8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1500 ₽
Вопрос решен

Какие российские законы нарушает такая схема работы?

Есть инвестиционная платформа в зарубежной юрисдикции. Механика работы платформы напоминает механику работы фондовой биржи. Т.е. есть инвесторы, которые покупают/продают акции, но на этой платформе не реальные акции, а токены, т.е. просто цифровые записи (не блокчейн и не криптовалюта). Есть график текущей стоимости токенов и она зависит от спроса/предложения.

Платформа не принимает платежи, на ней только фиксируется кому принадлежит токен. Когда инвесторы хотят купить или продать токены, они переводят деньги друг другу на банковскую карту, просто как переводы между физлицами.

Итого:

Юрисдикция зарубежная;

Платежи платформа не принимает, т.е. деньги через счета владельца платформы не проходят. По сути платформа помогает покупателю и продавцу токенов найти друг друга;

Вопрос:

Что если пользователи из России регистрируются на ней и активно покупают/продают токены переводя деньги за токены напрямую друг другу. Какие российские законы нарушает такая схема работы?

Показать полностью
, Андрей п, г. Москва
Евгений Беляев
Евгений Беляев
Юрист, г. Барнаул
рейтинг 10
Эксперт

Добрый день. Сама платформа в данном  случае работая за пределами юрисдикции РФ не будет подчинена законам РФ.  Ее деятельность ими просто  не регулируется, даже не смотря  на то, что законодатель РФ очень хочет этого - Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 1

5. К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право

Реально говорить о том, что можно подчинить ее законам РФ нельзя. Здесь нужно смотреть соответствие ее работы законодательству юрисдикции ее нахождения

Вообще же сама схема с точки зрения соответствия ФЗ от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  представляет собой работу оператора обмена  цифровых финансгвых активов( исхожу из того, что сама биржа токены не выпускает, т.е. не является с точки зрения закона о ЦФА  оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов).

Требования к осуществлению деятельности оператора обмена цифровых финансовых  активов определены в статье 10  указанного закона. Не буду приводить ее здесь полностью, поскольку требований очень много. Посмотрите ее по ссылке http://www.consultant.ru/docum... начиная с п.2. 

При этом, повторю еще раз, если сама площадка работает в зарубежной юрисдикции, реальных рычагов воздействия на нее для исполнения законов РФ нет. А вывод расчетов за рамки площадки исключает возможность блокировки транзакций из(в) банков и эпс в рамках совершения сделок и перевода прав на токены на ней.  Таким образом здесь важно соблюдение именно законодательства юрисдикции нахождения биржи.

При этом не исключаю возможности проблем у участников сделок при расчетах за токены в рамках ФЗ N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  поскольку в силу ст.6 указанного закона обязательному контролю подлежат

5) операции с цифровыми финансовыми активами.

Ну и скажем  в указании БР № 5599- У от 20.10.2020 о внесении изменений в  Положение ЦБ 375-П   сделки с цифровыми активами вносятся отдельным пунктом, в качестве  операций вызывающих сомнение и подозрение в легальности, что является прямым основанием для блокировки банковского счета

11. Общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
1190 Операция, связанная с оборотом цифровой валюты

Несмотря на то, что токен не является криптовалютой, предполагаю что положение будет применяться расширенно и к нему http://www.consultant.ru/docum...(вступает в силу с 1 октября 2021)

Все остальные моменты могут быть детально разобраны в рамках отдельной полноценной услуги в чате.

С уважением Евгений Беляев

3
0
3
0
Юрий Колковский
Юрий Колковский
Юрист, г. Екатеринбург
рейтинг 8.3
Эксперт
Что если пользователи из России регистрируются на ней и активно покупают/продают токены переводя деньги за токены напрямую друг другу. Какие российские законы нарушает такая схема работы?

Андрей п

Здравствуйте. Во-первых, следует отметить, что понятие токена имеет довольно различное наполнение. К криптовалюте относится только один вид таковых, кроме того существуют токены-обязательства, в состав которых входят токены-акции, токены-сертификаты, кредитные токены и т.д. Если исходить из того, что Вы написали:

Т.е. есть инвесторы, которые покупают/продают акции, но на этой платформе не реальные акции, а токены, т.е. просто цифровые записи (не блокчейн и не криптовалюта).

Андрей п

то скорее всего, под токеном в данном случае Вы понимаете токены-акции, запись о которых в электронной форме подтверждает участие держателя в неких организациях, которые для эмиссии проводили ICO. Если эмиссию токенов осуществила незарегистрированная организация, то такие действия по российскому праву не имеют правовых последствий. Если же выпуск осуществила  зарегистрированная организация, то это обязательство не связано с корпоративными правами, т.к. их возникновение регламентируется специальными законами, которых в данном случае в российской юрисдикции нет. Ни закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ, ни закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ таких правовых конструктов не содержит.

Торговля токенами на биржах сейчас в российском праве не имеет регулирования. Владение и обмен криптоактивами также не запрещен. То есть правовых рисков участие в торговле токенами не несет. Однако следует отметить, что и защита Ваших прав при каком-либо их нарушении в этом случае российским государством осуществляться не будет.  

Но при этом как и любой доход , полученный налогоплательщиками, являющихся налоговыми резидентами РФ, является объектом налогообложения и облагаются НДФЛ. Представляется, что операции по обмену токенами не создают расходов и доходов, учитываемых для целей налогообложения, а вот при обмене токенов на фиатные деньги (т.е. их продаже с получением денег) такой доход возникает, в связи с чем Вам с таких сделок потребуется уплачивать НДФЛ. Вопросы может вызывать определение прибыли от таких операций, поскольку Вам придется доказывать документально расходы на приобретение токенов. В случае отсутствия таких документов, не исключено, что Вы будете выплачивать НДФЛ со всей суммы вырученной от продажи токенов. 

1
0
1
0
Виктор Котов
Виктор Котов
Юрист, г. Москва

Здравствуйте!

Андрей, если рассматривать именно вопрос о соблюдении законности с точки зрения российского применимого права к данным отношениям, то по существу основными моментами, на которые необходимо обратить внимание являются — вопросы проверки переводов денежных средств от физических лиц — граждан РФ в рамках Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также вопросы налогового декларирования и уплаты налогов.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем.
Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:
— завуалирование следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
— создание видимости законности получения доходов;
— сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
— уклонение от уплаты налогов;
— обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников; создание условий для безопасного и комфортного потребления;
— создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
Поэтому банки запрашивают у клиентов информацию с просьбой пояснить хозяйственную операцию со ссылкой на Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 23.04.2018).

В рамках контроля осуществляются процедуры идентификации. К обязательным процедурам идентификации относятся:

— у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф.И.О., гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
— у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ.

Если в транзакциях будут участвовать юр лица, то
— у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
— у иностранных юрлиц — данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
Может быть упрощенная идентификация в следующих случаях:
— выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным Законом N 115-ФЗ);
— клиент не вызывает подозрений у работников банка;
— транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.
Операции, которые вообще не подлежат идентификации:
— денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ.

В связи с этим, если по какой-то транзакции выяснится, что перевод осуществлялся в целях  покупки-продажи прав на токен на указанной площадке, то потребуется подтверждение документа, обосновывающего данные правоотношения. Поэтому соответствующие документы на сайте иметь целесообразно, не смотря на то, что сам сайт-площадка работает в иностранной юрисдикции.

Кроме того, с учетом того, что фактически покупка такого токена может быть истолкована как приобретение товара /услуги, то  согласно ст.1212 ГК РФ выбор права, подлежащего применению к договору, стороной которого является физическое лицо, использующее, приобретающее или заказывающее либо имеющее намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может повлечь за собой лишение такого физического лица (потребителя) защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если контрагент потребителя (профессиональная сторона) осуществляет свою деятельность в стране места жительства потребителя либо любыми способами направляет свою деятельность на территорию этой страны или территории нескольких стран, включая территорию страны места жительства потребителя, при условии, что договор связан с такой деятельностью профессиональной стороны.

При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве и при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 этой статьи, к договору с участием потребителя применяется право страны места жительства потребителя.

Поэтому в случаях претензий физ.лиц к правомерности совершенных операций возможны обращения, в том числе, в правоохранительные органы, в части проверки законности деятельности площадки. В этой связи , необходимо, в оферте (соглашении) и иных документах сайта прописать регулирование данных правоотношений с приобретателями таких активов.

Относительно вопросов налогообложения, то , если рассматривать деятельности платформы без образования юр.лица и в иностранной юрисдикции, то физ. лица долны сами уплачивать налоги со своих доходов после соответствующего декларирования в установленные сроки.

 В силу п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации (за исключением российских военнослужащих, указанных в п. 3 ст. 207 НК РФ), получившие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ (п. 2 ст. 228 НК РФ).
Таким образом, при получении дохода от иностранной организации физическое лицо — налоговый резидент РФ обязано представить налоговую декларацию по НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).
Поэтому 13 % НДФЛ в случае положительной разницы между ценой продажи/покупки они должны уплачивать самостоятельно.

При обнаружении незадекларированного дохода, возможно привлечение к ответственности за неподачу налоговой декларации и неуплату налога, например, нарушение срока представления налоговой декларации влечет привлечение к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ,

неуплата налога по ст.122 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Гражданское право
Добрый день, скажите пожалуйста, я награждена Благодарностью правительства Российской Федерации, могу ли я получить звание Ветеран труда
Добрый день, скажите пожалуйста, я награждена Благодарностью правительства Российской Федерации, могу ли я получить звание Ветеран труда. На госуслугах пришёл отказ. Стаж работы в медицине 30 лет, имею статус предпенсионера
, вопрос №4097050, Ольга, г. Ярославль
Социальное обеспечение
Прожиточный минимум, неприкосновенен, почему судебные приставы производят с него вычеты, нарушая закон
Прожиточный минимум, неприкосновенен, почему судебные приставы производят с него вычеты, нарушая закон.
, вопрос №4096570, Сергей, г. Братск
Налоговое право
На основании какой нормы закона можно попросить ИФНС приостановить начисление ПЕНИ по просроченному налогу за 2023 г
Здравствуйте! Вопрос простой. На основании какой нормы закона можно попросить ИФНС приостановить начисление ПЕНИ по просроченному налогу за 2023 г. по УСН для ООО? Поясню ситуацию более подробно. Компания на УСНО успешно работала некторое время с маркетплэйсом («МП»). У этого МП возникли проблемы и он не может вернуть последнюю выручку Компании, уже прошло 2,5 месяца ожидания, выручки до сих пор нет, т.е. возникли у ООО обстоятельства неопреодолимой силы (Форс-мажор) ! Учредитель ООО – частное лицо, имеет 4 кредита, взятых для развития бизнеса, по которым теперь не может вносить даже минимальные платежи, т.е. произошла порча деловой репутации и учредителя, а также его кредитной истории! Итак, в связи с Форс-мажором, возможно добиться у ИФНС приостановки начисления ПЕНИ по просроченному налогу за 2023 г. по УСН для ООО?
, вопрос №4095758, Роман Станиславович, г. Ставрополь
Гражданское право
Какие основы конституционного строя защищает Федеральный закон от 28 декабря 2012 г
Какие основы конституционного строя защищает Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»?
, вопрос №4095678, ирен, г. Москва
Дата обновления страницы 13.02.2021