Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Какой алгоритм действий в данной ситуации для ИП - Продавец?
Частичный возврат денежных средств: Клиент - Продавец - Поставщик.
Ситуация:
Клиент оплатил (онлайн) в интернет магазине 6 товаров.
Продавец ИП оплатил 2 счета разным поставщикам, 1 счет - 2 товара, 2 счет - 4 товара.
По 1 счету весь товар доставили клиенту. По 2 счету 1 товар доставили клиенту.
Клиент просит вернуть средства за непоставленный товар. Поставщик (2 счет, ООО) не возвращает оплату по счету за недоставленный товар (товар уже сняли с производства).
Какой алгоритм действий в данной ситуации для ИП - Продавец?
Спасибо
Здравствуйте.
Во-первых, настоятельно рекомендую начать с расчёта с потребителем. Дело в том, что ваши проблемы с Поставщиком на его права не влияют, а последствия непредоставления ему товара вовремя уходят далеко за пределы возврата средств. Для начала, это неустойка.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей»
Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
3. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
К тому же, это возможный штраф — 50% от суммы требований потребителя в случае их неудовлетворения.
Практика в текущей ситуации — нестандартной — ещё не сложилась, но в базе права потребителя защищаются в полном объёме. Самое разумное — это вернуть средства и начинать работать с Поставщиком.
Во-вторых, необходимо писать претензию Поставщику в отношении возврата уплаченных вами средств, плюс убытки, если таковые имели место. Отдельные условия по этому поводу могли быть предусмотрены договором, но услуга изучения документов у вас не оплачена.
Если вам нужна помощь с подготовкой претензионных документов и/или с более детальным изучением вопроса с учетом текста вашего договора с поставщиком — можете обратиться ко мне в чат.
Антон, добрый день!
Какой алгоритм действий в данной ситуации для ИП — Продавец?
1. Поскольку клиент просит вернуть средства за непоставленный товар, то их и требуется вернуть. Такие требования соответствуют п.2 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей.
2. Важно понимать, что в силу п.3 ст.23.1 указанного закона именно продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
3. В силу ст. 22 указанного закона требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Важно понимать, что если потребитель обратиться в суд, то может дополнительно потребовать компенсацию морального вреда (ст. 15 указанного закона), штраф в размере 50% от взысканной суммы( ст. 13 указанного закона).
4. Указанно в общем и целом в силу ст. 15 ГК РФ будет квалифицироваться как убытки в результате не исполнения обязательств поставщиком.
5. Безусловно, чтобы снизить размер убытков вам требуется изыскать средства и вернуть оплаченные потребителем деньги. Иначе в суде могут быть вопросы относительно добросовестности действий.
Например, в п.1 ст. 401 ГК РФ указано , что
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
как и ранее разъяснил, что могут возникнуть вопросы о степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
6. Безусловно направить претензию Поставщику, а при отказе, либо оставлении без удовлетворения согласно ст. 4 АПК РФ после истечения 30 дней со дня направления претензии (если иной срок не прописан в договоре), обращаться в Арбитражный суд за взысканием оплаты, убытков и иных расходов.
В данном случае рекомендуется вместе с подачей искового заявления подавать заявление о принятии обеспечительных мер, в том числе о наложении ареста на деньги, находящиеся на счету. (см. ст. 90-92 АПК РФ)
7. Безусловно не обойтись без переговоров с Поставщиком, чтобы мотивировать его вернуть оплату.
С уважением,
юрист Квон Дмитрий Викторович.
Добрый день.
Клиент просит вернуть средства за непоставленный товар. Поставщик (2 счет, ООО) не возвращает оплату по счету за недоставленный товар (товар уже сняли с производства).Антон
Казус ситуации заключается в том, что у поставщика на сегодняшний день нет оснований для возврата Вам оплаченной за товар суммы.
Так если в силу ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» Вы обязаны вернуть средства покупателю при его отказе от товара до его получения или в течении 7ми дней с момента его получения — то по отношению к Вашим взаимоотношениям с поставщиком, действующее законодательство такого рода гарантий не предполагает.
Здесь в силу ст. 310 ГК РФ
2. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Отказаться от товара при его поставке Вы в силу закона можете если имела место поставка товара ненадлежащего качества. В этом случае применимы правила п. 2 ст. 475 ГК РФ
2. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Ввиду того, что претензии к качеству товара отсутствуют — отказ от него перед поставщиком возможен только по общим правилам ст. 450 — 451 ГК РФ.
Отказ будет допустим при расторжении договора с поставщиком по соглашению сторон.
При его недостижении Вы можете отказаться в связи с существенно изменившимися обстоятельствами -
Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Но в этом случае направляя поставщику письменное уведомление об отказе и не достигнув согласия с ним — Вам придется обращаться в суд, где Вы будете доказывать одновременно наличие следующих обстоятельств
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
При этом то, что от товара отказался покупатель — само по себе не будет расценено судом как безусловное основание для Вашего отказа от договора с поставщиком.
На это Вам будет указано, что имел место действительный предпринимательский риск, а ввиду того, что товар находится в Вашем распоряжении Вы не лишены возможности реализовать его иному покупателю.
Покупка совершалась по публичной оферте интернет магазина.
«В соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случае принятия изложенных ниже условий и оплаты услуг, юридическое или физическое лицо, производящее акцепт этой оферты становится ПОКУПАТЕЛЕМ (в соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 438 ГК РФ акцепт оферты равносилен заключению договора на условиях, изложенных в Оферте), а ПРОДАВЕЦ и ПОКУПАТЕЛЬ совместно — сторонами Договора Оферты»
«7.7. ПРОДАВЕЦ ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по Договору Оферты за:
a) какие-либо действия и/или бездействия, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействий каких-либо третьих сторон;
б) какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду ПОКУПАТЕЛЯ и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог ПРОДАВЕЦ предвидеть возможность таких убытков или нет;
в) использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) ПОКУПАТЕЛЕМ выбранной им формы оплаты ТОВАРА по договору Оферты.
7.8. Совокупная ответственность ПРОДАВЦА по договору Оферты, по любому иску или претензии в отношении договора Оферты или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного ПРОДАВЦУ ПОКУПАТЕЛЕМ по договору Оферты.
7.9. Не вступая в противоречие с указанным выше, ПРОДАВЕЦ освобождается от ответственности за нарушение условий договора Оферты, если такое нарушение вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), включая: действия органов государственной власти, пожар, наводнение, землетрясение, другие стихийные действия, отсутствие электроэнергии и/или сбои работы компьютерной сети, забастовки, гражданские волнения, беспорядки, любые иные обстоятельства, не ограничиваясь перечисленным, которые могут повлиять на выполнение ПРОДАВЦОМ договора Оферты.
7.10. Все споры и разногласия, возникающие при исполнении СТОРОНАМИ обязательств по настоящему Договору, решаются путем переговоров. В случае невозможности их устранения, СТОРОНЫ имеют право обратиться за судебной защитой своих интересов.»
Покупка кем по этой оферте совершена? Вами у поставщика или клиентом у вас? Клиент, к слову, правильно понимаю, что именно потребитель? Не бизнес-продажа?