Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Могу ли я требовать неустойку в соответствии с законом, а не договором?
Здравствуйте,
Мне строительная компания в лице ИП делала ремонт в квартире, мы заключили договор подряда на выполнение строительных работ. Договор был заключен 03.03.2020, эта же дата была днем начала работ. Изначально дата окончания работ была 24.06.2020, но после в связи с изменением количества работ мы перенесли дату окончания на 11.09.2020. Ремонт шел очень тяжело, работали медленно, испортили стяжку, пришлось переделывать (но это было за их счет), несколько работников сменилось, когда прораб уезжал работы останавливались, один работник был из белорусии, он поехал туда в отпуск и не смог вернуться из-за ограничений (примерно месяц), все это время прораб его ждал (хотя он в этом не признавался), масштабных работ не производилось. Когда вермя начало подходить к концу, 26.08.2020 мне прислали уведомление, что переносят сроки окончания работ до момента предоставления мной технического задания на ремонт, хотя до этого мы все решали с прорабом в устной форме или по схемам выполненным от руки. До подписания договора, во время переговоров, я предупредил, что у меня нет дизайнера, и что мне понадобится помощь по некоторым вопросам - всех это устроило и мне обещали помощь. Также потребовали закупить плитку, хотя пол еще не был готов вообще (даже стяжки не было).
Работы выполнялись очень небрежно и не профессионально, и не соответсвовали уровню запрашиваемой цены. Много приходилось переделывать, например:
- нарушили технологию заливки стяжки, пришлось переделать (но они согласились сделать за свой счет);
- не закрепили фановые трубы, в итоге они рассоединились и затопили соседей снизу;
- только вчера узнал, когда устанавливал смеситель, что пробили шурупом трубу в стене, в туалете, теперь нужно отдирать плитку и переделывать;
- неровно, не под прямым углом к стене установили водорозетки. Теперь невозможно поставить смеситель;
и еще многое другое.
Ближе к 11.09.2020 я еще раз пошел на встречу, так как хотел чтобы ремонт был наконец закончен, согласился продлить срок ремонта до 05.11.2020, потом еще раз до 15.11.2020. В итоге официально ремонт закончили только 13.01.2021. После 15.11.2020 я на продление больше не соглашался.
Учитывая вышеизложенное, не могли бы эксперты подсказать, могу ли я требовать только неустойку? Не хочу им направлять претензии по работам, так как не хочется связываться со строительной экспертизой (это дорого).
И еще - у меня в договоре прописана неустойка в дкнь в размере 0.1% от стоимости оставшихся работ - законно ли это, ведь по закону неустойка 3% в день от стоимости полной сметы? Могу ли я требовать неустойку в соответствии с законом, а не договором?
Если я буду требовать неустоку по закону, каковы шансы, что суд ее уменьшит по статье 333 ГК РФ?
Спасибо!
Добрый день!
Вы вправе требовать выплаты неустойки в размере, предусмотренном Законом РФ «О защите прав потребителей», поскольку согласно ст. 16 указанного Закона:
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Следовательно, условие договора, предусматривающее неустойку в меньшем размере, чем Закон, ущемляют права потребителя, и фактически являются недействительными.
Если я буду требовать неустоку по закону, каковы шансы, что суд ее уменьшит по статье 333 ГК РФ?
Если ответчик ИП будет просить суд уменьшить неустойку согласно ст. 333 ГК РФ, то суд вправе будет её уменьшить, и как неустоку, предусмотренную Законом, и договорную неустойку тоже. Поэтому выгоднее просить сразу неустойку, предусмотренную Законом.
Дмитрий, добрый день!
Мне строительная компания в лице ИП делала ремонт в квартире, мы заключили договор подряда на выполнение строительных работ.Dmitry
Работы выполнялись исключительного для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью?
В таком случае на ваши правоотношения распространяет свое действие закон о защите прав потребителей и в силу ст. 16 нормы:
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Таким образом установление неустойки по договору в размере 0,1 % ущемляет ваши права и в суде вы вправе требовать признать данный пункт Договора недействительным и требовать взыскания неустойки согласно ст. 28 указанного Закона:
В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Дмитрий, добрый день.
Договор у Вас заключен для личных нужд?
в связи с изменением количества работ мы перенесли дату окончания на 11.09.2020.Dmitry
Дополнительное соглашение о переносе заключали?
Неустойку Вы можете потребовать в размере определенном п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»
5. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа.
Размер неустойки договором может быть только увеличен, но не уменьшен.
Поэтому расчет неустойки Вы делаете в размере 3% в день от общей цены договора — но не более стоимости работ по договору.
Ближе к 11.09.2020 я еще раз пошел на встречу, так как хотел чтобы ремонт был наконец закончен, согласился продлить срок ремонта до 05.11.2020, потом еще раз до 15.11.2020. В итоге официально ремонт закончили только 13.01.2021. После 15.11.2020 я на продление больше не соглашался.Dmitry
Вопрос в том, каким образом Вы оформили продление?
Добрый день!
И еще — у меня в договоре прописана неустойка в дкнь в размере 0.1% от стоимости оставшихся работ — законно ли это, ведь по закону неустойка 3% в день от стоимости полной сметы? Могу ли я требовать неустойку в соответствии с законом, а не договором?
Dmitry
Да, можете, если работы выполнялись для Ваших личных нужд.
В силу части 1 статьи 16 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей»
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Учитывая вышеизложенное, не могли бы эксперты подсказать, могу ли я
требовать только неустойку? Не хочу им направлять претензии по работам,
так как не хочется связываться со строительной экспертизой (это дорого).
Dmitry
Да, можете. Вы самостоятельно определяете свои требования к ним, но если недостатки очевидны Исполнитель платежеспособен, то я бы рекомендовал заявить все свои требования, а не ограничиваться только неустойкой.
Если я буду требовать неустоку по закону, каковы шансы, что суд ее уменьшит по статье 333 ГК РФ?
Dmitry
Это определяет суд, но надо понимать, что ходатайство Ответчика об уменьшении неустойки должны быть так или иначе мотивированным. Размер взысканной неустойки будет зависитеть от того, какие факты будут второй стороны приведены.
Ближе к 11.09.2020 я еще раз пошел на встречу, так как хотел чтобы ремонт был наконец закончен, согласился продлить срок ремонта до 05.11.2020, потом еще раз до 15.11.2020. В итоге официально ремонт закончили только 13.01.2021. После 15.11.2020 я на продление больше не соглашался.
Dmitry
Как Вы оформляли продление? Устно или письменно?
Добрый день,
Согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену выполнения работы.
Согласно п. 1 ст. 332 Гражданского кодекса РФ, кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Т.е. законом установлен приоритет законной неустойки над договорной, вот поэтому Вы в описываемой Вами ситуации и вправе взыскать неустойку, предусмотренную законом, а не договором.
Я так уже успешно делал, хотя подрядчик сильно возражал в суде.
Суд вправе применить ст. 333 Гражданского кодекса РФ к неустойке, предусмотренной п. 5 ст. 28 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». В моей практике он это неоднократно делал, т.е. снижал нам неустойку.
С уважением,
Данькин Сергей
Здравствуйте, как было указанно коллегами, неустойку в размере 3% Вы вправе потребовать, что касается уменьшения её по ст.333 ГК РФ тут будет зависеть от доводов, которые изложит ответчик. Неустойка снижается в исключительных случаях, в силу п.34 Постановления Пленума Верховного суда РФ №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»
Применение ст.333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.
Таким образом, ответчик должен заявить о снижении неустойки и указать мотивы снижения, если он этого не сделает неустойку суд не вправе снижать.
Вы вправе предъявить все убытки, связанные с исполнением указанного договора, к ИП, производившему ремонт согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
При этом, убытки возмещаются сверх неустойки.
В этом случае Вы вправе предъявить требования, предусмотренные ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
Также Вы вправе требовать компенсации морального вреда на основании ст. 15 Закона, а в случае обращения в суд — и штрафа, предусмотренного ч.6 ст. 13 Закона.