Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Создание корпорации
Добрый день! По утверждённой программе приватизации на очереди несколько унитарных предприятий, стоит вопрос создания на их базе некую корпорацию (АО). Как это организовать и что предусмотреть? После приватизации они станут ООО. Или их сразу необходимо переводить в АО, для дальнейшего объединения?!
Здравствуйте Сергей!
Необходимо понимать, что существует 2 этапа:
1. Первый этап — Приватизация госпредприятия.
В результате приватизации приватизируемые госпредприятия могут быть преобразованы в АО или ООО — в какую именно, это зависит от размера Уставного Капитала созданного в результате приватизации юридического лица, если имущества соответствующего приватизируемого юридического лица будет превышать 100 000 р. — такое предприятие может быть преобразовано в Публичное Акционерное Общество (п. 2 ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 26 ФЗ «Об акционерных обществах»), если ниже этого уровня — такое предприятие может быть преобразовано или в Непубличное АО или в ООО)
2. Второй этап — создание объединения (корпорации) юридических лиц после приватизации.
Каждое из созданных в результате приватизации АО или ООО вправе принять решение о проведении реорганизации в форме присоединения к другому, как правило наиболее крупному, АО — понятно, что в результате такой реорганизации уставной капитал АО к которому присоединяются другие организации — вырастет в разы, поэтому оно (АО к которому присоединяются другие юрлица) должно принять решение об увеличении уставного капитала, внести и зарегистрировать соответствующие поправки в Устав и ЕГРЮЛ.
Отдельно надо понимать важную проблему с обязательствами каждого из созданных в результате приватизации юрлиц.
В силу п. 4 ст. 57 и п. 2 ст. 58 ГК РФ в случае реорганизации в форме присоединения, организация. которая присоединяется к другому юрлицу — подлежит ликвидации, а все ее обязательства переходят к той организации к которой она присоединилась (АО) — п. 2 ст. 58 ГК РФ — это одни из основных рисков и разногласий при реорганизации (успешное и прибыльное АО никогда не захочет платить по долгам присоединяемой организации) как вариант разрешения таких конфликтов и разногласий — это уменьшение пакета акций в УК АО или отсутствие представителей такой организации в составе Правления или Совета директоров объединения (АО) и т.д.
И в заключение — также важной проблемой является трудовые отношения работников приватизированного предприятия. Здесь необходимо четко понимать правила ст. 75 Трудового кодекса в силу которой:
«При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.
Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.
В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.
При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.
Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.04.2014 N 55-ФЗ)
При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.»
ДЛя сведения
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества»
п. 2. ст. 13 Закона «Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)
В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
В случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.
ст. 57 ГК РФ (извлечение)
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Статья 58 ГК РФ (извлечение) Правопреемство при реорганизации юридических лиц
2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Понятно. Процедура приватизации состоит из следующих основных этапов, которые прописаны в ст. 11, ст. 12 и ст. 14 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:
1.Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия (порядок определения состава имущества определен ст. 11 Закона)
2. Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества (порядок определения цены установлен ст. 12 Закона)
3. Принятие решения об условиях Приватизации, которое в силу п. 2 ст. 14 Закона должно содержать следующие обязательные параметры:
«2. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:
наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
способ приватизации имущества;
начальная цена имущества
срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
иные необходимые для приватизации имущества сведения.
В случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается:
состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона;
перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
размер уставного капитала акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования унитарного предприятия;
количество, категории и номинальная стоимость акций акционерного общества или номинальная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью — Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.»
4. Разместить изложенную выше информацию на сайте www.torgi.gov.ru (Основание: ст. 15 Закона, Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 (ред. от 21.12.2018)