Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Могут ли меня уволить по статье "Недоверие"?
Добрый день, столкнулась с такой проблемой. Работала официально в крупной организации продавцом. При выходе на работу не была проведена ревизия, в следующую ревизию вышла большая недостача в магазине. Обязана ли я выплачивать её? Могут ли меня уволить по статье недоверие?
Здравствуйте, Марина.
Порядок привлечения работника к материальной ответственности регулируется главой 39 Трудового кодекса РФ.
Должны быть, как минимум, соблюдены условия:
- Работник работал по трудовому договору
- Работник работал на должности, где допускается заключение договоров о полной материальной ответственности
- Был заключен договор о полной материальной ответственности
- Работнику переданы под отчет ценности после проведения ревизии /инвентаризации
- Инвентаризация (ревизия), при которой обнаружена недостача, проходила в присутствии МОЛ- работника и уполномоченной комиссии
- Работодателем проведено расследование обстоятельств недостачи, получены объяснения работника, установлена вина работника в недостаче
- Работодатель обеспечил возможность соблюдения сохранности ТМЦ
- Установлен размер причиненного ущерба (недостачи)
Обязана ли я выплачивать её?
Марина
добровольно, если вы не виноваты в недостаче можете ничего не выплачивать. Ну а если дойдет до суда — как суд присудит.
Могут ли меня уволить по статье недоверие?
Марина
могут, конечно. Будет ли это законно — не факт.
Здравствуйте, Марина!
При выходе на работу не была проведена ревизия, в следующую ревизию вышла большая недостача в магазине. Обязана ли я выплачивать её?
Полагаю, что выявленную недостачу в магазине в результате инвентаризации Вы не обязаны выплачивать работодателю. Обратите внимание на положения п.27 Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 29.03.2017) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»:
27. Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В Вашем случае работодатель не провел обязательную инвентаризацию при приеме на работу Вас как материально-ответственного лица. Ввиду этого обстоятельства факт образования недостачи именно в период Вашего приема на работу не может быть доказан (недостача могла образоваться в период между предпоследней инвентаризацией и до Вашего приема на работу), т.е. Вашу вину в этом случае доказать невозможно.
Поэтому не подписывайте у работодателя каких-либо расписок, документов (в т.ч. «задним числом»), которые свидетельствуют о признании Вашей вины. Ваша неосмотрительность может стоит Вам взыскание недостачи в полном объеме (или в части) работодателем и увольнение по п.7 ст.81 ТК РФ (по основанию утраты доверия со стороны работодателя).Факт непроведения инвентаризации при приеме на работу освобождает Вас от материальной ответственности, судебная практика обычно в этих случаях складывается в пользу работника.
Могу ли я Вам задать ещё вопрос. Будут ли такие документы, подписанные мной являться подтверждением того, что я считаю себя виновной в недостаче. Так как я присутствовала при инвентаризации, то я подписывала Результаты инвентаризации(о выявленной недостаче), и писала объяснительную вместе с другими продавцами по поводу выявления факта недостачи.?
Марина, несмотря на то, что в вышеуказанном приказе нет такого понятия как ревизия, инвентаризация по своей сути включает ревизию (это финансово-денежная категория), что следует, например, из Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»:
При этом в вышеупомянутом мной Приказе Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» используется именно понятие «инвентаризация имущества и обязательств»:
Как бы то ни было, отсутствие проведения ревизии в момент поступления Вами на работу свидетельствует о невозможности доказать работодателем, что именно в период Вашей работы произошла недостача денежных средств. Между тем закон обязывает работодателя определить не только размер причиненного ущерба, но и причину его возникновения (т.е. доказать именно Вашу вину в недостаче) (ст.247 ТК РФ).
Кстати, Марина, с Вас работодатель взял объяснительную по поводу недостачи?