8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1200 ₽
Вопрос решен

Поставщик (Комитент на ОСНО) передает товар на реализацию Магазинам (Комиссионерам на УСН)

Группа компаний занимается поставкой и продажей в розницу и мелким оптом товаров.

Планируем создать следующую схему снабжения розничных и мелкооптовых магазинов:

Подготовить комиссионный договор, по которому оптовая компания – Закупщик товаров (почти весь товар закупается с НДС) - будет выступать Комитентом (на ОСНО). А розничные и мелкооптовые магазины станут Комиссионерами (на УСН - так как со следующего года отменяют ЕНВД).

Идея в следующем: Поставщик (Комитент на ОСНО) передает товар на реализацию Магазинам (Комиссионерам на УСН), и платит им вознаграждение за продажу. А Комиссионер продает товар конечным покупателям и отчитывается перед Поставщиком (Комитентом), отдает ему выручку за товар и получает вознаграждение по договору комиссии. И выручка Комиссионера (именно Комиссионера, а не Комитента) складывается из двух частей:

1. из вознаграждения по договору комиссии;

2. из «некой услуги», которую Магазины как бы оказывают конечным покупателям.

И из этой выручки покрываются затраты Магазинов (з/п продавцов, аренда, обслуживание и тд).

Возникают следующие вопросы:

1. В учете НДС. Магазины, не смотря на УСН, должны весть учет входного НДС. Плюс очень громоздкий отчет Комиссионера, который не понятно пока как автоматизировать. Это определенные сложности для тех, кто с этим ранее не работал, и для нас – как в отношении дисциплины документооборота, так и IT-доработок 1С. Нельзя ли без этого обойтись или как-то упросить?

2. Информация в кассовом чеке, выбиваемом он-лайн кассой. Изначально была идея следующая: в чеке просто указывать конечную стоимость товара. Но, по-разбиравшись с нормами права, встретил позицию, говорящую, что каждая единица товара в чеке должна быть выделена, указана конечная цена за товар и количество единиц товара, а так же ставка НДС. И тогда получается, что Магазины должны выделять в чеке эту «некую услугу» (вторую часть своей выручки, описанную выше). И её нужно выделять как некий процент наценки к каждому товару чека. Так ли это?

Всё это не очень хорошо, так как будет наводить смуту среди розничных покупателей, и породит множество вопросов по тому, что товар стОит серьезно меньше, и что покупатели должны платить за какую-то «непонятную» услугу. Обращаю внимание, речь не идет о каком-то обмане, злоупотреблении доверием или введении в заблуждение конечных покупателей. Цены вполне демократичные и находятся на среднем уровне и даже ниже. Если бы можно было цену товара указать одной строкой – вопросов бы не возникало (сейчас мы так и работаем) …

Вопросы следующие:

1. Можно ли как-то упросить учет «чужого НДС» Магазинами и отчеты Комиссионера?

2. Правильно ли я понимаю информацию по структуре кассового чека?

3. Можно ли это как-то обойти и указывать в чеке цену товара одной строкой?

4. Если нельзя, то как это правильно построить эту конструкцию и назвать эту «некую услугу»?

5. ВернА ли идея с такой схемой? Не будет ли у контролирующих органов претензий по отсутствию деловой цели, экономической целесообразности и тд?

6. Возможно, есть еще какие-то варианты, как организовать продажи конечным покупателям от Поставщика, который закупает товар с НДС? Прямая продажа «в лоб» с НДС не целесообразна экономически – торговля будет в убыток. Классически перепродавать от Поставщика (на ОСНО) товар Магазинам (на УСН) – не получается, так как на УСН установлены ограничения по выручке (150 млн руб в год)…

Заранее благодарен коллегам из профессионального сообщества за комментарии. Если кому-то будет интересно – то сможем продолжить сотрудничество по совместной углубленной проработке как этой идеи, так и ряда других

Показать полностью
, Александр, г. Краснодар
Павел Попов
Павел Попов
Юрист, г. Новосибирск

Здравствуйте Александр!

1. В учете НДС. Магазины, не смотря на УСН, должны весть учет входного НДС. Нужен единый сервер и одна программа 1С.

2. Информация в кассовом чеке — каждая единица товара в чеке должна быть выделена, указана конечная цена за товар и количество единиц товара, а так же ставка НДС. Это так. Вам нужно выделять вашу услугу (наценку), можно ее назвать «комиссионные». Вопрос прописать в правилах и повесить на стену в торговом зале. Если кто будет интересоваться строкой, показывать правила,. где товар на комиссии. Можно пойти другим путем, подготовить учетную политику в которой прописать, что комиссионные ваши включаются в стоимость товара. 

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)Статья 8. Учетная политика
 

1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Подробно можете посмотреть тут. 

Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 07.02.2020) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“ (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету...Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 06.10.2008 N 106н
 
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ „УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ“
(ПБУ 1/2008)

Список изменяющих документов

I. Общие положения II. Формирование учетной политики III. Изменение учетной политики IV. Раскрытие учетной политики



Вопросы следующие:



1. Можно ли как-то упросить учет «чужого НДС» Магазинами и отчеты Комиссионера?

Ответ на этот вопрос дает ст. 346.11 НК РФ, по нормам которой фирмы, работающие на УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, касающихся:

ввоза товаров в РФ;
налога, обозначенного в ст. 174.1 НК РФ (операции по договорам простого товарищества и доверительного управления).
Кроме того, НДС при УСН нужно заплатить «упрощенцам» — налоговым агентам. То же самое придется им сделать и при выставлении ими своим партнерам счетов-фактур, в которых выделен НДС. Ситуации, при которых «упрощенцы» считаются налоговыми агентами, приведены в ст. 161 НК РФ: операции продажи-покупки и аренды госимущества, приобретение товаров, работ, услуг на территории России у иностранных контрагентов, не зарегистрированных в российских налоговых органах.

Учет нужен. ФНС сразу вычислит. Можно воспользоваться следующим, что носит заявительный характер. 

»Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
КонсультантПлюс: примечание.
Течение сроков (кроме процедурных), установленных ст. 176 НК РФ, производится без учета нерабочих дней, предусмотренных Указами Президента РФ (Письмо ФНС России от 10.04.2020 N ЕА-4-15/6101).
НК РФ Статья 176. Порядок возмещения налога
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по налогам. Вопросы применения ст. 176 НК РФ
 
1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
2. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
3. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается:
(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
(абзац введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
(абзац введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
(абзац введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
4. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
5. В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.
6. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
8. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
10. При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
11. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
11.1. В случае, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 настоящего Кодекса. При этом положения пунктов 7 — 11 настоящей статьи не применяются.
(п. 11.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
12. В случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 настоящего Кодекса, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

2. Правильно ли я понимаю информацию по структуре кассового чека?

да, правильно понимаете.

3. Можно ли это как-то обойти и указывать в чеке цену товара одной строкой?

Читайте выше ответ, можно, если сделать учетную политику.

4. Если нельзя, то как это правильно построить эту конструкцию и назвать эту «некую услугу»?

Так и выделить, комиссионные и правила повесить.

5. Верна ли идея с такой схемой? Не будет ли у контролирующих органов претензий по отсутствию деловой цели, экономической целесообразности и тд?

Вопросы могут быть. Нужно грамотно пояснить. Выработать правовую позицию.

6. Возможно, сделать несколько предприятий.

0
0
0
0
Александр
Александр
Клиент, г. Краснодар

Павел, здравствуйте. Благодарю за развернутый ответ. Позвольте уточнить следующее:

1. 

1. В учете НДС. Магазины, не смотря на УСН, должны весть учет входного НДС. Нужен единый сервер и одна программа 1С.

Попов Павел

1С на магазинах у нас есть. А что Вы имели в виду, про «единый сервер»? Про то, что без 1С и без электронного обмена документами между Комитентом и Комиссионером не обойтись?

 2.

Можно пойти другим путем, подготовить учетную политику в которой прописать, что комиссионные ваши включаются в стоимость товара. 

Попов Павел

«Комиссионные» — это Вы имели в виду «Комиссионное вознаграждение по договору комиссии»? У нас идея была в том, что выручка Магазинов (Комиссионеров) складывается из двух частей:

-  из вознаграждения по договору комиссии;

— из «некой услуги», которую Магазины как бы оказывают конечным покупателям.

Все затраты и прибыль Магазина (Комиссионера) не можем включить только в комиссионное вознаграждение (так как это будет очень большая статья затрат для Комитента, да еще и без НДС). То есть тогда экономики не будет у Комитента.

И второе — если включить комиссионное вознаграждение в стоимость товара — то как и какой НДС отражать в чеках ККМ для конечных покупателей?

3.

1. Можно ли как-то упросить учет «чужого НДС» Магазинами и отчеты Комиссионера?

Ответ на этот вопрос дает ст. 346.11 НК РФ, по нормам которой фирмы, работающие на УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, касающихся:

Попов Павел

Павел, поясните, пожалуйста эти цитаты норм права про вычеты, возмещение, недоимку и тд. Магазины (Комиссионеры) на УСН, насколько я понимаю, являются посредниками, и должны исчислять только «входной» НДС и передавать информацию о нем Комитенту; и они сами при этом расчет НДС не ведут, декларации никакие не заполняют и не сдают!? Разве нет!?

4.

5. Верна ли идея с такой схемой? Не будет ли у контролирующих органов претензий по отсутствию деловой цели, экономической целесообразности и тд?

Вопросы могут быть. Нужно грамотно пояснить. Выработать правовую позицию.

Попов Павел

Здесь согласен. Нужно качественно подготовить комиссионный договор. А кроме того, важно с высокой дисциплинированностью вести документооборот между Комитентом и Комиссионером — а это очень непросто в виду очень широкой номенклатуры и огромного количества розничных продаж (каждую из которых нужно отражать). Но деловая цель, мне кажется, очень «сильная»: Комитент занимается оптом, Комиссионеры — розницей, находятся в разных местах, разные люди работают и тд…

5.

6. Возможно, сделать несколько предприятий.

Попов Павел

Так и делаем — несколько. Но суть в том, что, в любом случае, НДС у оптового закупщика всё равно где-то должен перейти в «не-НДС» у розничных продаж… Об этом и есть мой вопрос. Или что то другое имели в виду?

1. 

1. В учете НДС. Магазины, не смотря на УСН, должны весть учет входного НДС. Нужен единый сервер и одна программа 1С.Попов Павел

1С на магазинах у нас есть. А что Вы имели в виду, про «единый сервер»? Про то, что без 1С и без электронного обмена документами между Комитентом и Комиссионером не обойтись?

Если вы хотите учет, то или вы будете получать информацию о продажах через электронную почту, и будет работник вам в вашу 1С все вбивать, делая скриншоты документов или сами документы получая. Или как в холдинге вести в одной 1с несколько предприятий, что будет более автоматизированно и менее трудоемко для логистики.

 2.

Можно пойти другим путем, подготовить учетную политику в которой прописать, что комиссионные ваши включаются в стоимость товара. Попов Павел

«Комиссионные» — это Вы имели в виду «Комиссионное вознаграждение по договору комиссии»? У нас идея была в том, что выручка Магазинов (Комиссионеров) складывается из двух частей:

-  из вознаграждения по договору комиссии;

— из «некой услуги», которую Магазины как бы оказывают конечным покупателям.

Все затраты и прибыль Магазина (Комиссионера) не можем включить только в комиссионное вознаграждение (так как это будет очень большая статья затрат для Комитента, да еще и без НДС). То есть тогда экономики не будет у Комитента. Тут надо подумать. Может не стоит изобретать велосипед и взять за основу наработанные схемы. Как услуги представителя например или ст.779 ГК РФ. 

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020)ГК РФ Статья 779. Договор возмездного оказания услуг

Позиции высших судов по ст. 779 ГК РФ >>>

Путеводитель по судебной практике (высшие суды и арбитражные суды округов) по ст. 779 ГК РФ

Как отдельную услугу. Если я вас правильно понял.

1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

И второе — если включить комиссионное вознаграждение в стоимость товара — то как и какой НДС отражать в чеках ККМ для конечных покупателей?

ст.779 ГК РФ подойдет

НДС отражать в зависимости от учетной политики. 

3.

1. Можно ли как-то упросить учет «чужого НДС» Магазинами и отчеты Комиссионера?

Ответ на этот вопрос дает ст. 346.11 НК РФ, по нормам которой фирмы, работающие на УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, касающихся:

Попов Павел

Павел, поясните, пожалуйста эти цитаты норм права про вычеты, возмещение, недоимку и тд. Магазины (Комиссионеры) на УСН, насколько я понимаю, являются посредниками, и должны исчислять только «входной» НДС и передавать информацию о нем Комитенту; и они сами при этом расчет НДС не ведут, декларации никакие не заполняют и не сдают!? Разве нет!?

Зависит от учетной политики. 

4.

5. Верна ли идея с такой схемой? Не будет ли у контролирующих органов претензий по отсутствию деловой цели, экономической целесообразности и тд?

Вопросы могут быть. Нужно грамотно пояснить. Выработать правовую позицию.

Попов Павел

Здесь согласен. Нужно качественно подготовить комиссионный договор. А кроме того, важно с высокой дисциплинированностью вести документооборот между Комитентом и Комиссионером — а это очень непросто в виду очень широкой номенклатуры и огромного количества розничных продаж (каждую из которых нужно отражать). Но деловая цель, мне кажется, очень «сильная»: Комитент занимается оптом, Комиссионеры — розницей, находятся в разных местах, разные люди работают и тд…

5.

6. Возможно, сделать несколько предприятий.Попов Павел

Так и делаем — несколько. Но суть в том, что, в любом случае, НДС у оптового закупщика всё равно где-то должен перейти в «не-НДС» у розничных продаж… Об этом и есть мой вопрос. Или что то другое имели в виду?

Да, должен перейти. Зависит от формы организации, упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса, согласно ст.3 346.11 НК РФ.

0
0
0
0
Правовед Техподдержка
Правовед Техподдержка
Юрист, г. Санкт-Петербург

Уважаемые юристы, не закрывайте вопрос ранее 20.08. Так как клиенту требуется больше времени на изучение вопроса. 

0
0
0
0
Роман Артемьев
Роман Артемьев
Юрист, г. Москва
рейтинг 8

Добрый день, Александр.

Добавлю в дискуссию несколько соображений.

И выручка Комиссионера (именно Комиссионера, а не Комитента) складывается из двух частей:

1. из вознаграждения по договору комиссии;

2. из «некой услуги», которую Магазины как бы оказывают конечным покупателям.

«Некой услуги» в описанной Вами ситуации в принципе быть не может, так как Ваш комиссионер никаких услуг не оказывает, а осуществляет розничную продажу товаров гражданам. 

Кроме того, в силу ст.16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1  «О защите прав потребителей»

запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Поэтому брать деньги с покупателя товара за «некую услугу» без фактического ее оказания неправомерно.

И из этой выручки покрываются затраты Магазинов (з/п продавцов, аренда, обслуживание и тд).

Гражданский кодекс РФ разделяет вознаграждение комиссионера (ст.991) и возмещение расходов на исполнение комиссионного поручения (ст.1001).

Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы.

Поэтому в договоре комиссии тоже нужно четко прописать размер вознаграждения и порядок возмещения расходов.

Например, можно предусмотреть, что комиссионер вправе удерживать из выручки, полученной от реализации комиссионных товаров, свои расходы, если это предусмотрено договором (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2013 г. N Ф07-5547/13 по делу N А56-54010/2012).

1. В учете НДС. Магазины, не смотря на УСН, должны весть учет входного НДС. Плюс очень громоздкий отчет Комиссионера, который не понятно пока как автоматизировать. Это определенные сложности для тех, кто с этим ранее не работал, и для нас – как в отношении дисциплины документооборота, так и IT-доработок 1С. Нельзя ли без этого обойтись или как-то упросить?

Учет входного НДС они вести не должны, так как они на УСН. Входящий НДС отражается в учете собственника товаров — комитента.

2. Информация в кассовом чеке, выбиваемом он-лайн кассой. Изначально была идея следующая: в чеке просто указывать конечную стоимость товара. Но, по-разбиравшись с нормами права, встретил позицию, говорящую, что каждая единица товара в чеке должна быть выделена, указана конечная цена за товар и количество единиц товара, а так же ставка НДС. И тогда получается, что Магазины должны выделять в чеке эту «некую услугу» (вторую часть своей выручки, описанную выше). И её нужно выделять как некий процент наценки к каждому товару чека. Так ли это?

 Четких разъяснений по вопросу, нужно ли отдельно выделять  в чеке комиссионное вознаграждение и нет, не сформировано. 

Требования к кассовому чеку перечислены в статье 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Согласно этой статье в чеке, в том числе, указывается: 

сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);

Обязанность выделять размер вознаграждения прописана в п.4 данной статьи только для банковских платежных агентов и субагентов.

О том, какие сведения должны быть в кассовом чеке, выдаваемом комиссионером, есть разъяснения ФНС России в Письме от 27.06.2019 N ЕД-4-20/12565@ «О направлении методических указаний». Там есть конкретный пример чека.

Всё это не очень хорошо, так как будет наводить смуту среди розничных покупателей, и породит множество вопросов по тому, что товар стОит серьезно меньше, и что покупатели должны платить за какую-то «непонятную» услугу. 

Если бы можно было цену товара указать одной строкой – вопросов бы не возникало (сейчас мы так и работаем) …

Не вижу препятствий, почему Вы не можете выделять цену одной строкой. Обязанности включать комиссионное вознаграждение отдельной строкой в чек закон не устанавливает.

Если у Вас в договоре прописано, что вознаграждение и расходы на продажу товара удерживаются комиссионером  из выручки после реализации товара, то, думаю, ни к чему усложнять чек включением туда ненужных сведений.

0
0
0
0
Александр
Александр
Клиент, г. Краснодар

Роман, Здравствуйте. Благодарю за интересный ответ. Позвольте несколько уточнений:

1.

Кроме того, в силу ст.16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1  «О защите прав потребителей»

запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Поэтому брать деньги с покупателя товара за «некую услугу» без фактического ее оказания неправомерно.

Артемьев Роман

Это важное замечание, которое хотя и не относится напрямую к налоговому праву — но накладывает серьезные ограничения. Ниже поясню почему

2.

Гражданский кодекс РФ разделяет вознаграждение комиссионера (ст.991) и возмещение расходов на исполнение комиссионного поручения (ст.1001).

Артемьев Роман . — Комитента

Была идея разделить источник выручки комиссионера на две части, получаемых от:
. — Комитента
. - от Конечных розничных покупателей 

И Родилась она по причине того, что все расходы розничных магазинов (Комиссионеров) будут без НДС, и возмещая такие расходы Комитент получит большую долю расходов, в которых не выделен НДС. А Выручка у Комитента вся с НДС. Соответственно, при такой схеме работы у  Комитента будут возникать большие суммы НДС к уплате… Или я не прав?

3.

Учет входного НДС они вести не должны, так как они на УСН. Входящий НДС отражается в учете собственника товаров — комитента.

Артемьев Роман

Роман, вот здесь не понял… Насколько я понимаю, Розничные магазины (Комиссионеры) должен выполнить за комитента его обязанность по исчислению НДС и даже предъявить счет-фактуру покупателю по его требованию (потому что фактически продавцом перед третьими лицами (розничными клиентами) является Комитент, а Комиссионер выступает как посредник…). Разве нет? 

4.

 Четких разъяснений по вопросу, нужно ли отдельно выделять  в чеке комиссионное вознаграждение и нет, не сформировано. 

Артемьев Роман

А вот за то, что  в чеке не обязательно выделять вознаграждение — можно было бы вполне попробовать «зацепиться»… НО: НДС то в чеке должен указываться, при условии, что Магазины продают товар Комитента, который является плательщиком НДС! Или как? И если надо указывать НДС, но размер вознаграждения можно не указывать — тогда сумма НДС в чеке не будет вычисляться прямым умножением суммы за товар на ставку НДС (10% ли 20%)… Или как?

5.

Если у Вас в договоре прописано, что вознаграждение и расходы на продажу товара удерживаются комиссионером  из выручки после реализации товара, то, думаю, ни к чему усложнять чек включением туда ненужных сведений.

Артемьев Роман

И здесь опять же: Выручка после реализации товара вся с НДС (так как это выручка Комитента). Так? А затраты у Комиссионеров по факту все без НДС. Тогда у Комитента будет возникать огромные суммы НДС к уплате… Или здесь можно как то более красиво это сделать

Роман, у Вас есть интересные мысли — буду признателен, если прокомментируете? Заранее благодарен  

Была идея разделить источник выручки комиссионера на две части, получаемых от:

— Комитента
.

  — от Конечных розничных покупателей 

Единственной обязанностью конечного розничного покупателя  является оплата  покупаемого товара. Поэтому и в чеке должна быть указана цена товара, не более того. 

Что входит в эту цену, какие составляющие и издержки, в том числе вознаграждение комиссионера, его не интересует. Разделять розничную цену на собственно цену товара и на сопутствующие издержки, думаю, неправильно. Да и покупатель, заметив это, естественно, откажется платить за неведомую услугу и нажалуется куда следует из-за обмана потребителей.

И Родилась она по причине того, что все расходы розничных магазинов (Комиссионеров) будут без НДС, и возмещая такие расходы Комитент получит большую долю расходов, в которых не выделен НДС. А Выручка у Комитента вся с НДС. Соответственно, при такой схеме работы у  Комитента будут возникать большие суммы НДС к уплате… Или я не прав?

Да, Вы правы. Поэтому с целью включения хотя бы части НДС в состав вычетов комитента Вам нужно прописать в договоре комиссии, помимо поручения осуществлять розничную продажу товаров комитента, также поручения совершать иные сделки, расходы по которым несет сам комитент, а не комиссионер:

ст.990 ГК РФ

1. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В этом случае правомерным будет включение комитентом в состав вычетов по НДС сумм налога, уплаченного по этим расходам, так как  фактическим покупателем товаров (работ, услуг) будет являться комитент (ст. 996 ГК РФ).  Комиссионер в таком случае перевыставляет комитенту счет-фактуру, показатели которого соответствуют показателям счета-фактуры, выставленного продавцом товаров (работ, услуг) комиссионеру,  а также нужен будет отчет комиссионера и копии первичных учетных документов, подтверждающих факт приобретения и оплаты товаров (накладных, платежных поручений и т.п.).

Роман, вот здесь не понял… Насколько я понимаю, Розничные магазины (Комиссионеры) должен выполнить за комитента его обязанность по исчислению НДС 

Правильно, это исходящий НДС. Начисляет НДС магазин при продаже, а уплату в бюджет производит комитент. Под входящим НДС понимается НДС, который налогоплательщик уплачивает при покупке товаров (работ, услуг).

А вот за то, что  в чеке не обязательно выделять вознаграждение — можно было бы вполне попробовать «зацепиться»… НО: НДС то в чеке должен указываться, при условии, что Магазины продают товар Комитента, который является плательщиком НДС! Или как? И если надо указывать НДС, но размер вознаграждения можно не указывать — тогда сумма НДС в чеке не будет вычисляться прямым умножением суммы за товар на ставку НДС (10% ли 20%)… Или как?

Исходить нужно из требований закона, а он гласит (ст. 4.7 Закона 54-ФЗ):

Кассовый чек и бланк строгой отчетности… содержат .... следующие обязательные реквизиты:
наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость 

сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам

Так как магазин является комиссионером, он должен указывать сведения, как если бы продавцом являлся сам комитент. То есть только наименование, цена товара, сумма покупки и сумма НДС по соответствующей ставке прямым умножением. Иные сведения, полагаю, неуместны.

И здесь опять же: Выручка после реализации товара вся с НДС (так как это выручка Комитента). Так? А затраты у Комиссионеров по факту все без НДС. Тогда у Комитента будет возникать огромные суммы НДС к уплате… Или здесь можно как то более красиво это сделать

Как указал выше, часть НДС, уплаченного комиссионером, могут быть учтены комитентом, если прописать в договоре, что товары (работы, услуги) приобретаются комиссионером для комитента и при условии перевыставления счетов-фактур.

0
0
0
0
Похожие вопросы
700 ₽
Вопрос решен
Предпринимательское право
Здравствуйте, имеет ли право ООО на ОСНО подарить учредителю объект ОС, если имущество уже самортизировано и
Здравствуйте, имеет ли право ООО на ОСНО подарить учредителю объект ОС, если имущество уже самортизировано и стоит за балансом и если можно, то какие документы для этого нужно и нужно ли будет платить ндфл и с какой суммы
, вопрос №4020516, Галина, г. Ростов-на-Дону
Защита прав потребителей
Мне отказывают в возврате ручек в магазине "читай город", хотя, товарный вид сохранен, в использовании они не
мне отказывают в возврате ручек в магазине "читай город", хотя, товарный вид сохранен, в использовании они не были, просто товар стал не актуальным, ведь изначально он планировался, как коллективный подарок курсом нашим педагогам, но некоторые люди отказались, в последствии, вкладывать свои деньги в общую долю. помогите, пожалуйста
, вопрос №4019423, Илья, г. Москва
800 ₽
Вопрос решен
Защита прав потребителей
Что такое в данном случае претензия и какие действия от поставщика она подразумевает
Заказчик предлагает подписать контракт. Гарантия на поставляемое оборудование-компьютеры 2 года. Однако в проекте контракта указано: -Претензии по скрытым дефектам могут предъявляться Заказчиком в адрес Поставщика в течение всего срока службы (срока полезного использования) Товара. Претензия это по сути расширенная гарантия? Срок слубжы 5 лет. гарантия всего 2 года. Что такое в данном случае претензия и какие действия от поставщика она подразумевает. Если сломается техника после гарантийного срока, но в пределах срока установленного на претензию. Что делать? Вот кратко текст 2.6. В течение гарантийного срока Поставщик обязан производить устранения недостатков или замену некачественного Товара за счет собственных средств в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента поступления уведомления от Заказчика. Все расходы, связанные с возвратом некачественного товара, осуществляются за счет Поставщика. В случае невозможности произвести ремонт в указанный срок Заказчику предоставляется функционально аналогичное оборудование на время ремонта. 2.7. Претензии по скрытым дефектам могут предъявляться Заказчиком в адрес Поставщика в течение всего срока службы (срока полезного использования) Товара. 8.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается договором в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. 8.2.1. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим договором, размер штрафа устанавливается в следующем порядке, а именно 1 000,00 руб. (Одна тысяча рублей). 8.3. В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных договором, заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). 8.3.1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором, размер штрафа устанавливается в следующем порядке, а именно 10% от цены договора. 8.3.2. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного договором, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
, вопрос №4018515, Алексей, г. Москва
786 ₽
Вопрос решен
Гражданское право
В спецификации прописан срок поставки товара- с момента подписания спецификации 150 дней
Здравствуйте! Подписан договор поставки товаров, общий объем 50 тонн. В спецификации прописан срок поставки товара- с момента подписания спецификации 150 дней. Также в тексте спецификации прописано что товар поставляется ежемесячно по 10 тонн. Товар поставлен партиями, последняя партия поставлена на 160-й день. Поставщик предъявляет претензию , считая просрочку по каждой поставке, начиная с расчета по внутридоговорному сроку - надо было поставить товар в июле, а поставлен в августе и т.д., и в конце - последняя партия поставлена за пределами договорного срока. Пеня считается, как в договоре - 0,1% за каждый день просрочки от суммы непоставленного товара. Насколько законна такая претензия , что , несмотря на то, что срок поставки товара стоит 150 дней, считают пени по внутридоговорной просрочке и какова практика по подобным ситуациям?
, вопрос №4018268, Евгений, г. Санкт-Петербург
700 ₽
Вопрос решен
Защита прав потребителей
Есть ли шанс вернуть деньги за товар, а товар вернуть в магазин?
Здравствуйте, купил умный унитаз zandini z19-98. В магазине лежал распечатанный листочек с его функциями. Меня заинтересовала функция автоматического открывания крышки, при подходе к унитазу. Также открывается с пульта. Это же написано на наклейке на коробке, и другие функции там же. После установки сантехником, выяснилось, что эта функция не работает, я заснял видео всех функций и отправил на почту в магазин. Мне пришел ответ, что в моей модели этой функции нет. Унитаз уже установлен, промазан герметиком к плитке на полу. Есть ли шанс вернуть деньги за товар, а товар вернуть в магазин?
, вопрос №4018278, Андрей, г. Москва
Дата обновления страницы 27.08.2020