Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Имею ли я право на жилье, если был в колонии и опекун выписала из квартиры?
я 1989 г.р. в 2000 г. у меня умер отец, в 2001 г. мать,и надо мной оформила опеку тетя. в 2008 г мне дали условно 4 г лишения свободы, в 2009 г условное отменили и меня обьявили в розыск.в 2013 г меня поймали и отправили в колонию, в 2014 г тетя выписала меня из дома, т.к. я не имел права собственности на него, и у же не являлся опекаемым тети (достиг 18 лет). в 2017 г. я освободился и у меня нет даже прописки в паспорте, и мне говорят что я не имею право на бесплатное жилье т.к. мне уже 28 лет, так ли это?
Вечер добрый!
Как я понимаю в орган опеки и попечительства по вопросу постановке Вас на учет Вы не обращались. Есть судебная практика, которая считает, что достижение возраста 23 лет, обозначенная в законе, не является безусловным основанием для отказа в постановке на учет, тут должны учитываться разные моменты, в том числе и уважительность причин не постановки на учет. Вам необходимо подать заявление, и если получите письменный отказ обоснованный пропуском срока по возрасту, нужно обжаловать его в судебном порядке. Например:
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2016 г. по делу N 33-6966/2016
Судом установлено, что на момент достижения совершеннолетия в 2009 году Р.В. находился в местах лишения свободы. Согласно справки <...> Р.В. освободился <...>. Заявление о постановке на учет Р.В. подано <...> в возрасте 23 лет.
Приказом Управления от <...> Р.В. отказано в постановке на учет в целях предоставления жилого помещения, предназначенного для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого фонда Свердловской области в связи с достижением Р.В. возраста более 23 лет, а также отсутствием регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории городского округа Первоуральск.
Как следует из материалов дела, закрепленного жилья, пригодного для проживания, у Р.В. никогда не имелось и в настоящий момент не имеется, собственником какого-либо недвижимого имущества он не являлся и не является.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части, суд пришел к выводу, что с учетом действовавшего до 01 января 2013 года законодательства, орган опеки и попечительства должен был принять меры по постановке истца на учет, а также то, что он не встал на учет для получения жилья до достижения 23 лет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда в настоящее время, поскольку причины, по которым Р.В. не мог реализовать свое право по данному делу следует признать уважительными.
Судебная коллегия находит такие выводы суда правильными.
Как усматривается из материалов дела, до достижения Р.В. возраста 23 лет органами опеки и попечительства не принимались меры по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Суд обоснованно также принял во внимание, что истец не имел возможности до достижения 23 лет встать на учет для получения жилья, поскольку он длительное время находился в местах лишения свободы, в связи с чем не мог реализовать свое право на социальную поддержку.
Относительно доводов апелляционной жалобы о невозможности предоставления Р.В. жилого помещения в связи с достижением предельного возраста, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции обстоятельств, принимая во внимание приведенные выше разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации, судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что Р.В. не был поставлен на учет по независящим от него причинам — ввиду нахождения в местах лишения свободы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что достижение Р.В. возраста 23 лет на момент подачи искового заявления по настоящему делу не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату им права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Кроме того, в качестве причин для обжалования можно указывать:
«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
— ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
— незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
— состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
— установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Кроме того, нередки были случаи, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении своевременно, однако впоследствии с такого учета были незаконно сняты. В случае установления данного факта суды также удовлетворяли требование указанных лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.