Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Использование фотографий сотрудников в информационных целях
В компании была проведена фотосессия, с привлечением сотрудников компании в рамках их рабочего графика. Проходили съемки товаров, которые презентовались сотрудниками - то есть, сотрудник держит в руках игрушку, например. В кадре сотрудник и игрушка. Фотосессия оплачена фотографу, руководством компании. Сотрудник увольняется и предъявляет претензию на использование фотографий в информационных и рекламных целях, с его присутствием на них, мотивируя тем, что уже не работает в компании. Кто прав? Работодатель, оплативший фотосессию, произведенную именно в рекламных целях? Или бывший сотрудник компании?
Добрый день, Людмила!
Нужно обратиться к Разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 августа 2013 г. «Разъяснения по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки»:
«В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» к биометрическим персональным данным относятся сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных.»
Изображение человека( фотография) позволяет установить личность человека и, исходя из определения Федерального закона «О персональных данных», относится к биометрическим персональным данным.
Обработка биометрических данных должна осуществляться только в письменного согласия работника.
В организации должна быть разработана форма согласия на обработку персональных данных, которая согласно ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», должна включать в себя:
«1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
9) подпись субъекта персональных данных.»
В перечне персональных данных, на обработку которых дается согласие, должно быть указано помимо прочего фраза «изображение лица», а также цель его использования (в том числе в рекламных целях).
Об этом говорят Разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 августа 2013 г.:
«Наличие согласия на обработку персональных данных … необходимо в случае использования изображения гражданина в рекламных целях.»
Если опубликование фотографий реально угрожает жизни и здоровью гражданина либо наносит ему моральные страдания, то на основании его мотивированного обращения распространение (демонстрация) данной информации должно быть прекращено.