Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

272 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
272 юриста сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Конституционное право

Неконституционные положения фз

Можно ли признать неконституционными положения (ст. 34) ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", предусматривающих обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, не противоречат ли они ст. 130 и ст. 131 Конституции?

26 Декабря 2012, 16:55, вопрос №34126 Максим, г. Самара
200 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (2)

  • Адвокат - Попов Вадим Андреевич
    получен
    гонорар
    50%
    Адвокат, г. Оренбург
    Общаться в чате

    Нельзя, тк Конституция, как акт высшей юридической силы, закрепила, в ст.72, положение о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

    ...установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления...

    Таким образом, законодатель в лице Федерального Собрания имеете право принимать акты, регулирующие порядок создания и функционирования муниципалитета.

    Более того, ст.133 Конституции гласит " Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами"

    Следовательно, положения ФЗ соответствуют Конституции.

    26 Декабря 2012, 17:10
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Жуков Константин
    получен
    гонорар
    50%
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Доброго Вам дня!

    Вопрос о конституционности норм достаточно сложный.

    Если прямо читать текст, то согласно ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, а тут вдруг ФЗ №131-ФЗ в ст. 34 указывает, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, т.е. определяет структуру.

    В Постатейном Комментарии к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина (Председателя Конституционного суда Российской Федерации) ("Норма", "Инфра-М", 2011) говорится следующее.

    "Принцип самостоятельности населения в определении структуры органов местного самоуправления закрепляется в ч. 1 ст. 131 Конституции. Важным является уяснение содержания понятия "структура органов местного самоуправления", а также определение степени самостоятельности населения в ее определении.
    В данной норме указанное понятие употребляется в широком смысле: оно включает как внутреннее устройство соответствующих органов, их наименование, так и определение видов, конкретного перечня выборных и других органов местного самоуправления, а также характера взаимоотношений между ними, в особенности между представительными и исполнительно-распорядительными органами, распределение компетенции между ними. Таким образом, условно можно выделить внешнюю структуру органов местного самоуправления и внутреннюю структуру - внутреннее устройство соответствующих органов, с которым порой неоправданно отождествляется понятие структуры органов местного самоуправления.
    В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к сфере полномочий государственной власти. В зависимости от толкования этой нормы самостоятельность населения в смысле ч. 1 ст. 131 можно понимать либо как самостоятельную разработку и определение населением всех параметров (внутренних и внешних) структуры органов местного самоуправления, либо как выбор структуры органов местного самоуправления и их самостоятельное формирование населением в рамках общих принципов организации местного самоуправления, установленных федеральным законом и в определенных случаях получающих конкретизацию в законах субъекта РФ.
    В пользу второго варианта толкования говорит следующее. Во-первых, если бы к названным общим принципам относилось государственное установление всех параметров (внешних и внутренних) структуры органов местного самоуправления, то не было бы смысла специально подчеркивать в ч. 1 комментируемой статьи самостоятельность населения. Во-вторых, в п. "н" ч. 1 ст. 72 не говорится о системе органов местного самоуправления, задаваемой государством хотя бы на уровне общих принципов. Это подтверждается и грамматическим толкованием п. "н" ч. 1 ст. 72 (в противном случае говорилось бы о системах органов государственной власти и местного самоуправления). Поэтому ошибочно усматривать в формулировке п. "н" ч. 1 ст. 72 указание на некую систему, следовательно, и структуру органов местного самоуправления, жестко предопределяемую законом. Таким образом, по Конституции, лишь в рамках установленных федеральным законом общих принципов организации органов местного самоуправления возможно законодательное закрепление определенных параметров структуры органов местного самоуправления, которая в конкретных своих внутренних и внешних характеристиках определяется населением самостоятельно путем ее закрепления в уставе муниципального образования.
    Именно такой подход к решению данного вопроса был избран и в Законе о местном самоуправлении. Его ч. 1 ст. 34 определяет структуру органов местного самоуправления лишь на уровне общих принципов организации местного самоуправления, имея в виду следующее. Во-первых, не все перечисленные в названной статье органы и выборные должностные лица должны в обязательном порядке создаваться в муниципальных образованиях: элементами структуры органов местного самоуправления они становятся, как это вытекает из самой нормы ч. 1 ст. 34 Закона, лишь в том случае, если будут предусмотрены уставом муниципального образования. Во-вторых, Закон о местном самоуправлении прямо предусматривает порядок самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования путем проведения местного референдума, а при отсутствии инициативы граждан о его проведении - представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания (ч. 5 ст. 34). Одновременно четко указывается, какие вопросы должны быть решены на референдуме по вопросу определения структуры органов местного самоуправления (ч. 6 ст. 34). В-третьих, решение многих вопросов, в частности внутренней структуры органов местного самоуправления, рассматриваемый Закон напрямую адресует населению муниципального образования (абз. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 34, ч. 14 ст. 35, ч. 7 ст. 36, ч. ч. 4, 8 ст. 37, ч. 2 ст. 38 и др.).
    В этом же плане - с учетом необходимости сохранения определяющей роли населения в определении структуры органов местного самоуправления - следует оценивать последние изменения, внесенные в ч. 2 ст. 34 Закона о местном самоуправлении Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 315-ФЗ <1>, согласно которым "уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется". Реализация на практике такого подхода потребует внимательного отношения населения к внесению соответствующих изменений в уставы муниципальных образований, что должно гарантировать самостоятельность населения в определении структуры органов местного самоуправления."

    26 Декабря 2012, 17:17
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

Похожие вопросы

stats