Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Пункт 5.1 статьи 10 закона об обороте земель сельхозназначения
Есть земельные участки из земель сельхозназначения, обрабатываемые агрохолдингом. В апреле было объявления от имени поселения о возможности предоставления их на основании пункта 5.1 статьи 10 закона об обороте земель сельхозназначения, торги назначены на октябрь 2017. Крестьянско-фермерское хозяйство подало заявление на участки первым, но земельные участки без торгов передали агрохолдингу, так как «они их обрабатывали». Официального отказа в предоставлении нет, только дали посмотреть на договор, который подписали на основании указания ДИЗО. Слово такой в пункте 5.1 означает подобный данному или этот? Можно-ли по закону потребовать перенести предоставление данных земельных участков в область статьи 39.18 земельного кодекса, где агрохолдинг вообще не может вклиниться? И вообще можно подать заявление, основываясь на выписке из росреестра, или ждать срока и требовать выписки о отмене торгов?
Здравствуйте слово «такой» означает не подобный этому, а именно этот земельный участок.
5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
Пока вам еще официально не отказали, то оспаривать в данном случае вы не можете пока ничего, потребовать перевода на порядок 39.18 будет более проблематично, поскольку видимо у поселения есть основания для применения ст.5.1. Здесь надо уточнять.
Здравствуйте.
Слово «такой» в указанной норме
5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
относится к подчеркнутому мной описанию. То есть не в смысле «такой же», а в смысле «этот».
То есть не всякое КФХ или сельскохозяйственная организация может претендовать на получение участка без торгов, а именно та, которая его обрабатывает. Другое дело, что речь тут должна идти не о самозахваченном участке, а о том, который в данный момент законно находится в пользовании у такой организации (КФХ).
Можно-ли по закону потребовать перенести предоставление данных земельных участков в область статьи 39.18 земельного кодекса, где агрохолдинг вообще не может вклиниться?
Алексей
Добрый день, Алексей.
Нет, не получится требовать перенести предоставление данных земельных участков в область ст. 39.18 ЗК РФ, исходя из следующего.
Исходя из смысла п. 5.1 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ ключевым является то, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, выделен в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
При этом исходя из смысла ст. 39.18 ЗК РФ ключевым является то, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, не выделен в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, приоритет имеет п. 5.1 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ как специальная норма над общей нормой ст. 39.18 ЗК РФ.
С уважением, Екатерина Довгопол.
Здравствуйте, Алексей.
Можно-ли по закону потребовать перенести предоставление данных земельных участков в область статьи 39.18 земельного кодекса, где агрохолдинг вообще не может вклиниться? И вообще можно подать заявление, основываясь на выписке из росреестра, или ждать срока и требовать выписки о отмене торгов?
Алексей
Если крестьянско-фермерское хозяйство не обрабатывало данные земельные участки, то оснований для предоставления нет.
Вы пишите, что Агрохолдинг обрабатывал эти земельные участки. Это происходило до возникновения права муниципальной собственности на эти земельные участки?
Позиция Верховного суда по этому вопросу:
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка
или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место
до регистрации права муниципальной собственности на него.Из буквального толкования приведенной нормы права следует, что заявитель должен доказать факт использования истребуемого им в собственность земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как не определяет срок использования участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности.
Поэтому при наличии судебного спора о наличии оснований для приобретения прав на земельный участок в порядке указанной нормы данный факт подлежит установлению судом на основе исследования и оценки относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, установленных главой 7 АПК РФ.
К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены: договоры аренды или безвозмездного пользования, иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством; в случае если указанные субъекты использовали истребуемый участок без оформления правоотношений, то ими могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Аналогичной позиции также придерживается Министерство экономического развития России в письме от 25.11.2011 № Д23-4894
«О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».Таким образом, в целях применения положений пункта 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
При этом указанный порядок предоставления земли в порядке приведенной нормы права не должен позволять приобрести земельный участок недобросовестным лицом. В связи с этим использование должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
Полностью с материалами дела можете ознакомиться здесь http://kad.arbitr.ru/Card/5d20...
В Вашем случае сначала целесообразно попросить решение об отмене торгов.
По первому Вашему вопросу поддержу уважаемых коллег.
С уважением, Екатерина Довгопол.