Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Каковы шансы на компенсацию от авиакомпании в случае дезинформации о правилах визового режима?
Был запланирован отпуск в Великобритании. У меня есть действующая виза в Великобританию, но нет Шенгенской визы. Удобнее было приобрести авиабилеты с пересадкой в Испании, аэропорт Малага.
Конечно, я предполагала, что могут возникнуть сложно, поэтому связалась с визовым центром Испании в России (посольство для звонков было недоступно, по визовым вопросам они предлагали написать письмо, что я сделала, но ответа не получила). В визовом центре мне сказали, что раз у меня есть виза в страну назначения, то шенгенская и даже транзитная виза мне не требуется. На всякий случай посоветовали уточнить в авиакомпании будет ли менять терминал прилета/вылета, если нет, то проблем точно не будет.
Номер терминала написал на авиабилетах. Туда я летела рейсом S7, из Малаги в ЮК – норвежскими авиалиниями. И в том, и в другом случае, номер терминала совпадал. Но я связалась с компаниями (и с той, и с другой), чтобы уточнить, будет ли меняться терминал.
Тут важный момент. Потому что позднее я заказывала детализацию вызовов у Мегафона. И звонок в визовый центр я вижу, а вот звонок в S7 найти не могу, хотя уверена, что он был, но не могу вспомнить время, когда он был совершен.
Насколько я помню, оператор меня заверил, что терминал не будет меняться, и проблем возникнуть не должно. Но дословно, я конечно, разговор не помню. Вероятно, что мы обсуждали только терминалы, а не вопрос наличия визы, как таковой. Хотя я не могла не упомянуть о том, что у меня ее нет, описывая ситуацию.
Кроме того, мы связались с сотрудниками аэропорта в Малаги. Звонок был по общему телефону, там нам тоже сказали, что проблем не будет, раз есть виза в страну назначения.
В день вылета я подошла к стойке регистрации S7. Сотрудники компании (их было двое у стойки) посмотрели на мой паспорт и обратили внимание на то, что визы в Испанию у меня нет. Я им объяснила, что собираюсь в ЮК, показала билеты на следующий рейс. Они обсудили эту ситуацию между собой, позвали менеджера смены или просто третьего человека, который подтвердил им, что я могу лететь. После чего они меня зарегистрировали на рейс, и я прошла в самолет.
Когда я прилетела в Испанию на паспортном контроле меня дальше не пропустили. Оказалось, что в аэропорте отсутствует трансферная зона. Таким образом, я не могу пересечь паспортный контроль. Меня забрали сотрудники полиции, отвели в участок на территории аэропорта и сообщили, что дальше я следовать не могу. Они вызвали адвоката и переводчика. Адвокат познакомила меня с бумагами, которые объясняли причину, по которой я не могу здесь находится (отсутствует основание для въезда). Все бумаги на испанском. После того, как я подписала документы о том, что ознакомлена и согласна с причиной, полицейские связались с представителями S7.
Полицейские и адвокат сказали, что авиакомпания должна вернуть меня обратно в Россию, и это полностью их вина, потому что они не должны были меня сажать в самолет без визы. По законам ЕС, авиакомпания будет оштрафована.
Поскольку ближайший рейс был только на следующий день, ночь и полдня я провела в полицейском участке в запертой комнате без права ее покинуть. На утро ко мне пришла представитель S7, которая в довольно жесткой форме потребовала от меня купить обратный билет в Москву. Я отказалась это делать, ссылаясь на представления адвоката и полиции о том, что авиакомпания должна меня вернуть обратно. После этого девушка предложила мне подписать бумаги о том, что я не против того, что компания подаст на меня в суд, чтобы возместить расходы на этот перелет. Разумеется, я не стала ничего подписывать.
После этого она сообщила, что компания оформляет «билет без оплаты», и будет подан иск.
Меня отвели к самолету в сопровождении полицейского. Мои документы были переданы командиру борта. В Москве мои документы были отданы нашей пограничной службе, которая отвезла меня в полицейский участок в Домодедово. Там меня еще раз попросили объяснить ситуацию. После того, как я это сделала меня отпустили. Также в Домодедово меня встречала представитель S7, которая ничего от меня не требовала, но не исключила, что в суд они все-таки подадут, потому что «бесплатно авиакомпания никого не возит».
Перед вылетом в Москву я обратила в пресс-службу S7. Описала им ситуацию и попросила подключиться. Они обещали разобраться. Они просят от меня точное время звонка в на горячую линию, но я не могу им его сказать, потому что не могу найти этот звонок в детализации.
На мой вопрос, будет ли подан иск, они не ответили.
В паспорте стоит штамп о депортации. В Москве меня встречали, как депортированную, что тоже такое себе удовольствие. Все остальные авиабилеты, разумеется пропали.
Я бы, конечно, хотела подать на них в суд, чтобы потребовать компенсацию.
Но я совершенно не представляю, как это лучше делать, с чего начинать, и как действовать.
Буду вам крайне признательна, если сможете сориентировать.
Анна, приветствую!
У авиакомпании есть обязанность проверять визы, установленная ст. 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»:
Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
За нарушение этой обязанности установлен штраф в соответствии со ст. 18.14 КоАП РФ. Вероятно, в Испании есть аналогичные правила. При этом, однако, представляется, что это обязанность публичная, т.е. не перед пассажиром, а перед государством.
В вашем случае а/к очевидно не исполнила свою обязанность по контролю вашей визы. Следует понимать, что у а/к нет обязанности оказывать визовую поддержку, она обязана только удостовериться, что необходимые визы есть. Действуя по закону, она должна была не допустить вас на рейс. Следовательно, причинно-следственной связи между «пропавшими» билетами и нарушением а/к нет — перевозка не была осуществлена из-за отсутствия визы, а не из-за действий а/к. Ответственность за получение необходимых виз лежит на пассажире.
Испанский аэропорт, куда вы звонили, также не предоставляет, скорее всего, визовой поддержки.
Вы пытались выяснить нужна ли транзитная виза в некоем «визовом центре» и там вас ввели в заблуждение. При этом крайне сомнительно, что у вас остались хоть какие-то подтверждения содержания разговора с оператором колл-центра. Кроме того, может быть много различных тонкостей, связанных со статусом этого визового центра и этого колл-центра. Попросту говоря — насколько вообще они уполномочены испанским консульством давать консультации по визовым вопросам.
Единственный вопрос, который можно ставить перед судом с вашей стороны — компенсация а/к морального вреда в связи с обстоятельствами депортации. Но, на мой взгляд, такой иск тоже будет отклонен, поскольку ваша вина также усматривается (не получена виза).
Что касается попыток а/к взыскать с вас компенсацию штрафа, то, на мой взгляд, это для них бесперспективно. Как я писал выше, они допустили нарушение закона и справедливо понесли наказание.