8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
289 ₽
Вопрос решен

Возвращать ли неправомерно начисленный социальный налоговый вычет на имущество

Работаю официально. В 2007г купила квартиру, в 2008 году полностью за нее получила социальный налоговый вычет - возврат уплаченного подоходного налога. в 2016 году купила вторую квартиру. В 2017 году подала декларацию на социальный налоговый вычет - возврат уплаченного подоходного налога по второй квартире в сумме 80тыс руб. Получила этот вычет. В феврале 2018г звонит специалист из налоговой и говорит что московская проверка сказала что я не имею права на второй вычет и должна вернуть эти деньги. Специалист налоговой заполнила за меня уточняющую декларацию от 12.02.18. 12.03.18 пришло требование об уплате мной 80 тыс руб и пени по ним 4647руб. Обязана ли я возвращать 80 тыс и 4647руб. Спасибо)

Показать полностью
  • Вычет налоговый
    .pdf
, Светлана, г. Моршанск
Андрей Власов
Андрей Власов
Юрист, г. Апатиты
рейтинг 7.3
Эксперт
Специалист налоговой заполнила за меня уточняющую декларацию от 12.02.18. 12.03.18 пришло требование об уплате мной 80 тыс руб и пени по ним 4647руб. Обязана ли я возвращать 80 тыс и 4647руб. Спасибо)

Светлана

Светлана, добрый день! Да, в данном случае у Вас возникает обязанность возврата суммы второго полученного вычета т.к. данный вычет (имущественный а не социальный) предоставляется один раз в жизни. Положения НК, позволяющие переносить часть не полностью использованного вычета на другой объект недвижимости вступили в силу 01.01.2014 и применяются только к квартирам приобретенным после указанной даты и при условии, что ранее данный вычет не заявлялся по другому объекту недвижимости. В вашем случае он заявлялся по квартире, купленной в 2007 году поэтому права на получение вычета по квартире купленной в 2016 Вы не имели

напр.

Письмо Минфина России от 08.11.2017 N 03-04-05/73352

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу изменения установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по правоотношениям, возникшим до 1 января 2014 года, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Из обращения следует, что в 2007 году налогоплательщик приобрел квартиру и воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета.
Предоставление имущественного налогового вычета является своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.
В этой связи происходило неоднократное увеличение предельного размера имущественного налогового вычета от 600 000 рублей в 2001 году, от 1 000 000 рублей с 1 января 2003 года до 2 000 000 рублей с 1 января 2008 года.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2014 года, внесены существенные изменения в статью 220 Кодекса, касающиеся, в частности, возможности получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера без ограничения количества установленных объектов недвижимого имущества, расходы по приобретению или строительству которых могут учитываться в составе имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ положения указанного Федерального закона применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу указанного федерального закона.
Таким образом, положения Федерального закона N 212-ФЗ применимы к налогоплательщикам, которые впервые обращаются в налоговые органы за предоставлением имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, и в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных налогоплательщиком после 1 января 2014 года.
В отношении жилья, приобретенного до 1 января 2014 года, имущественный налоговый вычет как в части расходов на новое строительство, так и в части расходов, направленных на погашение процентов по кредитам (займам), полученным на его приобретение, предоставлялся только в отношении одного и того же объекта недвижимого имущества.
При этом имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в размере, действовавшем на момент возникновения права собственности на квартиру.
Кроме того, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не был использован полностью, то его остаток также переносился на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Вместе с тем в случае приобретения другой квартиры с привлечением кредитных средств налогоплательщик вправе претендовать на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме фактически произведенных расходов на погашение процентов по кредитам, фактически израсходованным им на ее приобретение, если ранее расходы на погашение процентов по кредиту в отношении квартиры, приобретенной в 2007 году, не заявлялись в составе имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
0
0
0
0
Дмитрий Чернобавский
Дмитрий Чернобавский
Юрист, г. Электросталь
рейтинг 7.5
Эксперт

Здравствуйте!

ФНС права, т.к. в данном случае права на получение налогового имущественного вычета за квартиру приобретенную в 2017г. у Вас не было, а значит у Вас возникло неосновательное обогащение (ст.1102 ГК), которое в случае не возврата ФНС взыщет в судебном порядке. 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
 
ПИСЬМО
от 4 апреля 2017 г. N СА-4-7/6265@
 
Федеральная налоговая служба сообщает, что Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.03.2017 по делам N N 12458/15-01/2016, 11749/15-01/2016, 12451/15-01/2016 рассмотрен вопрос, связанный с наличием у налоговых органов права в случае ошибочного предоставления имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о взыскании задолженности по НДФЛ в качестве неосновательного обогащения без учета установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) порядка взыскания налогов и сборов, в том числе без соблюдения досудебного порядка урегулирования налогового спора и за пределами установленных НК РФ сроков обращения в суд.
Поводом к рассмотрению данного вопроса Конституционным Судом Российской Федерации явились жалобы граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова (далее — Заявители).
Заявителям по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ были ошибочно предоставлены имущественные налоговые вычеты в связи с приобретением ими квартир за счет целевого жилищного займа, предоставленного им как участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. По факту выявления случаев ошибочного предоставления имущественных налоговых вычетов налоговые органы обратились в суды общей юрисдикции с требованием о взыскании с заявителей неосновательного обогащения на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Суды заявленные налоговыми органами требования удовлетворили.
Обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации, заявители просили признать статьи 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ, а также статьи 2, 9, 196, 199, 200, 980 и 1102 ГК РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации. По мнению заявителей, действующее правовое регулирование выявления недоимки по налогу и ее взыскания в достаточной степени является определенным, и взыскание недоимки по налогу должно осуществляться с соблюдением строго регламентированной НК РФ процедуры, которая в рассматриваемом случае налоговыми органами не была соблюдена: акт налоговой проверки не составлялся, решение по ее результатам не было вынесено, требование об уплате налога налогоплательщикам не направлялось. В обоснование вывода о невозможности квалификации суммы незаконно предоставленных им имущественных налоговых вычетов по НДФЛ в качестве неосновательного обогащения заявители ссылались на пункт 3 статьи 2 ГК РФ, которым установлен прямой запрет на применение к налоговым отношениям гражданского законодательства. Также заявители оспаривали само право налоговых органов на обращение в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения.
Конституционный Суд Российской Федерации с доводами заявителей не согласился: производство в части проверки конституционности положений статей 9, 196, 199, 200 и 980 ГК РФ было прекращено, а положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ и пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК РФ были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на необходимость при выявлении фактов незаконного (ошибочного) предоставления имущественных налоговых вычетов по НДФЛ и обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
С учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 24.03.2017 по указанным делам, Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на следующее.В случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки (статьи 31, 48, 69, 70 и 101 НК РФ) обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с указанных лиц сумм неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета в качестве неосновательного обогащения по правилам статьи 1102 ГК РФ. Данное право налоговых органов обусловлено отсутствием в НК РФ каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по НДФЛ.При этом налоговым органам следует учитывать, что обращение в суды с такими исками не должно носить произвольный характер и возможно только в том случае, когда данная мера оказывается единственно возможным способом защиты интересов бюджета.
Налоговым органам необходимо оперативно реагировать на допущенные нарушения и предпринимать меры по своевременному предъявлению в суды исков о взыскании с налогоплательщика сумм неосновательного обогащения.
Федеральная налоговая служба указывает налоговым органам на недопустимость пропуска срока на обращение в суд по данной категории споров, а также обращает внимание на то, что предметом судебного разбирательства в рамках споров о взыскании с налогоплательщиков сумм имущественного вычета в качестве неосновательного обогащения является, в том числе, законность и обоснованность действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику имущественного налогового вычета. Общее правило о том, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), применительно к данной категории судебных споров не применяется. Это означает, что суды при рассмотрении исков налоговых органов о взыскании неосновательного обогащения в любом случае осуществляют проверку соблюдения налоговыми органами сроков на обращение в суд с исками по данной категории дел, то есть вне зависимости от того, заявляет ли налогоплательщик о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд.
При исчислении сроков на обращение в суд налоговым органам необходимо исходить из следующего.
В случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, соответствующее требование о взыскании неосновательного обогащения может быть заявлено налоговым органом в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (в случае, если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов, — с момента принятия первого решения о предоставлении вычета).
Если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (например, представление налогоплательщиком подложных документов), налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.
Налоговым органам при обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения следует, прежде всего, учитывать интересы каждого конкретного налогоплательщика, которому такой вычет был предоставлен неправомерно, и не допускать его чрезмерного обременения, в том числе выходящего за рамки, определенные для подобных случаев в законодательстве о налогах и сборах. Это означает, что налоговый орган вправе требовать в судебном порядке взыскания с налогоплательщика, которому имущественный вычет предоставлен ошибочно, только сумму неосновательного обогащения, которая равна сумме ошибочно (неправомерно) предоставленного имущественного вычета.
Федеральная налоговая служба указывает на недопустимость применения в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий, то есть взыскание с него сумм, превышающих размер денежных средств, полученных налогоплательщиком неправомерно. Исключение составляют ситуации, когда в распоряжении налогового органа имеются исчерпывающие доказательства того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика. В этом случае применение иных правовых последствий к такому недобросовестному налогоплательщику должно осуществляться налоговым органом строго в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Ответственность за исполнение настоящего письма возлагается персонально на руководителей (исполняющих обязанности руководителей) УФНС России по субъектам Российской Федерации.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Земельное право
Хочет отказаться от получения( пшеницы, комбикорма) и получать деньгами через налоговую ( вычет) Что для этого нужно сделать?
У мужа имеется земельный пай, налог на него приходит, получает от колхоза пшеницу или комбикорм. Хочет отказаться от получения( пшеницы, комбикорма) и получать деньгами через налоговую ( вычет) Что для этого нужно сделать?
, вопрос №4090177, Ольга, г. Москва
Недвижимость
Также в случае если я сделаю налоговый вычет с квартиры, можно ли также прописать, что вычет именно с этой квартиры я обязуюсь отдать родителям?
Добрый день! Я взяла ипотеку на свое имя для родителей, так как им уже 50 лет и на длительный срок им бы ее не дали. Первоначальный взнос дали родители, платят ипотеку тоже они. По нашей договоренности, как только они выплатят ипотеку, я перепишу квартиру на них. Сейчас мы бы хотели оформить наши договоренности договором, насколько я понимаю, что можно заключить предварительный договор купли-продажи, но можно ли в нем прописать условия, что родители будут платить ипотеку сами? Также в случае если я сделаю налоговый вычет с квартиры, можно ли также прописать, что вычет именно с этой квартиры я обязуюсь отдать родителям?
, вопрос №4089456, Екатерина, г. Москва
Материнский капитал
Можно ли выделить долю ребенку в залоговом имуществе без согласия банка?
Можно ли выделить долю ребенку в залоговом имуществе без согласия банка? Пойти сразу с соглашением о выделение долей в МФЦ. В проданной кв был мат капитал, в новом жилье нужно выделить долю. У нас с супругом остается совместная собственность. Банк выставил условия только с заверением у нотариуса
, вопрос №4089413, Арина, г. Москва
Банкротство
Можно ли завершить банкротство на стадии реализации имущества?
Здравстауйте. Можно ли завершить банкротство на стадии реализации имущества?
, вопрос №4086718, татьяна, г. Красноярск
900 ₽
Вопрос решен
Налоговое право
Могу ли я самостоятельно заполнить декларацию и доплатить недостающие 17% налога за год?
Я перестал быть налоговым резидентом РФ в 2023 году. Но рос. компания, в которой я работаю по ТД, не пересчитала налог по ставке 30%, а продолжала вычитать 13% в течение всего года. Если в ФНС выяснится мой статус налогового нерезидента, кто (компания или физ лицо) несет ответственность за неправильно начисленный налог? и какая именно ответственность? Могу ли я самостоятельно заполнить декларацию и доплатить недостающие 17% налога за год?
, вопрос №4085091, Александр, г. Москва
Дата обновления страницы 15.03.2018