8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
800 ₽
Вопрос решен

Оформление транспортных накладных для экспедитора

Добрый день. Нужна Ваша помощь, как профессионалов!!!

Я являюсь учредителем транспортно-экспедиционной компании.(далее по тексту С). Своего автотранспорта не имеем. Находим под груз Заказчика (далее по тексту А), который может быть и грузоотправителем и грузополучателем и самим поставщиком, перевозчиков (далее по тексту В). Очень часто возникает спорные ситуации по поводу оформления товарно-транспортных накладных (далее ттн).

Как правило, на практике цепочка из подобных нам экспедиторов может длиться бесконечно и в итоге транспортная накладная оказывается в наших руках (дай бог, либо товарная накладная, но, как правило, с отсутствием нас как экспедиторов, не стоит забывать что мы так же нанимаем автотранспорт у стороннего перевозчика...цепочка продолжается!! В таком случае мы сами формируем ттн нового образца и в 2-х экземплярах отправляем заказчику, который нам непосредственно оплачивал, где просим проставлять подписи и печати в пунктах 6. Прием груза , п.7. Сдача груза , а так же в п.16. Дата составления, подписи сторон (с левой стороны).

Аналогично отправляем перевозчикам ттн в 2-х экз., которых мы непосредственно нанимали проставить подписи и печати , но уже как перевозчиков, которых мы наняли, т.е в п.9. Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению , в п. 10. Перевозчик , в п. 16 с правой стороны, самих же себя указываем как грузоотправителей и соответственно проставляем подписи и печати в: 6. Прием груза , п.7. Сдача груза , а так же в п.16. Дата составления, подписи сторон (с левой стороны).

Правомерно ли наши действия в отношении оформления ттн как заказчику, так и перевозчику?

Показать полностью
, Марина, г. Пермь
Андрей Харитонов
Андрей Харитонов
Юрист, г. Ростов-на-Дону

Расходы по услугам, не
согласованным сторонами, но оказанным экспедитором за свой счет, налоговики
могут признать необоснованными

Согласно пункту
1 статьи 801 ГК РФ услуги, оказываемые экспедитором, делятся на основные и
дополнительные. К числу основных услуг отнесены:

— организация
перевозки груза транспортом и по маршруту, который избран экспедитором или
клиентом;

— заключение от имени
клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;

— обеспечение отправки
и получения груза.

В качестве
дополнительных услуг договором может быть предусмотрен ряд операций:

— получение
документов, необходимых для экспорта или импорта;

— выполнение
таможенных и иных формальностей;

— проверка количества
и состояния груза, его погрузка и выгрузка;

— уплата пошлин,
сборов и других расходов за клиента;

— хранение груза, его
получение в пункте назначения;

— иные операции и
услуги.

Перечень
дополнительных услуг, указанных в ГК РФ, не является исчерпывающим. Стороны по
договору могут включить любые услуги, главное, чтобы они были связаны с
перевозкой груза. Это может быть формальная увязка, но в целом услуги должны
способствовать процессу достижения конечной цели экспедиционного договора.

Экспедитор оказывает
только те услуги, которые прописаны в договоре (п. 1 ст. 4 Закона № 87-ФЗ). Так
как законом не предусмотрена обязанность клиента компенсировать расходы,
понесенные экспедитором и не оговоренные сторонами, для предупреждения споров
как с клиентом, так и с проверяющими следует четко прописать услуги
экспедитора.

Правовые нормы экспедиционного
договора не запрещают прописать в договоре оплату услуг, включающую и
вознаграждение, и компенсацию расходов, одной суммой

Особенно важен этот
нюанс при оказании услуг по международной перевозке, где правомерность
применения налоговой ставки 0% по НДС и налоговых вычетов подтверждается
представлением в налоговый орган документов, предусмотренных НК РФ
(постановление ФАС Московского округа от 08.04.09 № КА-А40/2273-09).

Если экспедитор в
целях исполнения своих обязанностей по договору привлекает стороннюю
транспортную компанию, налоговые последствия аналогичны посреднической сделке

Согласно пункту
2 статьи 5 Закона № 87-ФЗ клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору
вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента в
порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. То есть порядок
расчетов по договору транспортной экспедиции стороны вправе определить по
своему усмотрению.

В случае если
участники сделки придут к соглашению, что в целях оказания услуг экспедитор
привлекает стороннюю транспортную компанию, то налогообложение осуществляется
по аналогии с посредническими договорами.

Так, в соответствии
с пунктом 9 статьи 270 НК РФ при формировании налоговой базы не
учитываются поступления в виде имущества, переданного комиссионером, агентом и
(или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии,
агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты
затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за
комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат
включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в
соответствии с условиями заключенных договоров.

Данную норму
правомерно применять по отношению к договору транспортной экспедиции, о чем
свидетельствует также арбитражная практика (постановление ФАС Поволжского округа
от 28.11.06 по делу № А55-5707/06-31).

Таким образом,
расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента, в виде сумм,
уплачиваемых за перевозку, а также за дополнительные услуги —
погрузочно-разгрузочные работы, таможенные процедуры, хранение, не учитываются
экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и
перенаправляются клиенту.

Экспедитор вправе
перевыставить счет-фактуру аналогично посредникам или же составить сводный
счет-фактуру на все приобретенные для клиента услуги и работы

Еще недавно не было
официальных разъяснений о порядке выставления счетов-фактур, ведь по существу
ни главой 21 НК РФ, ни Правилами заполнения счета-фактуры,
применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость
(утв.постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137, не предусмотрен
какой-либо особый порядок составления и регистрации счетов-фактур при
осуществлении операций по оказанию транспортно-экспедиционных услуг.

На данный момент
финансовое ведомство разъяснило порядок выставления счетов-фактур (письма
Минфина России от 10.01.13 № 03-07-09/01, от 29.12.12 №
03-07-15/161 и от 01.11.12 № 03-07-09/148). Теперь экспедитор может
выбрать способ перевыставления счетов-фактур по услугам третьих лиц.

0
1
0
1

ДОКУМЕНТЫ

Первичные документы,  которые безопаснее оформить при осуществлении экспедиционной деятельности

В соответствии  со статьей 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции составляется в  письменной форме. Иные документы, которые составляются в рамках такой сделки,
также оформляются в письменной форме. Приказом Минтранса России от 11.02.08  № 23 утвержден Порядок оформления и формы экспедиторских документов.

Согласно пункту  5 указанного Порядка к экспедиторским документам относятся:

— поручение  экспедитора, которое определяет перечень и условия оказания клиенту  транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;

— экспедиторская  расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от
клиента либо от указанного им грузоотправителя;

— складская расписка.  Она подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское  хранение

Раннее транспортные  расходы подтверждались товарно-транспортной накладной, составленной   по форме № 1-Т (утв. постановлениями Госкомстата России от  28.11.97 № 78 и Правительства РФ от 15.04.11 № 272). С 25 июля 2011
года введена новая форма транспортной накладной, которая в настоящее время  является подтверждением расходов на транспортировку при перевозках грузов  автотранспортом. Товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т также
не отменена.

Официальная позиция по  применению транспортной накладной изложена в письмах Минфина России от
27.02.12 № 03-03-06/1/105 и от 08.11.11 № 03-03-06/1/722, где
разъясняется, что транспортная накладная обязательна к заполнению,  поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, то есть ее  назначение отличается от назначения формы № 1-Т. Товарно-транспортная
накладная по форме № 1-Т служит для учета транспортной работы и  расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов. Ее  наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях
налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов. Иными словами,  товарно-транспортная накладная служит для учета расходов на доставку грузов.

Отсутствие первичных  документов экспедитора рискованно с налоговой точки зрения . Отсутствие или
неверное их оформление может послужить основанием для отказа при налоговой  проверке в признании понесенных расходов на основании статьи 252 НК  РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.11 № 16-15/093505 ).

По мнению Минфина  России, нарушение в оформлении, а также отсутствие указанных документов может  являться основанием для отказа в применении нулевой ставки по НДС в отношении  международных перевозок (письмо Минфина России от 02.08.11 № 03-07-15/72).

Если экспедитор при  перевозке не оформил транспортную накладную и ТТН, то налоговые органы могут  отказать в применении налогового вычета из-за того, что реальность перевозки не  подтверждена

Вместе с тем, по  мнению судов, транспортные расходы можно учесть и без транспортной накладной,  если есть иные документы, подтверждающие произведенные затраты (постановления  ФАС Московского от 06.02.09 № КА-А40/167-09 и Центрального от  14.10.10 № А09-11083/2009 округов). В рассматриваемом случае ими могут  быть перечисленные выше экспедиторские документы.

0
1
0
1
Виктор Котов
Виктор Котов
Юрист, г. Москва

Здавствуйте!

С 1999 года для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных
ценностей сторонней организации предусмотрено использование также и товарной накладной по форме ТОРГ-12,
содержащейся в «Альбоме унифицированных форм первичной учетной
документации по учету торговых операций», утвержденном Постановлением
Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. При этом пояснениями
к форме предусмотрено, что она составляется в двух экземплярах. Первый
экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом,
утверждение о том, что форма товарно-транспортной накладной N 1-Т
является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, противоречит Постановлению
Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Кроме того, действующая в настоящее время форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком
перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает. <Письмо> ФНС РФ от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195).   Оформление
товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т
в данном случае не является необходимым в случае оформления транспортной
накладной и требования-накладной по форме N М-11.

По мнению
контролирующих органов, так как товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т)
служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за
оказанные услуги по перевозке грузов, ее наличие является так же необходимым
условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с
перевозкой грузов, как и наличие транспортной накладной (см., например, Письма
Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/1/746,
от 11.11.2011 N 03-03-06/1/745).
Минтранс России высказался, что использование транспортной
накладной не исключает также и применения накладных форм N N 1-Т
и ТОРГ-12
(Письмо
от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис). Т.е., в Вашей схеме Вы должны также при
выдаче накладных выступать или заказчиком, или перевозчиком. Таким образом, в таком случае транспортировка состоит из нескольких этапов, в которых имеют место отношения между разными контрагентами, поэтому можно выписывать ТТН после
получения груза, действуя уже как перевозчик.

0
0
0
0
Надежда Фролова
Надежда Фролова
Юрист, г. Москва

Уважаемый коллега, Харитонов Андрей! Вы нарушаете правила сайта. Ваш ответ заимствован с другого ресурса taxpravo.ru/analitika/statya-313852-nalogovyie_posledstviya_u_ekspeditora_zavisyat_ot_vida_uslug_i_poryadka_kompensatsii_zatrat_zakazchikom

2
0
2
0
Похожие вопросы
Нотариат
При оформлении ипотеки, может ли жена через нотариуса отправить согласие на подпись мужу в другой город?
Добрый день! При оформлении ипотеки, может ли жена через нотариуса отправить согласие на подпись мужу в другой город? Если у мужа нет возможности пойти к нотариусу
, вопрос №4107850, Екатерина, г. Иркутск
386 ₽
Лишение водительских прав
Могу ли я управлять транспортным средством на частной територии?
Здравствуйте. Я осужден за езду в не трезвом виде, и нахожусь под надзором. Могу ли я управлять транспортным средством на частной територии? Трактором.
, вопрос №4107887, Денис, г. Иркутск
1200 ₽
Вопрос решен
Предпринимательское право
Какие требования к оформлению такого бюллетеня?
Проведение очередного общего собрания членов товарищества в СНТ (по 217-ФЗ). У нас 30 вопросов планируется в повестке собрания. Соответственно это никак не влазит в лист А4, даже с двух сторон мелким шрифтом. Как сделать корректно бюллетень голосования на несколько страниц? Какие требования к оформлению такого бюллетеня? А также как корректно в электронном виде (скан\фото) принимать такие бюллетени от членов СНТ?
, вопрос №4107682, Олег Олег, г. Екатеринбург
900 ₽
Социальное обеспечение
Сейчас стаж Мун службы 18 лет, В случае увольнения могу ли я рассчитывать на досрочное оформление муниципальной пенсии?
Добрый день, я пенсионерка по старости, 1965 гр. в 2023 году уволилась с муниципальной службы. Стаж общий 38 лет , служащего17,8 лет, в 2024 году вновь устроилась в органы местного самоуправления чтобы доработать стаж службы, но началась ликвидации Организации и создание управы. Сейчас стаж Мун службы 18 лет, В случае увольнения могу ли я рассчитывать на досрочное оформление муниципальной пенсии? Москва, новые территории
, вопрос №4107335, Светлана, г. Москва
Автомобильное право
Я снял транспортное средства с учёта, что нужно чтоб новый владелиц поставил на учёт
Я снял транспортное средства с учёта, что нужно чтоб новый владелиц поставил на учёт
, вопрос №4107166, Александр, г. Москва
Дата обновления страницы 17.09.2014