8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
700 ₽
Вопрос решен

Отчисление из Махайловской академии

Курсант Михайловского военного училища на третьем курсе хочет отчислиться. По его словам на втором курсе он подписывал с училищем договор, по которому в случае отчисления, ему грозит штраф.

С точки зрения права, если курсант отчисляется, есть ли какие либо нормы, где курсанту грозят санкции? И можно ли найти договор, который подписывают курсанты Михайловского училища в Питере? Тк курсантам второй экземпляр договора не выдавали и курсант сам не знает, что он подписывал.

Можно ли как то избежать санкций(если они имеются) при отчислении из академии?

, Александр, г. Оренбург
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день.

С точки зрения права, если курсант отчисляется, есть ли какие либо нормы, где курсанту грозят санкции?

Александр

Смотря по какому основанию он увольняется с военной службы (отчисляется).

В данной ситуации речь идет не о штрафе, а о выплате компенсации за обучение. Это условие прописано в заключаемом с курсантом контракте, второй экземпляр которого должен храниться у него.

Согласно ст. 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

7. Граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е», «е.1» и «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Тк курсантам второй экземпляр договора не выдавали и курсант сам не знает, что он подписывал.

Александр

Если второй экземпляр контракта ему не выдали он может потребовать его или потребовать ознакомиться со своим личном деле, в котором он будет вложен.

Можно ли как то избежать санкций(если они имеются) при отчислении из академии?

Александр

Возможно, если увольнение будет происходить по иному основанию, чем указано в приведенной статье закона. 

0
0
0
0

Курсант Михайловского военного училища на третьем курсе хочет отчислиться. По его словам на втором курсе он подписывал с училищем договор, по которому в случае отчисления, ему грозит штраф.

Александр

Александр, он кроме того, может быть направлен для прохождения военной службы по призыву.

Если он сейчас еще находится на третьем курсе — то к настоящему времени он не выслужил срока службы по призыву (расчет идет два дня службы по контракту за один день службы по призыву), то после расторжения контракта он будет отправлен в воинскую часть проходить дальнейшую службу. 

В силу ст. 35 Закона

4. Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных организаций они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

В этом случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются:

продолжительность военной службы по призыву до поступления в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования;

продолжительность военной службы по контракту до поступления в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву;

0
0
0
0
Геннадий Кураев
Геннадий Кураев
Юрист, г. Новосибирск
рейтинг 9.2
Эксперт

Здравствуйте,  Александр.

Если отчислен будет по одному из выделенных оснований, то санкций избежать не удастся.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования

7. Граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д»«е»«е.1» и «з» пункта 1подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51

 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. 
Порядок  исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Необходимы уважительные причины для отчисления, например семейные обстоятельства или состояние здоровья.

С уважением!   Г.А.  Кураев

0
0
0
0

В дополнение, условия контракта, которые должны были быть подписаны

Приложение N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы

(с изменениями от 17 апреля 2003 г., 11 сентября 2007 г.,1 июля 2014 г., 2 января 2015 г.,18 декабря 2016 г.)

Типовая форма контракта о прохождении военной службы

Контракт о прохождении военной службы

1. Настоящий контракт о прохождении военной службы _________________ ________________________________________________________________________ (в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, ________________________________________________________________________ воинских формированиях, органах или воинских подразделениях федеральной противопожарной службы) заключен между _________________________________________________________ (воинское звание, фамилия, имя и отчество ________________________________________________________________________ гражданина (иностранного гражданина), число, месяц и год рождения) и от имени Российской Федерации ________________________________________ (наименование федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа) в лице _________________________________________________________________ (должность, воинское звание, фамилия и инициалы должностного лица) на срок ________________________________________________________________ (срок контракта)

О заполнении пунктов 2 и 3 настоящего контракта при поступлении граждан на военную службу по контракту в воинские части 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии см. приказ Минобороны РФ от 14 августа 2002 г. N 309

2. _________________________________________________________________ (фамилия и инициалы гражданина (иностранного гражданина) добровольно дает обязательства: 

а) проходить военную службу по контракту в течение установленного настоящим контрактом срока; 

б) в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

в) возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере ________________________________________________________________________ (размер подлежащих возмещению средств (прописью, в рублях) 

3. _________________________________________________________________ (наименование федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа) обеспечивает соблюдение прав военнослужащего, заключившего настоящий контракт, и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы. 4. Настоящий контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, составлен в двух экземплярах. 

5. Подписи сторон_______________________________ _________________________________(воинское звание, подпись, (должность, воинское звание, фамилия и инициалы гражданина подпись, фамилия и инициалы(иностранного гражданина) должностного лица)_______________________________ ________________________________ (дата) (М.П., дата) О вступлении в силу настоящего контракта объявлено приказом _________________________________________________________________________________ (дата и номер приказа соответствующего должностного лица) Настоящий контракт прекратил свое действие _________________________ (дата прекращения действия контракта) в связи с _______________________________________________________________________________________________________________________________________ (основание прекращения действия контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации)

Примечание. Руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, вправе указать в пунктах 2 и 3 типовой формы контракта конкретные права и обязанности военнослужащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации и обусловленные особенностями их военной службы.

Условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракты о прохождении военной службы для граждан, обучающихся в военно-учебных заведениях.

0
0
0
0
Ольга Варапанова
Ольга Варапанова
Юрист, г. Нижневартовск

Здравствуйте, Александр.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,

7. Граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д»«е»«е.1» и «з» пункта 1подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Т.е. штрафные санкции существуют в таких случаях независимо от того, предусмотрены ли в договоре — на основании закона.

0
0
0
0
Марина Полникова
Марина Полникова
Юрист, г. Белгород

Возмещать расходы за обучение возможно лишь в случае, если на увольнение есть уважительная причина. То есть нежелание курсанта учиться — это не уважительная причина и стоимость, затраченную государством на обучение придется возместить.

Если в добровольном порядке курсант не возместит расходы, их взыщут в судебном порядке. Судебная практика изобилует такими примерами, практически во всех случаях решение выносится не в пользу курсантов, за исключением увольнений по уважительным причинам, которые нужно будет обосновать в суде.

Ознакомиться с договором или получить заверенную копию договора можно обратившись на имя руководителя Вашего образовательного учреждения с заявлением (рапортом), в котором укажите Ваше желание получить дубликат подписанного договора, его копию или получить возможность ознакомиться с его текстом. Зарегистрируйте второй экземпляр заявления (рапорта) в приемной.

0
0
0
0
Виталий Мартынюк
Виталий Мартынюк
Юрист, г. Санкт-Петербург

Нет нельзя, вот вам обзор, практика везде одна и не в вашу пользу:

Обзор

 судебной практики рассмотрения военными судами дел

о возмещении средств федерального бюджета, затраченных

на военную или специальную подготовку, гражданами,

отчисленными из военных профессиональных

образовательных организаций за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшимися

заключать контракты о прохождении военной службы

Федеральным законом от 6 июля 2006 г. № 103-ФЗ статья 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» была дополнена пунктом 7, которым  установлены условия, основания и порядок возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку  трех категорий граждан: граждан, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования (далее – курсанты); граждан, отчисленных из учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (далее – гражданские лица); граждан, окончивших указанные образовательные учреждения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы (далее – досрочно уволенные военнослужащие).

http://sgvs.sml.sudrf.ru/modul...

0
0
0
0

Курсант Михайловского военного училища на третьем курсе хочет отчислиться. По его словам на втором курсе он подписывал с училищем договор, по которому в случае отчисления, ему грозит штраф. С точки зрения права, если курсант отчисляется, есть ли какие либо нормы, где курсанту грозят санкции? И можно ли найти договор, который подписывают курсанты Михайловского училища в Питере? Тк курсантам второй экземпляр договора не выдавали и курсант сам не знает, что он подписывал. Можно ли как то избежать санкций(если они имеются) при отчислении из академии?

Александр

1. нормы санкции прописаны в контракте, который был подписан на срок обучения и 5 лет после окончания училища, а также в законах  нормы которых Вам предоставили выше.

2. контракт, а не договор есть на руках у курсанта, так как он подписан в 2 экзесплярах, если он его потерял, то первый экземпляр вшит в личное дело, которое в училище.

3.можно если уволиться по ОШМ, состоянию здоровья или в связи с нарушением условий контракта со стороны МО РФ

0
0
0
0
Иван Агибалов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.9
Эксперт

Здравствуйте Александр.

Согласно действующим положениям, регулирующим порядок отчисления из федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, установлен перечень оснований ля отчисления.

Согласно:

Приложение N 3

к приказу Министра обороны РФ

от 15 сентября 2014 г. N 670

Порядок

отчисления из федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в другую такую организацию
1. Обучающиеся до заключения ими контракта о прохождении военной службы отчисляются из федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации
 по неуспеваемости,
недисциплинированности,
нежеланию учиться,
состоянию здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии),
в связи с невозможностью продолжать обучение по не зависящим от них причинам,
а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы.
Система ГАРАНТ: base.garant.ru/70791866/#ixzz4rKoEJRSR

Что касается размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях, то этот порядок регулируется:

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2007 г. N 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования» (с изменениями и дополнениями):
1. Настоящая методика определяет порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации (далее — граждане), отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (далее — военные образовательные организации)
за недисциплинированность,
неуспеваемость или нежелание учиться
либо отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы (далее — контракт),
а также граждан, окончивших военные образовательные организации и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е» и «з» пункта 1 и подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

2. Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военных образовательных организациях, определяется исходя из расходов, произведенных военной образовательной организацией для выполнения квалификационных требований.
3. В состав указанных в пункте 2 настоящей методики расходов включаются расходы:
на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки (далее — стоимость износа основных средств);
на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований (далее — стоимость расхода материальных запасов);
на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение — для военнослужащих, оплата труда — для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями. 
7. Граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Система ГАРАНТ: base.garant.ru/191407/#ixzz4rKp6JFU5

Этим же постановлением, приняты соответствующие формулы расчета возмещения, с которыми можно ознакомиться по ссылке base.garant.ru/191407/#ixzz4rKp6JFU5

При этом существует также определенная судебная практика по такого рода спорам, с которой не будет лишним ознакомиться к примеру:

Обзор

 судебной практики рассмотрения военными судами дел

о возмещении средств федерального бюджета, затраченных

на военную или специальную подготовку, гражданами,

отчисленными из военных профессиональных

образовательных организаций за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшимися

заключать контракты о прохождении военной службы

Федеральным законом от 6 июля 2006 г. № 103-ФЗ статья 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» была дополнена пунктом 7, которым  установлены условия, основания и порядок возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку  трех категорий граждан: граждан, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования (далее – курсанты); граждан, отчисленных из учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (далее – гражданские лица); граждан, окончивших указанные образовательные учреждения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы (далее – досрочно уволенные военнослужащие).

Применение положений пункта 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» к курсантам и досрочно уволенным военнослужащим осуществляется во взаимосвязи с  положениями  пунктов 5 и 71 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г.  № 1237, а к гражданским лицам  – во взаимосвязи с положениями статьи 201 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации изучена и обобщена практика рассмотрения военными судами дел о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, курсантами, отчисленными из военных профессиональных образовательных организаций за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшимися заключать контракты о прохождении военной службы, а также досрочно уволенными военнослужащими.

Анализ изучения и обобщения судебной практики показал, что руководители (начальники) военных профессиональных образовательных организаций, военные прокуроры, выступающие в  защиту интересов Российской Федерации в соответствии со статьей 45 ГПК РФ, обращались в военные суды с исками о взыскании средств, затраченных на военную или специальную подготовку, с бывших курсантов, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций
за недисциплинированность,
неуспеваемость,
нежелание учиться либо отказавшихся заключать контракты о прохождении  военной службы,
а также с досрочно уволенных военнослужащих по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е», «е1»и «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Пункт 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

Предусмотренная указанным пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, направлена на возмещение государству понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.

Такое правовое регулирование направлено на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в квалифицированных военных кадрах, которые оказались неоправданными по вине указанных граждан, и не может рассматриваться как нарушающее их права.

Суды в основном правильно применяют положения  законодательства Российской Федерации по вопросам  возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан. Вместе с тем по ряду вопросов суды по-разному трактуют действующее законодательство, допускают  ошибки в судебных постановлениях в применении норм материального и процессуального права, которые являются предметом обжалования в окружных (флотских) военных судах и в Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

***

Отчисление курсанта, проходившего военную службу по призыву, в связи с отказом в заключении контракта о прохождении военной службы не является основанием для взыскания с него денежных средств, затраченных на военную и специальную подготовку

Начальник Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России обратился в Абаканский гарнизонный военный суд с иском к бывшему курсанту П. о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку,  в размере 65 633 руб. 83 коп.

В исковом заявлении истец, ссылаясь на нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. № 402, полагал, что с ответчика подлежат взысканию денежные средства в возмещение затрат на военную подготовку, поскольку он был отчислен из учебного заведения в связи с отказом заключить контракт о прохождении военной службы.

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе в связи с отказом заключить контракт о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в названном выше пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. № 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

Указанной Методикой установлен порядок исчисления размера подлежащих к возмещению средств, который включается в контракт о прохождении военной службы (пункт 6).

Указом Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 1172 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237» типовая форма контракта о прохождении военной службы была изложена в новой редакции, согласно которой условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракт о прохождении военной службы для гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, и в подпункте  «в» пункта 2 Типовой формы контракта о прохождении военной службы указывается размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку.

Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не достигшие возраста 18 лет, увольняются с военной службы и в дальнейшем подлежат постановке на воинский учет и призыву на военную службу, а граждане, достигшие 18-летнего возраста, направляются для прохождения военной службы по призыву.

Поскольку курсант П. не достиг возраста 18 лет, в период обучения исполнял обязанности военной службы по призыву, при указанных обстоятельствах суд обоснованно отказал начальнику военного института в удовлетворении его исковых требований.

Что касается применения положений пункта 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» о возмещении гражданами средств федерального бюджета, затраченных на  военную или специальную подготовку, в связи с их отказом заключить контракт о прохождении военной службы, то они подлежат применению к гражданским лицам, отчисленным из учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, которые, с учетом положений пункта 3 статьи 201 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заключали договор об обучении по программе военной подготовки и были обязаны после получения высшего образования заключить контракт о прохождении военной службы.

При принятии решения о возмещении средств, затраченных на военную или специальную подготовку, суды должны учитывать обстоятельства, имеющие отношение к заключению контракта о прохождении военной службы

Курсант Х. с 1 августа 2010 г. проходил обучение в Новосибирском военном институте внутренних войск, 3 августа 2011 г. отчислен по недисциплинированности и исключен из списков переменного состава военного института.

Полагая, что действиями Х. государству причинен материальный ущерб, военный прокурор Новосибирского гарнизона обратился в Томский гарнизонный военный суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с Х. в пользу Российской Федерации денежные средства, затраченные на военную и специальную подготовку за период обучения, составляющие 28885 руб. 53 коп.

В обоснование требований прокурор указал, что во время обучения 31 августа 2011 г. Х. заключил контракт о прохождении военной службы на срок обучения и пять лет после окончания учебного заведения, условием которого является, в частности, его обязанность возместить средства, затраченные на его военную подготовку, в случае досрочного отчисления из военного института. Ответчик отчислен из учебного заведения как нарушивший условия контракта, и его виновными действиями наступил материальный ущерб, вызванный расходами на военную подготовку.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с курсантами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Согласно контракту о прохождении военной службы от 31 августа     2011 г., заключенному с Х. на период обучения и пять лет военной службы после окончания военного института, ответчик обязался возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 28 885 руб. 53 коп. за один год обучения. О вступлении контракта в силу объявлено приказом начальника военного института от 31 августа 2011 г.

Пунктом 8 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, о чем издается соответствующий приказ. Дата и номер приказа, в котором объявлено о вступлении контракта в силу, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 данного Положения указываются в контракте.

Однако согласно приказу  от 31 августа 2011 г., представленному истцом, Х. не числится среди лиц, заключивших контракт.

Как следует из приказа начальника военного института от 3 августа  2011 г., Х. с этой даты отчислен из числа курсантов по недисциплинированности и исключен из списков переменного состава военного института с направлением в распоряжение командира войсковой части 3695 для дальнейшего прохождения службы.

Оценивая представленную копию контракта в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о недостоверности указанного доказательства, поскольку 31 августа 2011 г. Х. находился в войсковой части 3695, дислоцированной в другом регионе, и проходил военную службу по призыву.

При таких обстоятельствах суд пришел  к правильному выводу о том, что условия для взыскания с Х. средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, не соблюдены, в связи с чем требования военного прокурора Новосибирского гарнизона являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Граждане, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования  и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом  о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е», «е.1» и «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», возмещают  средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку 


Военный прокурор гарнизона обратился в Заозерский гарнизонный военный суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с А. средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования, в размере 384 685 руб. в связи с увольнением ответчика с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы.

Судом установлено, что 30 января 2009 г. между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Омского танкового инженерного института и А. был заключен контракт на время обучения в данном военном образовательном учреждении профессионального образования и на пять лет военной службы после его окончания. Согласно подпункту «в» пункта 2 контракта А. принял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 132 650 руб. ежегодно.

По приговору Заозерского гарнизонного военного суда от 18 сентября 2013 г., вступившему в законную силу, А. признан виновным в совершении трех преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 3 статьи 286 УК РФ,  и ему назначено уголовное наказание в виде лишения свободы условно.

Приказом командующего Северным флотом от 7 апреля 2014 г. А. досрочно уволен с военной службы на основании подпункта «е1» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно).

Согласно пункту 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования или учебные военные центры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования,  и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е», «е1», «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 указанного Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.

При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что исковые требования подлежали удовлетворению в полном объеме.

Оснований для взыскания средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, относящихся к детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, не имеется

Начальник Военно-морской академии обратился в военный суд с исковым заявлением о взыскании на основании пункта 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» денежных средств с отчисленного по неуспеваемости из военно-учебного заведения курсанта К.

В исковом заявлении истец просил взыскать с ответчика средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, в размере 254 625 руб. в связи с его отчислением по неуспеваемости из названного военно-­учебного заведения.

224 гарнизонным военным судом в удовлетворении исковых требований отказано по следующим основаниям.

Как установлено судом, приказом от 1 августа 2007 г. К. был зачислен на первый курс в академию, а приказом от 11 мая 2011 г. К. отчислен из академии (подпункт «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

К.  родился 24 июня 1990 г., его родители умерли в 2003 г.

Из копии постановления главы администрации г. Коврова Владимирской области от 5 ноября 2003 г. следует, что  с ноября 2003 г. К. находился на попечении своего дяди, назначенного его опекуном.

Таким образом, К., в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относился к лицам из числа детей-сирот и имел право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные названным Федеральным законом.

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных  и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

С принятием Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 315-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки»  отменены возрастные ограничения, распространяемые на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при предоставлении им мер социальной поддержки.

Согласно статье  5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии, предусмотренные этим Законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В такой ситуации  возложение на  К. обязанности возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку в период обучения, нарушало бы гарантированное ему статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение и противоречило бы механизму полного государственного обеспечения и социальной поддержки лиц из числа детей-сирот на период обучения, закрепленному в пункте 3 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Сумма иска, предъявляемого к взысканию в возмещение средств федерального бюджета, должна соответствовать реальным средствам, затраченным на военную или специальную подготовку граждан

Военный прокурор гарнизона обратился в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд с иском о взыскании с бывшего курсанта Военно-воздушной академии Г., отчисленного в марте 2011 г. с  четвертого курса по неуспеваемости, 3 108 000 руб. –  в счет возмещения средств, затраченных на его военную (специальную) подготовку.

Суд удовлетворил  исковые требования частично, на сумму 2 432 900 руб., по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что, заключая контракт, Г. добровольно взял обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, исходя из фиксированного значения суммы, подлежащей возмещению, размер которой составляет 847 800 руб. в год.

Как следует из приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РоссийскойФедерации постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 402», в соответствии с названным постановлением была утверждена Методика расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.

Из пункта 2 приказа следует, что статс-секретарю – заместителю Министра обороны Российской Федерации до 30 сентября 2008 г. было предписано организовать разработку рекомендаций должностным лицам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации по организации исчисления и обеспечению возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, и утвердить их.

Данные рекомендации были разработаны и утверждены статс-секретарем – заместителем Министра обороны Российской Федерации.

Согласно пункту 15 названных рекомендаций на каждого поступившего в военно-учебное заведение гражданина заводится индивидуальная карта учета средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина на период его обучения. Указанная карта Г. суду представлена не была.

Предъявленные к Г. исковые требования основаны на Расчете фиксированных значений сумм подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в 2008 г., утвержденных главнокомандующим ВВС 27 марта 2009 г. Согласно данному расчету в общую сумму расходов, помимо прочего, включена стоимость износа стрелкового оружия (17 200 руб.) и стоимость боеприпасов (657 900 руб.) – всего 675 100 руб.

Из объяснений ответчика, а также исследования иных доказательств, нашедших подтверждение в ходе судебного заседания, можно сделать вывод, что за время обучения стрельбы, метание гранат, занятия с использованием взрывпакетов, сигнальных патронов и т. п. не проводились. Данные объяснения подтверждены также учебной карточкой Г., в которой отсутствовали сведения о сдаче им за время обучения таких предметов, как огневая подготовка, парашютно-спасательная подготовка и выживание летных экипажей.

При указанных обстоятельствах с учетом того, что в средства федерального бюджета, затраченные на  военную и специальную подготовку Г., стоимость износа оружия и стоимость боеприпасов включены необоснованно,  суд правильно снизил общую сумму иска на стоимость износа оружия и стоимость боеприпасов.

***

Начальник Военно-воздушной академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина обратился в Краснодарский гарнизонный военный суд с иском к бывшему курсанту М. о взыскании денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку, в размере 252 110 руб.

Суд удовлетворил  исковые требования частично, на сумму 230 099 руб., по следующим основаниям.

 Установлено, что на основании приказа начальника академии от 1 августа 2007 г. М. с указанной даты зачислен на первый курс, назначен на должность курсанта, поставлен на все виды довольствия и ему присвоено воинское звание рядового.

30 декабря 2008 г. М. заключил контракт о прохождении военной службы на срок обучения и пять лет военной службы после его окончания.

Приказом начальника академии от 21 декабря 2010 г. М. отчислен из военно-учебного заведения  в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы (по неуспеваемости). В данном приказе  содержится указание о необходимости возмещения М. денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку.

29 августа 2011 г.  М. повторно зачислен (восстановлен) в военно-учебное заведение на четвертый курс и поставлен на все виды обеспечения, заключил с Министерством обороны  Российской Федерации контракт о прохождении военной службы на срок обучения и пять лет военной службы после его окончания.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 августа             2012 г. М. отчислен из военно-учебного заведения в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы (по неуспеваемости). В данном приказе также содержится указание о необходимости возмещения М. денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку.

Проверив правильность расчета фиксированных значений сумм подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, суд обоснованно пришел к выводу, что с учетом содержания условий заключенных контрактов о прохождении военной службы, периодов обучения ответчика: с 1 августа 2007 г. по 21 декабря  2010 г. и с 29 августа 2011 г. по 20 июля 2012 г., фиксированного значения суммы, подлежащей возмещению, – 54 200 руб. в первом контракте и фиксированного значения суммы, подлежащей возмещению, – 59 320 руб. в  контракте, заключенном после восстановления в военно-учебном заведении, с М.  подлежит взысканию 230 099 руб., а не 252 110 руб.

***

Военный прокурор гарнизона в интересах Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова  обратился в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд с исковым заявлением к Н. о взыскании денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку, в размере 418 359 руб. 17 коп.

Н.  на основании приказа начальника академии был зачислен  курсантом первого курса 1 августа 2007 г. 28 ноября 2008 г. ответчик заключил контракт о прохождении военной службы, в котором был прописан размер средств, подлежащий возмещению,  – 74 930 руб. в год.

26 февраля 2013 г. приказом статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации ответчик отчислен по неуспеваемости и 14 марта 2013 г. исключен из списков личного состава академии.

В судебном заседании Н. иск прокурора не признал, поскольку не обучался последние семь месяцев и не переводился на шестой курс.

Военная или специальная подготовка являе

1
0
1
0
Похожие вопросы
1000 ₽
Вопрос решен
Социальное обеспечение
Живу заграницей, но есть прописка в Белгородской области, и поэтому интересует могу ли удаленно, не обращаясь лично в какие-то инстагции, получить какие-то выплаты в случае рождения ребенка
Хотела бы получить консультацию по всем выплатам, которые полагаются мне при рождении ребенка. Я сейчас работаю как самозанятая, и плачу налоги только на доход, отчислений в фонды не делаю. Но в прошлом году работала как ИП на территории РФ. А два года назад по ТК РФ. Живу заграницей, но есть прописка в Белгородской области, и поэтому интересует могу ли удаленно, не обращаясь лично в какие-то инстагции, получить какие-то выплаты в случае рождения ребенка. Интересуют все выплаты: и единовременные и по декрету и маткапитал.
, вопрос №4096713, Валерия, г. Санкт-Петербург
Военное право
Могут ли мне всë таки поставить категорию "Д" и полномтью уволить из войск?
Здравствуйте. Я обучаюсь в Военной Академии на 3 курсе. Обучаясь в академми я приобрëл заболевание - вульгарный псориаз с поражением волосистой части головы. Решил комиссовать, пришëл в лазарет, мне сказали что меня направят на ВВК, но там будет поставлена категория годности "В". Затем меня отчислят и отправят дальше служить по контракту, уже не курсантом. И служить я буду до тех пор, пока не закончится СВО. Что делать? Могут ли мне всë таки поставить категорию "Д" и полномтью уволить из войск?
, вопрос №4096697, Сергей, г. Москва
486 ₽
Вопрос решен
Договорное право
Заключила договор с академией Топ на обучение онлайн курса
Заключила договор с академией Топ на обучение онлайн курса. Оплачено сразу было за первый и последний месяц. Потом еще одна оплата. По истечению 1,5 месяцев остановили обучению курса на 3 недели из за поиска нового преподавателя. За это время начали требовать оплату за еще один месяц, хотя предыдущий оплаченный месяц так и не было обучения. При обращении в школу, сказали писать о расторжении договора или ждать пока найдут преподавателя. Я написала заявление где описала всю проблему. Спустя неделю я обратилась опять в школу, чтобы понять где возврат денег. По смс мне ответили. Что возврата не будет так как обучение было дано и есть невозвратная сумма, которую они по договору не возвращают. Школа не считает, что договор был расторгнут по их вине. Акты сверки, взаиморасчетов и по какой причине не возвращают деньги а также документ о расторжении договора школа отказывается предоставлять. Куда обращаться ? Курс не был дан. Обучение было онлайн. Просто слушали преподавателя и для материала была Дана только презентация
, вопрос №4096612, Кристина, г. Ростов-на-Дону
Военное право
Можно ли за это привлечь к ответственности?
Собираюсь поступать в военный ВУЗ. Возник конфликт с офицером служащим в в/ч не при данном ВУЗе Угрожает что поспособствует тому что после моего поступления меня отчислят, или поспособствуют его товарищи офицеры и курсанты моему отчислению. Можно ли за это привлечь к ответственности?
, вопрос №4095728, Максим, г. Нижний Новгород
Получение образования
Итак, я не собираюсь никуда ехать, поскольку ни я, ни мои родители не давали никакое согласие
Здравствуйте. Я ученик 10 класса. Около недели назад классный руководитель сообщил в школьной группе, что 10-е классы едут на пятидневный сбор в военный лагерь АВАНГАРД. Я в то время был на больничном, сам же я хотел отказаться от них, так как думаю что на то у меня есть право. Сейчас мне дали документы(согласия всякие), чтобы мои родители их заполнили, и я поехал на сборы. Директор и учитель сказали что это обязательно(якобы это урочное время предмета НВП), что я уже там где-то в списках лагеря, также пригрозили отчислением — если я не явлюсь на них. Итак, я не собираюсь никуда ехать, поскольку ни я, ни мои родители не давали никакое согласие. Я бы хотел чтобы вы мне подсказали, что мне делать в таком случае.
, вопрос №4095271, Кирилл, г. Москва
Дата обновления страницы 01.09.2017