Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Имеют ли силу юридическую силу Указы мэра Москвы?
Добрый день!
Хотела бы уточнить следующее:
1. Должны ли официальные документы (приказы, указы, поручения и т.д.), издаваемые президентом РФ, мэром РФ, быть подписаны (рукой)?
2. Должна ли быть проставлена печать на таких документах? Если да, то какая именно - с гербом или какая-либо другая (типа "Канцелярия...")?
3. Существует ли какой-то документ, в котором прописаны правила проставления подписи и печати на официальных бумагах, издаваемых президентом/мэром?
4. Могу ли я как гражданин РФ требовать копии официальных документов с обязательным проставлением на них подписи и печати президента/мэра? Или вернее сказать при моем требовании предъявить мне копию документа, изданного президентом/мэром, как она должна быть правильно оформлена?
5. Существует ли подписанная Конституция РФ? Могу ли я как гражданин РФ запросить у кого-либо копию подписанной Конституции РФ?
6. Как правильно проставляется печать на официальных документах, подписанных президентом/мэром - должна ли она ставиться в определенном месте (покрывать собою часть инициалов, должности, подписи)?
7. Имеют ли юридическую силу документы, издаваемые президентом/мэром, но не подписанные, а просто опубликованные на официальных соответствующих сайтах?
Заранее благодарю!
С уважением,
Мария
Добрый день. Мария, интересные вы вопросы задали, постараюсь на них ответить.
1. Да, такие документы должны быть подписаны лично мэром г. Москвы. Об этом сказано в следующих нормативно-правовых актах:
В соответствии со подпунктом 7 пункта 2 статьи 12 Закона г. Москвы № 25 «О правовых актах города Москвы» правовые акты должны обладать следующими реквизитами: наименование должности должностного лица, подписавшего правовой акт, его подпись, фамилию и инициалы.
Кроме того, есть Распоряжение Мэра г. Москвы № 311-РМ от 1993 года, в соответствии с пунктом 2.1.10. которого подпись является обязательным реквизитом документа.
В состав подписи входят: наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и ее расшифровка.
Здравствуйте.
Имеют ли силу юридическую силу Указы мэра Москвы?
Нормативно-правовые акты имеют юридическую силу, после их официального опубликования.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»
1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются — акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются — акты Правительства Российской Федерации)подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
2. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Действующее законодательство РФ четко не определяет, на каких документах необходимо ставить печать и какую именно. Это определяется локальными положениями госорганов в соответствии с Госстандартами на документацию.
Документ, должен иметь обязательные реквизиты, в том числе и подпись, в связи с внедрением СЭД (системы электронного документооборота) подпись может быть электронной.
Регулирование документооборота в органах государственной власти регулируется рядом нормативно-правовых актов:
— Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»
— Приказ Федерального архивного агентства от 22.05.2019 № 71 «Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления»
— «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения» (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988, Приказ Главархива СССР от 25.05.1988 N 33) (вместе с «Правилами заполнения основных реквизитов регистрационно-контрольных форм (РКФ)», «Примерным положением о службе документационного обеспечения управления»)
а также ряд других актов.
В соответствии с «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения»:
2.3.1. Правила оформления обязательных реквизитов документа
2.3.1.3. Обязательными реквизитами документов всех систем являются: наименование организации — автора документа; код организации — автора документа; название вида документа или унифицированной формы документа (включая заголовок); заголовок к тексту; код формы документа; дата документа; индекс; текст; визы; подпись; отметка об исполнении документа и направлении его в дело.
5 Оформление реквизитов документов
5.24 Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подписи печатью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документы заверяют печатью организации. Печать проставляется, не захватывая собственноручной подписи лица, подписавшего документ, или в месте, обозначенном «МП» («Место печати»).
Оформление проекта указа Президента Российской Федерации регламентировано Правилами оформления документов в Администрации Президента Российской Федерации утвержденными распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 15 января 1997 года N 102, с данным документом можете ознакомиться по данной ссылке:
В п.3.4 указанного акто в частности говорится:
3.4. В подразделении Администрации ведется учет полученных экземпляров законодательных актов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, распоряжений Вице-президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации. Ознакомление ответственных работников с поступившими документами осуществляется по поручению руководителя подразделения.
IV. Подготовка, оформление и рассылка документов Президента Российской Федерации, Вице-президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
4.5. Подписанный документ передается секретариатом Президента Российской Федерации, Вице-президента Российской Федерации или руководством Аппарата Правительства Российской Федерации для выпуска в Общий отдел вместе с указателем рассылки.
Документы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поступившие на выпуск без соответствующих виз, докладываются Общим отделом соответственно руководителям Администрации Президента и Аппарата Правительства Российской Федерации.
Выпускаемым документам (в том числе и секретным) присваивается порядковый номер. Нумерация указов и распоряжений Президента Российской Федерации, распоряжений Вице-президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации ведется раздельно. К порядковому номеру распоряжений Президента Российской Федерации добавляются буквы рп, Вице-президента Российской Федерации — рв, Правительства Российской Федерации — буква р.
4.7. Подлинники указов и распоряжений Президента Российской Федерации, распоряжений Вице-президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации спустя 10 дней после их выпуска вместе с подлинниками указателей рассылки сдаются на хранение в архив Общего отдела. Одновременно в архив сдаются справочные экземпляры этих документов с указателями рассылки.
Таким образом, документ с оригинальной подписью Президента РФ и печатью не публикуется, публикуется копия без указанных данных реквизитов, оригинальный документ сдается в архив.
Предоставление подлинников или заверенных копий подлинников физическим лицам по их заявлению не предусмотрено.
2. По поводу печати. В соответствии с пунктом 13 статьи 41 Устава города Москвы:
В тоже время, согласно пункту 2.1.15. Распоряжения Мэра Москвы № 311-РМ.
Я не нашел термина, под которым следует понимать «документ особого удостоверения». Но по идее, на всех нормативно-правовых актах мэра должна стоять его гербовая печать.
Но здесь, могу заблуждаться, думал коллеги поправят, если ошибся.