Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Признание соглашения картелем и доминирующее положение его участников, есть ли связь?
Коллеги, какова связь между признанием соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами (или покупателями товаров) картелем и доминирующим положением таких хозяйствующих субъектов? Обязательно ли установление доминирующего положения данных лиц на товарном рынке с целью признания соглашения картелем?
Здравствуйте, Светлана.
Обязательно ли установление доминирующего положения данных лиц на товарном рынке с целью признания соглашения картелем?Светлана
Полагаю, что нет.
В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:
1. Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к....
и далее указываются последствия.
То есть квалификация тут идёт из самого факта заключения соглашения + в обязательном порядке должны быть последствия (в т.ч. в будущем).
И тут неважно какое положение они занимают. Если указанные в статье последствия от соглашения наступили или могут наступить — это признаётся картелем.
Светлана, добрый день.
Не до конца понятен Ваш вопрос, но все же попробую ответить. Если появятся дополнительные вопросы, то прошу уточнить.
Понятие картеля установлено ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции»:
Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
Далее перечисляются последствия которые исходят от заключения картельного соглашения:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) сокращению или прекращению производства товаров;
5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
То есть для признания соглашения картельным нужно прежде всего установить или заподозрить вышеуказанные последствия. Отсюда следует, что соглашение между конкурирующими субъектами может быть признано картельным и в том случае, если они не имеют доминирующего положения на рынке.
Обязательно ли установление доминирующего положения данных лиц на товарном рынке с целью признания соглашения картелем?
Понятие доминирующего положения следующее:
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
То есть это определенная группа юридических лиц способная оказывать влияние на рынок, как пример естественные монополии.
Картельное соглашения заключенное для целей монополизации части рынка может быть заключено и признано таковым между любыми хозяйствующими субъектами.
Обязательно ли установление доминирующего положения данных лиц на товарном рынке с целью признания соглашения картелем?
Светлана
Светлана, добрый день! Исходя из положений ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
т.е. законность таких соглашений не ставиться в зависимость от наличия или отсутствия доминирующего положения на рынке у участников таких соглашений, достаточно установления того, что такие соглашения приводят или могут привести к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции
Благодарю!
В соответствии с ч. 1 статьи 5 федерального закона, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Мне показалось, что доминирующее положение позволяет хозяйствующим субъектам достичь всех установленных частью 1 статьи 11 последствий.
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) сокращению или прекращению производства товаров;
5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Тем не менее закон не связывает это с доминирующим положением. Главное — последствия, а обусловлены они доминирующим положением или нет — не важно, по сути.