Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Каковы шансы на возмещение в этой ситуации?
Добрый день На частном участке был построен дом. Работы велись строительной организацией по договору подряда (Подрядчик 1). Договор подряда предусматривает гарантию на выполненные работы 2 года после подписания соответствующих актов. Дом строился по проекту (разработанному другой организацией) и включает в себя террасу на первом этаже, в кровлю которой встроен открытый (без крыши или навеса) балкон над этой террасой. Работы по балкону (гидроизоляция, утепление перекрытия, устройство стяжки и укладка плитки) были закончены летом 2019 года и примерно тогда же были подписаны акты на эту часть работ. Необходимо отметить, что разработанные проект не содержал полной и однозначной информации о технологии устройства пола балкона, в нем были допущены неточности и ошибки. Тем не менее подрядчик взялся за обустройство балкона и выполнил эти работы по технологиям, которые предполагал адекватными для данной ситуации. После сдачи объекта в 2020 году на открытой части террасы были обнаружены протечки во время дождя, вода шла (как казалось) через кровлю, но также были были протечки и по стене через перекрытие. Подрядчик был проинформирован летом 2020 (без официальных претензий), приезжал, осматривал, но недостатки не устранил ни в 2020, ни в 2021 году по различным причинам (ковидные ограничения, нехватка рабочих и т.п.). На тот момент ситуация не казалась критичной, было предположение, что надо немного поправить гидроизоляцию кровли. Отделанные помещения затронуты практически не были. В этом году (лето 2022) над балконом было принято решение построить навес, чтобы снизить влияние зимних погодных условий. Навес строит другой подрядчик (Подрядчик 2). Во время монтажа опоры несущей конструкции навеса на перекрытие балкона было произведено вскрытие стяжки и на плите перекрытия балкона обнаружена вода (над и под гидроизоляцией). Вскрытие стяжки в других местах балкона показало, что вода находится по всей площади балкона. Соответственно, сейчас необходимо будет произвести полный демонтаж отделки и стяжки и полная реконструкция пирога с предварительной просушкой плиты. По мнению Подрядчика 2, работы выполненные Подрядчиком 1 производились с нарушением СНИПов на устройство гидроизоляции. Но однозначно судить об этом можно будет после (в процессе) демонтажа. Вопросы. 1. Какими нормативными документами должен был руководствоваться подрядчик при отсутствии однозначной проектной документации? Необходимо ли было соблюдать СНИПы и прочие нормативные требования, даже если проект предусматривает другую технологию работ или не предусматривает вовсе? 2. Можно ли привлечь Подрядчика 1 к ответственности даже после истечения гарантийного срока, если окажется, что технология была нарушена? Вроде бы по статьям ГК 724 и 756 возможно привлечение к ответственности в течение 5 лет даже после окончания срока, если дефект возник до подписания акта. 3. Как правильно зафиксировать нарушение, если они буду выявлены в процессе демонтажа Подрядчиком 2, чтобы они могли быть использованы в качестве доказательной базы для спора с подрядчиком 1? Нужно ли заказывать официальную строительную экспертизу? 4. Что можно потребовать с Подрядчика 1 в качестве компенсации с учетом того, что работы теперь будет проводить Подрядчик 2, а также с учетом того, что возможно будут проводиться избыточные работы (сверх нормативов) чтобы максимально обезопасить себя от повторения ситуации с протечками. 5. Каков порядок действий в текущей ситуации? Полагаю стандартная претензия сначала, далее, в случае отказа - суд. Каковы шансы на возмещение в этой ситуации? Большая просьба давать ответы конкретно по пунктам. Готов ответить на вопросы. Спасибо. С уважением, Владимир
Здравствуйте, Владимир.
Буду отвечать по порядку.
Вопросы. 1. Какими нормативными документами должен был руководствоваться подрядчик при отсутствии однозначной проектной документации? Необходимо ли было соблюдать СНИПы и прочие нормативные требования, даже если проект предусматривает другую технологию работ или не предусматривает вовсе?
Если Подрядчик обнаруживает какие-либо проблемы с проектной документацией — например, ошибки, которые могут повлечь негативные последствия, он должен предупредить об этом заказчика:
Статья 716 ГК РФ Обстоятельства, о которых подрядчик обязан предупредить заказчика
1. Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
Поэтому сразу вопрос — предупреждал ли Вас об этом Подрядчик?
Как было сделано это предупреждение?
Согласно п. 2 Ст. 716 ГК РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных выше, не вправе при предъявлении к нему каких-либо требований ссылаться на указанные обстоятельства.
То есть можно говорить, что Подрядчик, не предупредивший о проблемах с документацией, несёт негативные последствия, которые повлекло следование ошибочному проекту.
Здравствуйте.
1. Какими нормативными документами должен был руководствоваться подрядчик при отсутствии однозначной проектной документации? Необходимо ли было соблюдать СНИПы и прочие нормативные требования, даже если проект предусматривает другую технологию работ или не предусматривает вовсе?
Он должен руководствоваться и СНИП-ами- в том числе. В силу ст.716 ГК РФ
1. Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
Если он Вас не предупредил, то это его ответственность.
2. Можно ли привлечь Подрядчика 1 к ответственности даже после истечения гарантийного срока, если окажется, что технология была нарушена? Вроде бы по статьям ГК 724 и 756 возможно привлечение к ответственности в течение 5 лет даже после окончания срока, если дефект возник до подписания акта.
Да указываете верно статьи, в принципе Подрядчика 1 можно привлечь. П 5 указывает, что
5. Если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный срок (пункт 1 статьи 722) начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком.
3. Как правильно зафиксировать нарушение, если они буду выявлены в процессе демонтажа Подрядчиком 2, чтобы они могли быть использованы в качестве доказательной базы для спора с подрядчиком 1? Нужно ли заказывать официальную строительную экспертизу?
Я бы советовал уже сейчас делать экспертизу. Или поговорить с экспертом, когда Подрядчику 2 приступать к работам. Может быть вообще эксперту что-то надо увидеть до монтажа.
4. Что можно потребовать с Подрядчика 1 в качестве компенсации с учетом того, что работы теперь будет проводить Подрядчик 2, а также с учетом того, что возможно будут проводиться избыточные работы (сверх нормативов) чтобы максимально обезопасить себя от повторения ситуации с протечками.
Вы вправе требовать возместить расходы по Подрядчику 1, а также убытки, которые у Вас в связи с этим возникли. Ст. 29 ФЗ «О ЗПП»
1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.5. Каков порядок действий в текущей ситуации? Полагаю стандартная претензия сначала, далее, в случае отказа — суд. Каковы шансы на возмещение в этой ситуации? Большая просьба давать ответы конкретно по пунктам.
Порядок да будет такой. Сначала направляется претензия. Если в течение 10 дней ответа не будет, тогда иск в суд. Ст. 31 ФЗ «О ЗПП»
1. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Также по гарантий. В силу ст. 29 ФЗ «О ЗПП»
5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.
То есть бремя доказывания ложится на Вас и тут да нужна будет экспертиза хотя бы какая-то. Вопрос о том, что делать сначала экспертизу или демонтаж, лучше, как я указал выше, обсудить с экспертом.