8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
486 ₽
Вопрос решен

И как просто урегулировать этот конфликт?

Творческий ВУЗ. Преподаватель актерской мастерской ставит со студентами учебные спектакли в рамках учебного процесса.

Затем ВУЗом решается начать продавать на эти спектакли, которые будут показываться в стенах ВУЗа, а не на сторонних площадках, билеты. И выкладывать записи этих спектаклей на Ютуб и в свои соцсети (уже для популяризации артистов).

Соответственно, понятно, что нам а) нужен контракт с РАО, б) нужно заключить хотя бы соглашения о передаче ВУЗу прав на образы от артистов-студентов, в) заключить договор с режиссером постановки (он же мастер курса, он же художник, он же хореограф, он же автор инсценировки - все в одном лице).

Хотя я держу в уме, что режиссер работает в ВУЗе по ТК и такой спектакль - служебное произведение, но все же хочу отдельно заключить на каждый такой спектакль.

И тут один из педагогов заявляет: «Я ставил и буду ставить этот спектакль с другими труппами в других театрах еще до вас, реквизит тут мой, костюмы - личные вещи студентов, так что вы не можете получить исключительные права».

Также он заявляет, что ни один артист ни одного театра никогда не подписывал передачу прав театру. В это я верю с трудом: наверняка ведь все передаваемые театру права прописаны в трудовом договоре актера, просто он не вычитывал договор, я права?

Более того, этот педагог, по слухам, хочет в будущем открыть свой театр из всех выпускников своей мастерской и всё те же спектакли ставить уже на своей сцене на коммерческой основе. Правильно ли я понимаю, что раз эти спектакли в любом случае являются служебным произведением в рамках выполнения этим педагогом работ по ТД, то он априорно молча, без нашего согласия, даже на некоммерческой основе не вправе этого делать?

Много вопросов, но глобально он один: где истина, кому что принадлежит?

И как просто урегулировать этот конфликт?

Огромное спасибо!

Показать полностью
, Лена, г. Санкт-Петербург
Эмиль Таубулатов
Эмиль Таубулатов
Адвокат, г. Нальчик

Здравствуйте, Лена!

1.

Вы правы — спектакли, которые ставит своими силами и средствами театральный ВУЗ посредством работы режиссеров и актеров, выполняющих свои обязанности в рамках трудовых договоров, являются служебными произведениями. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1295 «Служебное произведение» ГК РФ, ссылка на статью,

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

 2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Таким образом, если между администрацией ВУЗа и авторами отсутствует специальное соглашение о принадлежности исключительных прав, то по общему правилу такие права принадлежат работодателю.

2.

И тут один из педагогов заявляет: «Я ставил и буду ставить этот спектакль с другими труппами в других театрах еще до вас, реквизит тут мой, костюмы — личные вещи студентов, так что вы не можете получить исключительные права».

Тут необходимо вновь обратиться к пункту 1 статьи 1295 ГК РФ:

Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

Обратите внимание на слово «созданное». «Созданное», а не «исполняемое». То есть, если речь идёт о постановке, созданной кем-то ранее и уже имевшей хождение на различных площадках, то о создании произведения в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей уже говорить не приходится. Это совсем другой случай, не имеющий отношения к процессу создания чего-либо в рамках осуществления трудовой деятельности. И в этом случае исключительное право принадлежать ВУЗу, разумеется, не может, поскольку театральная постановка заключается не только в воплощении на сцене драматургического произведения, но и в способах этого воплощения. Пьесы Чехова остаются неизменными с момента их написания и по сей день, но постановок великое множество. Если ВУЗ хочет использовать уже чьё-то готовое авторское прочтение пьесы драматурга-классика, то он не может претендовать на исключительные права, так как они, как правило, в таких случаях принадлежат автору.

Вот в общем-то и вся разница. Можно привлечь режиссера и актеров, чтобы они создали ВУЗу какое-то новое прочтение, доселе не исполнявшееся, и тогда ВУЗ сможет претендовать на исключительное право. Но получив уже ранее созданную кем-то постановку в готовом виде, претендовать на исключительное право не получится.

3.

Также он заявляет, что ни один артист ни одного театра никогда не подписывал передачу прав театру. 

Театрально-зрелищные представления в Гражданском кодексе Российской Федерации отнесены к категории сложных объектов. Сложным объектом, согласно ст.1240 ГК РФ, именуют объект, включающий в себя в качестве своих составных частей несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 1240 ГК РФ,

Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Иными словами, ВУЗу будет нужно подписать с артистами договоры об отчуждении исключительного права на исполнение (объекты смежных прав), либо лицензионные договоры о предоставлении лицу, организовавшему создание сложного объекта, права их использования. Подобные договоры заключаются и действуют в соответствии с общими правилами о договорах об отчуждении исключительного права и о лицензионных договорах.

Схожие договоры обычно заключают и с авторами музыки; с лицами, изготавливающими декорации; с костюмерами и другими работниками, создающими или предоставляющими для драматургической постановки результаты своей интеллектуальной деятельности.

4.

Этот педагог, по слухам, хочет в будущем открыть свой театр из всех выпускников своей мастерской и всё те же спектакли ставить уже на своей сцене на коммерческой основе. Правильно ли я понимаю, что раз эти спектакли в любом случае являются служебным произведением в рамках выполнения этим педагогом работ по ТД, то он априорно молча, без нашего согласия, даже на некоммерческой основе не вправе этого делать?

Да, совершенно правильно. Вновь обратимся к пункту 2 статьи 1295 «Служебное произведение» ГК РФ, 

...

 2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Как же быть в случае спора? Согласно пункту 104 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», ссылка на Постановление,

Суд устанавливает, является ли конкретное произведение служебным, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения.

...

Для определения того, является ли созданное работником после 31 декабря 2007 года по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника.

...

При наличии спора между автором и работодателем о том, является ли конкретное созданное автором произведение служебным, следует учитывать, что содержание трудовых обязанностей работника и факт создания произведения науки, литературы или искусства в пределах этих обязанностей доказываются работодателем.

То есть, в случае спора, ВУЗу нужно будет доказать, что эта постановка создавалась по его заказу силами режиссера и актеров, действовавших в рамках своих трудовых договоров.

1
0
1
0
Лена
Лена
Клиент, г. Санкт-Петербург
Подскажите пожалуйста, что есть «созданная постановка»? Один и тот же спектакль одного режиссера, исполняемый разными труппами, может считаться разными созданными постановками в силу того, что труппы — разные? Или в понятие «созданная постановка» не включается исполнение? То-есть можно ли по умолчанию считать, что раз постановка отрепетирована и показана студентами ВУЗа в поставке режиссера-педагога, то исключительные права у ВУЗа-работодателя? Можно ли попросить вас на простом примере объяснить, как быть? В ТД с педагогом прямо указано, что в его обязанности как педагога входит постановка спектаклей: это часть образовательной программы для студентов-артистов — и ВУЗ, по большому счету, не очень виноват, что педагог ставит что-то свое «старое». Подскажите, какой договор нужно заключить с педагогом-режиссером, в этом случае? Спасибо!

Есть драматургическое произведение, и его можно купить в любом книжном магазине, а есть постановка этого произведения. В самом произведении, как правило не указано, как выглядят персонажи, как они одеты, как двигаются и как разговаривают, какие вокруг декорации и так далее. Всё перечисленное — это режиссёрская постановочная работа. «Гамлет» один, а постановок его, наверное, тысячи. Если Вы ставите в ВУЗе полностью до этого кем-то созданную постановку, то Вы не сможете претендовать на исключительные права. Дело не в репетициях, а во всей постановочной работе, начиная от костюмов и заканчивая декорациями. Если точно в такой же постановке спектакль уже шёл, то исключительные права на него уже есть у тех, кто его создал. С педагогом-режиссером по идее у Вас уже есть договор — трудовой договор, как Вы сами указали в вопросе. Там должно быть прописано всё, что он должен делать согласно данному трудовому договору, то есть, его должностные обязанности.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Гражданское право
Как урегулировать вопрос и кто тут прав, а кто виноват?
Здравствуйте. Арендуем офис. В договоре описано что мы должеы предупредить о том сто мы съезжаем за месяц. Но случился форс мажор и мы предупредили за несколько дней. Нас заставляют платить еще месяц. Пока будут искать арендатора. Но платить нечем. Как урегулировать вопрос и кто тут прав, а кто виноват? Мы не сможем оплатить новую сумму. И предупредить тоже не могли. Тк все произошло внезапно.
, вопрос №4102182, виктория, г. Новосибирск
486 ₽
Вопрос решен
Уголовное право
И просто обменялись фотками они без лишнего То можно этого парня засудить?
Здравствуйте Например Дочка 13 лет Написала парню 18 лет Привет и тд. И просто обменялись фотками они без лишнего То можно этого парня засудить?или если ничего такого не было.
, вопрос №4101340, Арсен, г. Москва
Все
ломился пьяный человек в квартиру муж вышел возник конфликт
ломился пьяный человек в квартиру, муж вышел, возник конфликт в следствие которого муж ударил пьяного, тот упал, разбил бровь о плитку и вызвал полицию,
, вопрос №4101177, лиза, г. Брянск
Взыскание задолженности
Но этот родственник, не живет в квартире уже очень давно и на данный момент находится в местах лишения свободы
В квартире прописан родственник, на которого приходят долги. Но этот родственник, не живет в квартире уже очень давно и на данный момент находится в местах лишения свободы. Эту информацию мне просто передали на словах, в чем я, конечно, не сомневаюсь. Просто сама лично, я не ездила и не общалась с ним. Куда именно и с каким запросом обратиться: - чтобы подтвердить, что человек находится в местах лишения свободы - как возможно его выписать из квартиры.
, вопрос №4100314, Алёна, г. Иркутск
Защита прав работников
Скажите пожалуйста, нужно ли мне подавать декларацию о доходах в ФНС в этом году, если я работал директором культурно- досугового центра (КДЦ) и уволился с этой должности 31 марта 2022 года?
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, нужно ли мне подавать декларацию о доходах в ФНС в этом году, если я работал директором культурно- досугового центра (КДЦ) и уволился с этой должности 31 марта 2022 года?
, вопрос №4099019, Евгений, г. Москва
Дата обновления страницы 07.12.2022