Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Кто вправе оспаривать те или иные постановления правительства России, порядок оспаривания и НПА, на основании которых имеется право оспаривания?
Кто вправе оспаривать те или иные постановления правительства России, порядок оспаривания и НПА, на основании которых имеется право оспаривания?
Здравствуйте!
1. Обжаловать постановление правительства РФ вправе любой гражданин, который считает, что при применении документа были нарушены его права
Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением
1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Здравствуйте Борис.
Кто вправе оспаривать те или иные постановления правительства России
порядок оспаривания и НПА, на основании которых имеется право оспаривания?
Общие положения закреплены в Федеральном конституционном законе от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и его Статье 5. Акты Правительства Российской Федерации.
Из статьи 5 следует, что:
8. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.-http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/4626e87bae831614969a531df561aac412e1d3be/
Далее общие положения закреплены в статье КАС РФ Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим.
Из этой статьи следует, что:
1. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться
лица, в отношении которых применен этот акт,
а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом...-http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/376390c2e0b4d19fbd9ad25590e17fce8a5c2671/
И положения указанные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Из Постановления следует, что:
Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта (далее также — заявление об оспаривании нормативного правового акта), как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу...
К компетенции Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции,…… (например, дела об оспаривании нормативных правовых актов… Правительства Российской Федерации… по основаниям их противоречия федеральным законам).-http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314764/
Т.е. порядок также регулируется, в том числе с учетом приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Дополнительные разъяснения органов прокуратуры, также можете посмотреть по следующей официальной ссылке:
Кто вправе оспорить в суде нормативный правовой акт?-https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_40/activity/legal-education/explain?item=48730939
Свои уточнения, вы также можете писать мне в личный чат, пройдя по ссылке на мой личный профиль:https://pravoved.ru/lawyer/798541/
Здравствуйте.
Любой гражданин РФ вправе обжаловать действия и акты (постановления органов государственной власти.
Для начала — Конституция РФ:
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Далее
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Иногда приходится отталкиваться от конкретного случая, пройти все инстанции — первая, апелляция, кассация, Верховный суд РФ. И только потом уже допускается рассмотрение нарушения Вашего права (если оно действительно имело место быть) в Конституционном суде РФ.
Здравствуйте, Борис
Кто вправе оспаривать те или иные постановления правительства России, порядок оспаривания и НПА, на основании которых имеется право оспаривания?
Зависит о каком конкретно нормативно-правовом акте идёт речь, и о каком Постановлении Правительства.
Сейчас, как правило, НПА обжалуются в рамках административного производства.
Оспорить может любой, на кого направлен и чьи права и законные интересы затрагивает:
Статья 208 КАС РФ Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
1. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
+ НПА могут оспаривать специальные субъекты, такие как Президент, прокурор, высшее должностное лицо субъекта РФ и др.
Это всё можете увидеть в ст. 208 КАС РФ.
Если НПА в сфере интеллектуальных прав, то оспаривание, соответственно, в Суде по интеллектуальным правам:
Статья 191 ГК РФ Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам
1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (далее в настоящей главе — нормативный правовой акт) рассматриваются Судом по интеллектуальным правам по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Есть ещё оспаривание в Конституционном суде.
Согласно ст. 208 КАС РФ заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном КАС, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Если говорить именно о Постановлениях Правительства РФ, то такое дело рассматривается Верховным судом РФ.
Статья 21 КАС РФ Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
Дело рассматривается судьями Верховного суда РФ коллегиально:
Статья 29 КАС РФ Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел
2. В суде первой инстанции рассматриваются коллегиально:
1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Также не будут подлежать применению акты с меньшей юридической силой, которые повторяют указанные в недействующем НПА нормы, либо основаны на нём.
При этом решение суда о признании НПА не действующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
2. Обжаловать постановление правительства РФ можно только в Верховном Суде РФ