Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
СТО при ОСГАО
Страховая направила ТС на осмотр в выбранный Потерпевшим сервис (СТО). СТО после осмотра (есть заказ-наряд), устно, сообщила Потерпевшему о необходимости доплаты (из 180т.р. - 70т.р.) за ремонт. Потерпевший отказался. Стразовая подтвердила, устно, необходимость доплаты. Потерпевший отказался и направил претензию с просьбой выдать направление на выбранную СТО, где и проходил осмотр. В итоге страховая выдаёт направление в другой сервис (также говорит о доплате), который Потерпевшего не устраивает ("шарашкина контора").
Вопрос: Может ли страховая в такой ситуации сама менять СТО и как с этим бороться?
- IMG_4047.jpg
- IMG_5719-28-08-18-11-10.jpeg
Здравствуйте! Информация обновилась. Всеми правдами и правдами удалось получить у дилера копию направления, да ещё и с подписью потерпевшего. Какой теперь алгоритм действий? Заранее спасибо!
Добрый день.
В п. 15.2 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определено, что:
Если у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик направляет его транспортное средство на эту станцию для проведения восстановительного ремонта такого транспортного средства.
Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.
Поэтому надо понимать, что станция СТО, на которую Вас направляют должна соответствовать определенным критериям (установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего) и иметь заключенный со страховщиком договор на организацию восстановительного ремонта. Если та СТО, куда Вас направляют, таковой не является, Вам должны осуществить страховую выплату.
Право на самостоятельную организацию ремонта потерпевшим предусмотрено в п. 15.2 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», где указано, что на это нужно согласие страховщика в письменной форме (см. также п. 4.17.2 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П)).
Непосредственно расчет суммы страхового возмещения производится независимым экспертом на основании «Положения о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П). Там указано:
3.4. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа.Поэтому надо понимать, что Вы в любом случае можете столкнуться с ситуацией, когда размер страховой выплаты будет меньше, чем стоимость ремонта с использованием новых запасных частей.
Соответственно, Вы можете проверить расчеты независимого эксперта, который определил стоимость ремонта и в случае несогласия — вправе обратиться в суд, доказывая, что выплаченная сумма не соответствует фактическому значению причиненного вреда в части именно ремонта (выполнения работ).
При этом обязать страховщика (независимого эксперта) при определении стоимости ремонта использовать стоимость новых запасных частей не удастся.
Вместе с тем Вы имеете право на предъявление иска к виновнику ДТП, поскольку такое право предусмотрено положениями ст. 1072 ГК РФ, где указано, что лицо, причинившее вред и застраховавшее свою гражданскую ответственности, отвечает за причиненный им вред в размере, не покрытом страховой выплатой.
Добрый день.
Вопрос: Может ли страховая в такой ситуации сама менять СТО и как с этим бороться?Алексей
Алексей, что касается направления на СТО — тут возникает ряд встречных вопросов.
Вам в первом случае было выдано направление и что в нем было указано? Если есть возможность выложите его копию.
Если Вы говорите, что после осмотра был открыт заказ-наряд, также выложите его пожалуйста.
В этом случае, пока могу лишь предположить, что Вам было выдано в первый раз именно направление на ремонт, а соответственно страховая компания НЕ ВПРАВЕ без Вашего заявления производить замену СТО.
Исходя из общего понимания направления на ремонт данное в ФЗ «ОБ ОСАГО»
направление на ремонт — документ, подтверждающий право потерпевшего на восстановительный ремонт его транспортного средства на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания;
При этом по смыслу ст. 12 закона, страховая компания может изменить форму возмещения, но в следующем случае
16.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
Однако, здесь существует ряд условий, в числе которых называется Ваш отказ от доплаты за ремонт — но соответственно и предложение по доплате должно было поступить письменно. чтобы в дальнейшем доказать факт Вашего отказа.
Кроме того, такое изменение формы возмещение предполагает и превышение лимита страховой выплаты чего нет в Вашем случае.
Поэтому в Вашем случае есть основания для требований производства ремонта на данной станции. мотивируя его хотя бы тем. что второе СТО не отвечает предъявляемым к нему законом требованиям.
Обращу внимание и на данные Верховным Судом РФ разъяснения в
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58
«О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
60. Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания (пункт 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).Потерпевший для реализации своего права на получение страхового возмещения должен обратиться на станцию технического обслуживания в течение указанного в направлении срока, а при его отсутствии или при получении уведомления после истечения этого срока либо накануне его истечения — в разумный срок после получения от страховщика направления на ремонт (статья 314 ГК РФ).Если потерпевший не обратился на станцию технического обслуживания в указанный срок, то для получения страхового возмещения в форме восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства он обязан обратиться к страховщику с заявлением о выдаче нового направления взамен предыдущего.
Исходя из представленной Вами информации у Вас есть открытый заказ-наряд, что говорит о самом факте обращения на СТО и что предполагает проведение восстановительного ремонта с учетом результатов произведенного осмотра. Изменить на данной стадии СТО формально не представляется возможным.
Здесь уместно применить постановление Правительства РФ от 11.04.2001 N 290
13. Исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать заявленную услугу (выполнить заявленную работу).
15. Договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения:
ж) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
Открытый заказ-наряд как раз и выполняет роль договора в рамках которого по отношению к конкретному транспортному средству проводятся работы по его восстановлению.
Однако, как говорил выше для понимания всей ситуации — нужно видеть содержание первого направления.
Здравствуйте, Алексей!
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
11. Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.
15.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
15.2. (...)
Если у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик направляет его транспортное средство на эту станцию для проведения восстановительного ремонта такого транспортного средства.
Отсюда следует, что страховщик выдает направление в СТО на восстановительный ремонт по результатам осмотра и вовсе не имеет обязанности направлять на ремонт в ту СТО, которая проводила осмотр. Страховая компания должна дать направление не в ту СТО, которую произвольно выберет потерпевший, а в ту, с которой у неё заключён договор на ремонт (а не осмотр) и которая соответствует установленным правилам обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего.
Эти требования также перечислены в указанном Законе (п. 15.2 ст. 12):
- срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);
- критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно);
- требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).
Закон устанавливает, что, если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.
Если Вы убеждены, что СТО, в которую Вас направили на ремонт, не соответствует предъявляемым требованиям, нужно было это поставить это на вид страховщику и не обращаться в эту СТО. Вместе с тем выданный Вам наряд-заказ свидетельствует, что Вы заключили договор с не устраивающей Вас СТО на выполнение ремонта и согласились на ремонт в этой СТО. И получилось как в известной поговорке: после драки кулаками не машут. Если бы не согласились, то имели бы право на возмещение веда в форме страховой выплаты.
Что касается первого направления, о котором Вас уведомили в виде СМС, то Вам нужно затребовать у страховщика это направление. Если это было действительно направление на ремонт, а не осмотр и в итоге у Вас получилось два направления, то получается, что по первому направлению Вы обращались в СТО, но Вам не произвели ремонт, и Вы имеете право на страховую выплату, о чем давал разъяснения ВС РФ.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58
«О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»53.
До установления факта нарушения его прав станцией технического обслуживания потерпевший не вправе изменить способ возмещения причиненного вреда. Так, например, если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплату страхового возмещения в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. Такие требования предъявляются потерпевшим с соблюдением правил, установленных статьей 16.1 Закона об ОСАГО.
Вообще-то они пишут, что после проверки они выяснили, что первая СТО не соответствует требованиям, установленным законом (4-й абзац письма). Поэтому с их точки зрения все правильно.
И пусть Вы и заминусовали мой ответ, но напоследок я все же советую прочесть то, что там написано:
Ну и прочие мои ссылки на случаи, когда потерпевший имеет право выбирать СТО также в силе.Удачи!
Эмиль, в том то и дело, что СТО выбранная нами полностью соответствует требования ФЗ. То они в первом абзаце письма и пишут. Да и вообще, это официальный диллер. А вторая СТО вообще непонятно что за СТО, хотя и тоже соответствует требованиям. Вопрос в том, что нас направили сначала к диллеру, а как мы отказались платить сверху, отправили уже в шарашкину контору, в которой, в принципе тоже надо платить сверху. Вот в чем вопрос, а не в том, что соответствует или не соответствует требованиям. Естественно СК не будет направлять на СТО которая не соответствует требованиям…