внизу окна с тем, что они ознакомились с офертой сайта политикой обработки перс.данных и дают свое согласие на обработку данных.

В интернете вы можете посмотреть наиболее авторитетные порталы с отзывами и увидеть как на практике все у них реализовано. Согласно

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ.

персональные данные это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Если отзыв содержит данные, позволяющие идентифицировать клиента (например, имя, фамилию, инициалы, фото, номер телефона, адрес электронной почты), это считается персональными данными. Размещение таких данных в интернете подпадает под понятие обработки персональных данных.

В соответствии со ст. 6 Закона о ПДн обработка персональных данных допускается только при наличии согласия субъекта, за исключением ряда случаев, предусмотренных законом.

Согласие не требуется, если отзыв анонимный, то есть не содержит персональных данных. Если отзыв содержит персональные данные, согласие должно быть по ранее указанной схеме.

1
0
1
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
На мой вопрос о возможности замены товара или возврата денежных средств был получен отрицательный ответ со
Уважаемые юристы! Прошу вас проконсультировать по следующей ситуации, связанной с защитой прав потребителя. 12 июля 2025 года я приобрела ноутбук в магазине «DNS». Спустя несколько недель использования на матрице устройства было обнаружено белое пятно, видимое на черном фоне. 23 августа 2025 года я обратилась в тот же магазин с целью проведения проверки качества. После визуального осмотра сотрудником и оформления заказ-наряда 23.08.2025 ноутбук был передан на экспертизу. Через несколько дней я получила уведомление о готовности товара к выдаче. В магазине мне сообщили, что в ходе проверки был выявлен один битый пиксель, и мне был предложен гарантийный ремонт. На мой вопрос о возможности замены товара или возврата денежных средств был получен отрицательный ответ со ссылкой на то, что с момента покупки прошло более 15 дней, а недостаток не является существенным. Сотрудник утверждал, что один битый пиксель является допустимым. Не согласившись с данным решением, я забрала ноутбук для оценки дальнейших действий. Мною была направлена письменная претензия на имя директора магазина с обоснованием того, что указанный недостаток является существенным. Спустя 10 дней я получила официальный ответ, в котором магазин отказал в удовлетворении моих требований. В обоснование отказа было указано, что, в соответствии с ГОСТ Р 52324-2005, наличие одного битого пикселя находится в пределах допустимой нормы и не является производственным или существенным недостатком. Я изучила указанный ГОСТ и пришла к выводу, что внутренние стандарты производителя не могут иметь приоритет над правами потребителя, установленными Законом «О защите прав потребителей». Потребитель вправе рассчитывать на товар надлежащего качества, не имеющий недостатков, влияющих на его потребительские свойства. Кроме того, у меня есть обоснованные сомнения в корректности диагностики: характер дефекта (белое пятно) визуально отличается от классического одиночного битого пикселя и может указывать на более серьезную проблему с матрицей (например, кластер битых пикселей). Также я сомневаюсь в качестве возможного ремонта силами сервисного центра «DNS» ввиду многочисленных негативных отзывов о их работе в сети Интернет. В связи с этим я рассматриваю только два варианта решения проблемы: замену товара на аналогичный или возврат уплаченных денежных средств. Прошу вас оценить правомерность отказа магазина и дать рекомендации по дальнейшим действиям. Все необходимые документы (ответ магазина, акты) прилагаю. В целях сохранения конфиденциальности персональные данные в документах замазаны. Также прилагаю фотографию дефекта для визуальной оценки его характера. Заранее благодарна за вашу помощь и консультацию.
, вопрос №4685618, Аноним, г. Апатиты
900 ₽
Вопрос решен
Защита прав потребителей
Ссылка на правила публикации: https:/yandex.ru/support/reviews/ru/rules#rule Прочитав эти правила я не увидел где мой отзыв нарушает эти правила
Я посещал заведение Mid Lounge & Gastro bar по адресу и Москва, Большой Конюшковский пер., 37 и хочу оставить отзыв об этом заведении на яндекс картах. Я написал дословно "Специфическое заведение, явно нацеленное на девушек, так же очень много граждан-неграждан с юга". Отзыв отклонили, я написал в поддержку и мне ответили что "Владелец организации оставил жалобу на этот отзыв. Мы проверили текст и обнаружили, что он нарушает правила публикации, поэтому удалили его". Ссылка на правила публикации: https://yandex.ru/support/reviews/ru/rules#rule Прочитав эти правила я не увидел где мой отзыв нарушает эти правила. Максимум к чему можно прицепиться это слова "граждан-неграждан с юга", но да они там есть, я их там видел. Я не пишу что-то дискриминационное, просто они там есть и всё. Поэтому хотел бы попросить у юристов 1) Проверить мой отзыв на соответствие правилам сервиса яндекс карты. 2) Если мой отзыв не соответствует правилам, то помочь составить отзыв таким образом что бы он не нарушал правила и в нем отражалась суть - то что на мой взгляд заведение предназначено больше для женщин и то что в этом заведении при моем посещении я видел довольно много кавказцев. 3) Ответить на вопрос - в случае отклонения отзыва, есть ли какие то механизмы жалоб на сервис? То-есть по средствам обращения в какой-то орган, заставить яндекс карты опубликовать отзыв не нарушающий правила.
, вопрос №4685559, Максим Alekhin, г. Москва
Трудовое право
Нужно ли каждый год предоставлять эту справку?
Я работаю совместителем в муз школе. Совместителей увольняют в конце каждого учебного года, а 1 сентября принимают заново. В прошлом году предоставляла справку об отсутсвии судимости. В этом году-нет. Мне отказали в приёме на работу только по этой причине. Нужно ли каждый год предоставлять эту справку?
, вопрос №4685505, Зарема, г. Москва
Дата обновления страницы 05.06.2025