8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Необходимо ли мне подавать уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных?

Добрый день! Я являюсь ИП без сотрудников на упрощенной системе доходы (грузоперевозки). Договора заключаю только с ИП или ООО, с физлицами не заключаю. Документы (акты, счета) отправляю через Контур.Эльба или mail.ru на почту этих организаций. Необходимо ли мне подавать уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных? Спасибо.

, Елена, г. Донецк
Татьяна Степанова
Татьяна Степанова
Юрист, г. Санкт-Петербург
Эксперт

Здравствуйте, Елена!

Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, то есть Вы точно обрабатываете (собираете, храните, используете и т.д.)  персональные данные своих контрагентов-ИП.  Эта обработка является, скорее всего, автоматизированной, раз Вы используете Контур Эльбу, но это не точно.

Организация не является субъектом персональных данных, однако, вероятно, Вы обрабатываете персональные данные работников своих контрагентов-организаций. Персональные данные работников могут содержаться в доверенностях, выданных их работодателями-вашими контрагентами (паспорт, ФИО и т.д..), в переписке по эл. почте (должность, ФИО, личный телефон), в первичных учетных документах (должность, ФИО).

Подавать уведомление в РКН не требуется, если оператор осуществляет деятельность по обработке персональных данных исключительно без использования средств автоматизации.  Рекомендую изучить  Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687. Возможно, Вы попадаете под исключение.

Подавать уведомление, если оно для Вас обязательно, следовало до начала обработки персональных данных (то есть как минимум до заключения первого договора с контрагентом-ИП).  

Если Вам помог мой ответ, Вы можете отблагодарить меня небольшой суммой через мой профиль по ссылке.

Дополнительные вопросы Вы можете задать мне в рамках индивидуальной платной консультации в чате (стоимость и время консультации согласовываются там же).

1
0
1
0
Ибрагим Михтеев
Ибрагим Михтеев
Юрист, г. Москва

Здравствуйте, Елена!

Вы задали очень важный вопрос, который волнует многих предпринимателей, особенно в сфере B2B (работа только с организациями). Давайте разберёмся, нужно ли вам как ИП уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных, учитывая вашу деятельность.

 
Краткий ответ:
Если вы действительно не обрабатываете персональные данные физлиц в рамках своей предпринимательской деятельности, то подавать уведомление в Роскомнадзор не требуется.
Но в реальности всё может быть не так однозначно — объясню ниже, на что стоит обратить внимание.

 
Что важно учесть в вашем случае (грузоперевозки):
Вы работаете только с ИП и ООО, а не с физлицами. Это уже снижает риски. Но:

Вопрос №1: Обрабатываете ли вы персональные данные?
Согласно ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу.

Примеры персональных данных:

ФИО, номер телефона, e-mail, паспортные данные;
адрес проживания;
ИНН, СНИЛС, реквизиты банковских карт — если они привязаны к физлицу.
Вы всё же обрабатываете ПДн, если:
Контактируете с представителями организаций, например:

Получаете от них ФИО, телефоны, e-mail (например, менеджера по логистике или директора).
Храните эту информацию в базе, почте, 1С, Контур.Эльба.
Работаете с ИП. Даже если они действуют как юрлицо, ИП — это физлицо с особым статусом, и их данные считаются персональными.
Верховный суд в своих обзорах (например, Обзор судебной практики № 2 за 2018 г.) подтверждает: если вы хоть как-то обрабатываете данные физлиц — даже в переписке по почте — вы являетесь оператором ПДн.
 
Нужно ли подавать уведомление?
Не всегда.

Согласно п. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ, уведомление не подаётся, если обработка ПДн осуществляется исключительно:

в рамках одного трудового договора (не ваш случай — сотрудников нет),
для исполнения договора, стороной которого является субъект ПДн (например, физлицо-заказчик — но у вас их нет),
без распространения и передачи третьим лицам, и данные не подлежат трансграничной передаче.
Однако!

Если вы обрабатываете ПДн работников контрагентов (ИП, ООО) — даже их e-mail или ФИО в переписке — формально вы становитесь оператором ПДн.
 
Что делать на практике:
1. Проведите «аудит» данных:
Есть ли у вас ФИО, телефоны, email сотрудников или представителей контрагентов?
Сохраняются ли они в вашей почте, 1С, Контур.Эльба?
Если да — вы обрабатываете ПДн, и формально обязаны уведомить Роскомнадзор.

2. Оформите политику обработки ПДн на сайте или по требованию.
Это можно сделать даже без сайта — просто иметь на бумаге, если спросят при проверке.

3. Подайте уведомление в Роскомнадзор через онлайн-сервис, если:
данные хранятся систематизировано (почта, Excel, CRM),
вы не можете исключить обработку персональных данных.
Форма простая, подаётся через Госуслуги.

 
️ Ответственность
Нарушение требований закона 152-ФЗ может привести к:

административному штрафу по ст. 13.11 КоАП РФ — от 6 000 до 75 000 рублей для ИП;
проверке Роскомнадзора — особенно, если кто-то пожалуется или будет плановая проверка (редко, но бывает).
 
️ Итоговая рекомендация
Даже если вы не работаете с физлицами как заказчиками, но переписываетесь и храните контакты представителей компаний (ФИО, e-mail и т.п.) — лучше подать уведомление.

Это несложно, стоит один раз сделать, и вы исключите риски.

1
0
1
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
На мой вопрос о возможности замены товара или возврата денежных средств был получен отрицательный ответ со
Уважаемые юристы! Прошу вас проконсультировать по следующей ситуации, связанной с защитой прав потребителя. 12 июля 2025 года я приобрела ноутбук в магазине «DNS». Спустя несколько недель использования на матрице устройства было обнаружено белое пятно, видимое на черном фоне. 23 августа 2025 года я обратилась в тот же магазин с целью проведения проверки качества. После визуального осмотра сотрудником и оформления заказ-наряда 23.08.2025 ноутбук был передан на экспертизу. Через несколько дней я получила уведомление о готовности товара к выдаче. В магазине мне сообщили, что в ходе проверки был выявлен один битый пиксель, и мне был предложен гарантийный ремонт. На мой вопрос о возможности замены товара или возврата денежных средств был получен отрицательный ответ со ссылкой на то, что с момента покупки прошло более 15 дней, а недостаток не является существенным. Сотрудник утверждал, что один битый пиксель является допустимым. Не согласившись с данным решением, я забрала ноутбук для оценки дальнейших действий. Мною была направлена письменная претензия на имя директора магазина с обоснованием того, что указанный недостаток является существенным. Спустя 10 дней я получила официальный ответ, в котором магазин отказал в удовлетворении моих требований. В обоснование отказа было указано, что, в соответствии с ГОСТ Р 52324-2005, наличие одного битого пикселя находится в пределах допустимой нормы и не является производственным или существенным недостатком. Я изучила указанный ГОСТ и пришла к выводу, что внутренние стандарты производителя не могут иметь приоритет над правами потребителя, установленными Законом «О защите прав потребителей». Потребитель вправе рассчитывать на товар надлежащего качества, не имеющий недостатков, влияющих на его потребительские свойства. Кроме того, у меня есть обоснованные сомнения в корректности диагностики: характер дефекта (белое пятно) визуально отличается от классического одиночного битого пикселя и может указывать на более серьезную проблему с матрицей (например, кластер битых пикселей). Также я сомневаюсь в качестве возможного ремонта силами сервисного центра «DNS» ввиду многочисленных негативных отзывов о их работе в сети Интернет. В связи с этим я рассматриваю только два варианта решения проблемы: замену товара на аналогичный или возврат уплаченных денежных средств. Прошу вас оценить правомерность отказа магазина и дать рекомендации по дальнейшим действиям. Все необходимые документы (ответ магазина, акты) прилагаю. В целях сохранения конфиденциальности персональные данные в документах замазаны. Также прилагаю фотографию дефекта для визуальной оценки его характера. Заранее благодарна за вашу помощь и консультацию.
, вопрос №4685618, Аноним, г. Апатиты
Гражданское право
При смене собственника необходимо ли вносить изменения в договор аренды?
При смене собственника необходимо ли вносить изменения в договор аренды?
, вопрос №4685327, Сергей, г. Саранск
Гражданское право
Школа требует подписать согласие на обработку персональных данных с фондом гуманитарных проектов, сказали
Школа требует подписать согласие на обработку персональных данных с фондом гуманитарных проектов,сказали отказаться нельзя.Я,родитель не хочу подписывать.На каких законных основаниях можно отказаться
, вопрос №4685006, Елена, г. Владивосток
Предпринимательское право
Необходимо ли, открывать свой филиал там?
Здравствуйте! Я планирую открыть ООО в РБ. В штате у меня будет несколько сотрудников и один из них, а иногда и несколько будут брать заказы из России и предоставлять услугу там от лица самой компании. Подскажите, как компании из Беларуси официально осуществлять услуги в РФ? Нужно ли за это платить налоги в России? Необходимо ли, открывать свой филиал там?
, вопрос №4684755, Вадим, Минск
Защита прав потребителей
Мне также прислали "Заявление на зачисление" на курс, который стартует 18 сентября
Здравствуйте! Я бы хотела описать свою ситуацию и получить ваш взгляд на возможность возврата средств. Недавно я записалась в школу Contented и/или Skillfactory. На момент принятия решения о покупке я не была знакома с репутацией этих платформ. Я полностью оплатила курс. Перед оплатой мне была предоставлена оферта (прикрепляю к письму). После оплаты я заполнила и отправила только «Согласие на обработку персональных данных». Мне также прислали «Заявление на зачисление» на курс, который стартует 18 сентября. Я хочу подчеркнуть важный момент: я не подписывала и не отправляла им это заявление на зачисление. Кроме того, я не получала доступ к обучающей платформе, не заходила в личный кабинет, не скачивала и не просматривала никакие учебные материалы. После того как я узнала больше о реальном качестве обучения, я приняла решение отказаться от прохождения курса. Я сразу же написала в поддержку с вопросом, вернут ли мне полную стоимость. Мне ответили «конечно», однако, изучив присланную оферту, я увидела пункт о возможном удержании 28% стоимости. Меня, естественно, такой исход не устраивает, так как я фактически не приступила к обучению и не воспользовалась никакими услугами. Сейчас мне перестали отвечать в поддержке, и это вызывает беспокойство. Исходя из описанного, как вы думаете, имею ли я право рассчитывать на полный возврат средств без каких-либо удержаний? Мой отказ произошел до начала обучения и до предоставления мне доступа к образовательным ресурсам. Заранее благодарна за ваш профессиональный взгляд на эту ситуацию.
, вопрос №4684603, Анфиса, г. Москва
Дата обновления страницы 26.05.2025