Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Лицензирование деятельности для муниципального предприятия
Вопрос про устав муниципального предприятия. Я являюсь директором муниципального предприятия тепловые сети и котельные. На ряду с этой деятельностью, мой учредитель гор. администрация в лице мэра, вменила мне в обязанности, через внесение в устав дополнений, благоустройство города. В благоустройство города входит ряд работ, некоторые из них: ремонт и содержание дорог, составление проектно-сметной документации на ремонтно-строительные работы, выполнение работ по ремонту, содержанию и развитию электроустановок наружного освещения городского поселения... и. т. д. Вопрос: Может ли моё предприятие осуществлять работы и привлекать иные организации на выполнение данных работ не имея лицензии на право проведения данных работ с учётом ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 99-ФЗ ?
Добрый вечер, Александр!
Дело в том, что в данном перечне я не увидела видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Насколько понимаю, учредитель в лице администрации города внес в устав данного муниципального предприятия дополнительные виды деятельности, хоть и не связанные непоредственно с основным видом деятельности, т.е. появился дополнительный объем работ, на что потребуются дополнительные расходы. А в остальном опасности не вижу.
Как предприятие будет это осуществлять, своими силами или с привлечением третьих лиц (организаций) зависит от финансовой возможности предприятия и, скорее всего, от согласования с учредителем (нужно смотреть устав).
Если потребуется выполнение работ, на осуществление которых нужна лицензия, предприятие также может выбрать, получить лицензию самостоятельно или привлечь к выполнению данных работ (услуг) лицензированную оранизацию.
Если работы разовые, то целесообразней заключить договор с лицензированной организацией.
Пример из опыта, предприятие решило самостоятельно проводить медицинский осмотр сотрудников (по роду деятельности), вот тут было удобней и выгодней получить лицензию на предприятие.
99-ФЗ не предусматривает исключений для юридических лиц, имеющих муниципальную форму собственности, в отношении необходимости получения лицензий на занятие отдельными видами деятельности, предусмотренных в законе. Муниципальные предприятия, так же, как и предприятия, находящиеся в частной собственности, при осуществлении деятельности, предусмотренной ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности, получить лицензию в установленном порядке.
При этом вне зависимости от наличия или отсутствия лицензии, ваше предприятие имеет право привлекать для данных работ иные организации, имеющие лицензии на осуществление указанных видов деятельности. В этом случае между вашим предприятием и предприятием -исполнителем заключается договор подряда (если вы являетесь заказчиком) или субподряда (если вы являетесь подрядчиком или генеральным подрядчиком).
Если по договору с заказчиком вы являетесь генеральным подрядчиком по работам, требующим наличия лицензии, но при этом у вас лицензия отсутствует, в договоре подряда вам следует указать возможность привлечения на выполнение данных работ субподрядчика, имеющего лицензии на соответствующий вид деятельности.
Нет, администрация города явно вышла за рамки своих полномочий и устав должен быть признан не соответствующим закону и отменен в части изменений. Основания к этому следующие:
В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. (ст.2 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")
Таким образом, в случае продолжения действия данной редакции устава Вы будете нести ответственность как перед государством (ч.2 ст.14.1 КоАП РФ) так и перед контрагентами. Более того, действующее законодательство содержит еще одну возможность для пресечения в исковом порядке безлицензионной предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Пункт 2 ст. 61 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). В связи с этим представляется совершенно справедливым мнение, что при выявлении такого факта не следует ставить вопрос о прекращении деятельности субъекта в целом, поскольку он может вести иные виды деятельности, не подлежащие лицензированию. Однако деятельность, не получившая разрешения у компетентных органов, должна быть прекращена, а доходы от нее - взысканы в бюджет.
Устав определяет основные направления деятельности организации и необходимость регистрации таких действий также должна быть отражена. Отражены должны быть и источники финансирования такой деятельности, в силу положений ст.4 и 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так что здесь есть за что, при нормальном подходе, зацепиться. Тем более если за несоблюдение данных требований положено наказание за счет бюджета, муниципалитет обязан проверить данный пункт на соответствие ФЗ.
Муниципалитет обязан соблюдать свой устав и руководствоваться его положениями, более того противное наказывается прокуратурой представлениями об устранении законодательства. Здесь нужно именно изменения в устав оспаривать а не лицензии получать, тк соответствующих доходов не предусмотрено и исполнение функций по дополнительному финансированию деятельности невозможно.
Ну или обращаться в субъект РФ о выдаче субвенции, больше никак.
Не совсем соглашусь с коллегой. Закон не содержит запрета на внесение в устав видов, деятельности, подлежащих лицензированию. Закон запрещает ими заниматься без лицензии (наступает ответственность).
В связи с этим не имеет смысла признавать устав не соответствующий закону.
А при возникновении ситуации, связанной с необходимостью осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, руководителю предприятия следует решать вопрос, как он будет это делать - получать лицензию, привлекать лицензированного подрядчика либо откажется вообще от проведения этих работ с извещением об этом учредителя, если такое возможно.
А вот что касается основного вида деятельности предприятия (цели, для которой оно создано), то руководителю имеет смысл поставить вопрос перед учредителем, как дополнительные виды деятельности согласуются с его основной деятельностью. Может стоит их переложить на предприятие с данным профилем (благоустройство города - предприятию по благоустройству, содержание электроустановок - горсвету и т.п.).
Небольшое уточнение. Внесение в устав муниципального предприятия видов деятельности, подлежащих лицензированию, не влечет за собой непременного осуществления этим предприятием данной деятельности, только если этого не требует уставная деятельность.
Поэтому необходимости в решении вопроса - получать лицензию, привлекать лицензированного подрядчика или отказаться от осуществления такого вида деятельности, может вообще не возникнуть.