Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Можно ли перенести зону красных линий в проекте строительства региональной дороги пока проект не утвержден?
Здравствуйте! В мае этого года стало известно, что в рамках Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области по территории нашего СНТ предполагается прокладка региональной трассы "Западный обход г. Электроугли". Дорога проходит по двум участкам непосредственно, еще 10 домов вошли в границы "красных линий". Кроме наших участков в эту же зону попал целый ряд жилых домов по соседству, в секторах индивидуальной жилой застройки. В сентябре в проект кто-то внес изменения, по которым туда же включили еще половину коттеджного поселка что напротив нашего товарищества. Люди там покупали жилье всего 4 года назад. В наше распоряжении попала карта первоначального проекта, по которому эту дорога проходила по лесному массиву, в стороне от нашего СНТ и других населенных пунктов и не затрагивала ни нас, ни других жителей этой местности. Дорога по первоначальному проекту была короче на 400 метров. Объяснения, что земли лесного фонда не подлежат вырубке, не проходят, т.к. и в последнем варианте после нашего СНТ дорогу ведут по лесу. Даже в первоначальном варианте, дорога по лесу по-любому была бы короче и меньше требовалось бы вырубать лес.
Возможно ли попытаться заставить проектировщиков вернуться к первоначальному варианту? Есть ли какие юридические основания для этого? Можно ли отбирать у людей жилье, если есть возможность проводить строительство рядом в обход жилых кварталов?
Карты проектов прилагаю. Буду признательна за ваш ответ. С уважением, Елена Сергеевна
- первоначальный проект.docx
- текущий вариант проекта.docx
Здравствуйте, Елена Сергеевна.
Вопрос довольно острый в наши дни. Постараюсь ответить на него.
Согласно Земельному кодексу РФ
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти — в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации — в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
3) органов местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Значит вопрос решается на местном и региональном уровнях. Соовтетственно данные планы согласовывались с ними.
Здесь у вас два выхода — либо согласиться на компенсацию и составить с органами местного самоуправления соглашения об изъятии земельного участка либо бороться за свою землю.
Данные поправки были внесены еще в 15 году, и, как показывает практика, интерес смещены в сторону государственных интересов.
Об этом подробнее можно прочитать здесь
Исходя из проектов, которые вы выложили, невозможно с точностью сказать сколько участков будет в итоге изъято.
Единственный вариант у вас — не давать согласия на изъятие и отстаивать свои права в суде.
Для начала предлагаю вам написать в муниципалитет о возможном переносе дороги в более удобное место, с соответственно, меньшими затратами на изъятие участков и строений под строительство дороги. В случае отказа — подавайте в суд на оспаривание проекта территории и решения органа местного самоуправления об изъятии участков.
В случае вашего несогласия они вправе подать в суд о выкупе участков:
Статья 282 ГК РФ . Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
1. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
2. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В соответствии с обзором Верховного Суда Российской Федерации судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015,
если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (п. 2 ст. 282 ГК РФ, п. 10 ст. 56-10 ЗК РФ).
Вас уже уведомили об изъятии участков?
2. Несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для
государственных или муниципальных нужд, в частности
неуведомление правообладателя о принятом решении об изъятии
земельного участка, является основанием для отказа в
удовлетворении требования уполномоченного органа исполнительной
власти или органа местного самоуправления о выкупе земельного
участка.
Решением городского суда отказано в удовлетворении иска
департамента имущественных и земельных отношений администрации
области и государственного бюджетного учреждения «Управление
автомобильных дорог администрации области» к Ш. о выкупе земельного
участка.
Судом установлено, что постановлением губернатора области от 15
февраля 2012 г. принято решение об изъятии земельных участков для
государственных нужд в целях строительства мостового перехода. В
перечень подлежащих изъятию вошел и земельный участок,
принадлежащий Ш. При этом уведомление о принятом решении и о
проведении его регистрации, проект договора купли-продажи земельного
участка были направлены прежнему собственнику земельного участка Б.
Поскольку доказательств направления такого уведомления Ш.
представлено не было, суд пришел к правильному выводу, что
несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию земельного участка у
собственника (пункт 3 статьи 279 ГК РФ), влечет за собой отказ в иске
органу государственной власти о выкупе земельного участка.
(По материалам судебной практики Владимирского областного суда)
Данные решения можно в последующем обдаловать в суде:
Статья 56.6 ЗК РФ. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также — решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
2. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
3. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
4. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
5. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
6. Орган местного самоуправления или орган исполнительной власти, принявшие решение об изъятии, в том числе по результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости и (или) переговоров с ними об изъятии земельных участков, по согласованию с лицом, подавшим ходатайство об изъятии земельных участков (при его наличии), вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
7. Решение об изъятии не может быть принято в случае, если:
1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
8. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
9. Переход прав на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также образование из таких земельных участков или иных объектов недвижимого имущества новых земельных участков или объектов недвижимого имущества не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии земельных участков или о внесении изменений в ранее принятое решение об изъятии.
10. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
11. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Федеральный закон «О почтовой связи») предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии.
В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи.
12. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
13. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
14. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд.
В дополнение к административному заявлению об оспаривании решения рекомендую вам провести землеустроительную экспертизу местности с изложением доводов, которые помогут вам при решении дела, в том числе и то, что дорогу можно провести и кратчайшим путем, без нанесения ущерба третьим лицам.
В приложении указанный обзор.
Здравствуйте, Елена Сергеевна.
В дополнение к ответу коллеги приведу пример положительной судебной практики по оспариванию решений об изъятии земельного участка.
http://sudact.ru/regular/doc/v...
А также разъяснения Верховного Суда, изложенные в Постановлении Пленума ВС РФ.
ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2005 г. N 11
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА27. При рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 ЗК РФ и статья 279 ГК РФ), арбитражным судам следует иметь в виду следующее.
Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 ЗК РФ).В случае несогласия собственника земельного участка с таким решением или недостижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.
Если иск о выкупе земельного участка предъявлен до истечения одного года с момента получения собственником земельного участка уведомления о принятии решения об изъятии либо позднее двух лет с момента его направления собственнику, исковое требование указанных органов не подлежит удовлетворению.
28. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ).
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно статье 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281 ГК РФ) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе.В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статья 9).
Я согласен с коллегой, что спорить крайне сложно, но если Вы будете спорить не одна, то сможете нанять юристов, а также инициировать обращения в органы власти и в СМИ, чтобы привлечь внимание к проблеме.
Самое главное, по моему, это делать упор на наличии альтернативного размещения автомобильной дороги.
С уважением! Г.А. Кураев