8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Спецификация оборудования вместо технического задания

Всю документацию госзакупки готовит как правило бухгалтерия, которая ничего не понимает в предмете закупки. Технический персонал заказчика, для которого закупается оборудование, к разработке документации, и в частности техзадания (ТЗ), не привлекаются. В результате бухгалтерия обращается к одному из поставщиков, который высылает ДЕТАЛЬНУЮ СПЕЦИФИКАЦИЮ своего оборудование, которую заказчик утверждает в качестве ТЗ. Естественно, эта детальная спецификация в деталях описывает оборудование поставщика, и никакой другой производитель не может предложить свое оборудование, даже если оно имеет лучшую функциональность и меньшую цену. Т.е. имеется необоснованное ограничение конкуренции.

В результате поставщики вместо того, чтобы честно конкурировать, вынуждены заниматься тем, чтобы первым подсунуть заказчику свое ТЗ. А это, понятно, поле для откатов, против которых и нацелена система госзакупок и фз 44 и 223

Как с этим бороться?

Показать полностью
, Андрей, г. Москва
Марина Большакова
Марина Большакова
Юрист

Добрый день, Андрей

органом, уполномоченным на рассмотрение споров по ограничению конкуренции, а также жалоб на процедуры, проводимые в рамках 44-фз и 223-фз, является Федеральная антимононопольная служба РФ (в субъектах -территориальные управления УФАС ). 

Последнее время антимонопольная практика склоняется в пользу того, что техническое задание, составленное под одного производителя не является нарушением конкуренции, если по данному оборудованию существует функционирующий рынок (т.е заказчик должен будет доказать, что данное оборудование производителя могут поставить несколько торгующий организаций)

В любом случае участники размещения заказа вправе подать жалобу на положения размещенной документации (обжаловать можно как составление технического задания под одного производителя, так и избыточность требований в техническом задании), которая и будет оценена антимонопольным органом. При подаче жалобы ссылайтетсь на закон № 135-фз " О конкуренции" ст. 17 и на положения ФЗ 44-фЗ или 223-ФЗ соответственно

0
0
0
0
Алексей Попов
Алексей Попов
Адвокат, г. Новороссийск

Бороться с этим можно путем направления жалоб в государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением заказчиком требований 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для указанной ситуации таким органом является ФАС (Федеральная антимонопольная служба) http://fas.gov.ru/ и ее территориальные структуры. Также контроль за подведомственными учреждениями осуществляют органы муниципальной и государственной власти. В зависимости от уровня это может быть департамент и отдел.

Жалобы в ФАС на ограничение конкуренции.

 Если участник процедуры обнаружил признаки ограничения конкуренции и тем самым счел, что его права были нарушены, он имеет гарантированное законом право пожаловаться на действия/бездействие заказчика в ФАС.

Требования к жалобе: 

  •  необходимо со ссылками на действующее законодательство описать все действия заказчика, как именно и какие нормы закона они нарушают, и какие именно права участника были ущемлены. 
  • Указать дату проведения процедуры, ее реквизиты, и указать подробные контакты и данные, как заявителя, так и заказчика, на которого подается жалоба. 
  • Участник должен также конкретизировать, каких именно действий он хочет от антимонопольной службы в случае удовлетворения своего заявления (например, отменить процедуру, или скорректировать документацию). 
  • Жалоба подается в отделение ФАС по месту регистрации заказчика, не заявителя-участника. 
  • Для верности, участнику перед подачей жалобы в ФАС на ограничение конкуренции стоит ознакомиться с удовлетворенными аналогичными жалобами из реестра и взять за образец форму их заполнения.

Что стоит учитывать 

Документация закупок по 44-ФЗ проходит многоэтапное согласование даже на муниципальном уровне, поэтому наиболее грубые и очевидные нарушения как правило устраняются еще на этом этапе. Это обобщение, и как всякое обобщение в каждом конкретном случае оно может быть неверным.

Естественно в каждом  случае нужно разбираться.

Для этого необходим тщательный анализ документации закупки с технической и юридической точки зрения. 

Изучение правоприменительной практики, (жалобы на заказчика, практика тер. управления ФАС, судебная практика)

С уважением, 

Алексей

0
0
0
0
Алексей Горшков
Алексей Горшков
Юрист, г. Москва
Эксперт

Андрей, приветствую!

Вынужден немного поправить коллег.

По закону 223-ФЗ подавать жалобу в ФАС в таком случае бессмысленно. ФАС рассматривает жалобы только по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 указанного закона, там их всего четыре и ограничения конкуренции путем внесения в тех.требования блокирующих позиций там нет.

Что касается жалобы на нарушение ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», их подать можно. Но эти жалобы подаются и рассматриваются ФАС на основании ФЗ «О защите конкуренции» и сроки рассмотрения там исчисляются месяцами. Возможно, ФАС и признает какие-то нарушения, но это будет уже далеко после того, как закупка пройдет.

По закону 44-ФЗ порядок действий такой:

1) Если до окончания срока подачи заявок еще есть достаточно времени, вы можете подать запрос разъяснений. Попробуйте обосновать заказчику, что ТЗ содержит блокирующие позиции. Если ТЗ составлено неправильно действительно из-за заблуждения, есть вероятность, что заказчик решит его изменить.

2) Если времени уже мало либо заказчик отказывается менять ТЗ, подаете жалобу в управление ФАС по месту нахождения заказчика. Вам надо обосновать и доказать, что ТЗ составлено под конкретного производителя. Указать, какие конкретно блокирующие позиции и характеристики оно содержат. Причем объяснить это вам надо будет членам комиссии УФАС, которые в технике не разбираются, а к экспертам обратиться — не имеют возможности. Нетривиальная задача, но на некоторых рынках решаемая. Тут я не согласен с коллегой насчет вывода о «склонении» практики — на мой взгляд, единообразной практики в УФАС нет, решают они как бог на душу положит. Но если позиция ваша обоснована, шансы есть, так сказать, 50%: либо комиссия с вами согласится, либо нет.

Вынесением решения комиссией УФАС спор практически и заканчивается. В суд большого смысла обращаться нет, поскольку это очень долго и если контракт исполнен, суд его не отменяет.

1
0
1
0
Андрей
Андрей
Клиент, г. Москва

Спасибо за подробный ответ. Общий вопрос - с какой целью принимался фз-223, который позволяет обходить разумные положения фз-44? Причем дырами фз-223 пользуются не какие-то специальные заказчики специальной продукции, а обычные школы, закупающие обычные учебные пособия. При этом заказчик на свое усмотрение может выбирать из этих двух ФЗ. К этому добавляется возможность закупки ширпотреба у единственного поставщика, которая тоже выбирается заказчиком без каких-либо обоснований

Похожие вопросы
Военное право
Пни попытке укрытся упал в бетонную яму и сломал ногу
Здавствуйте. Находился на задании, эвакуировал раненых с передка. Пнивез в госпиталь. Начался обстрел градами. Пни попытке укрытся упал в бетонную яму и сломал ногу. Выдали справку 100 . Получу ли я выплату?
, вопрос №4092397, Дамир, г. Бодайбо
Военное право
Получил травму на сво при выполнении задания, справку 100 не выдали, 2, 5 месяца на больничном, могу ли получить справку сто сейчас?
Получил травму на сво при выполнении задания, справку 100 не выдали, 2,5 месяца на больничном, могу ли получить справку сто сейчас?
, вопрос №4091949, Гульнара, г. Иркутск
Конституционное право
Имею ли я право получить бесплатное (бюджет) среднее медицинское образование (поступая на общих основаниях по аттестату), имея уже законченное (бюджет) высшее техническое образование?
Добрый день. Имею ли я право получить бесплатное (бюджет) среднее медицинское образование (поступая на общих основаниях по аттестату), имея уже законченное (бюджет) высшее техническое образование? Спасибо.
, вопрос №4091713, Люсетта Черивханова, г. Москва
Гражданское право
У меня такой вопрос: Я хочу забрать оборудование в связи с изменениями условий оплаты по инициативе исполнителя (раньше платили в конце месяца, а сейчас на перед)
У меня такой вопрос: Я хочу забрать оборудование в связи с изменениями условий оплаты по инициативе исполнителя (раньше платили в конце месяца, а сейчас на перед). Получится ли это сделать бесплатно, опираясь на пункт 2.3.3?
, вопрос №4091711, Аркпдий, г. Иркутск
Гражданское право
Если мы пойдем на это, сможем ли потом взыскать с Заказчика недоплаченные суммы, мотивируя в суде что суммы в счетах - технические ошибки(например)
Между ООО ЧОО "Медведь" и ООО "Агрофирма" заключен договор на оказание охранных услуг. Сумма к оплате в месяц 1447000, два месяца подряд Заказчик требовал уменьшение счета на 100т.р., УСТНО мотивируя имеющимися недочетами в работе охранного предприятия, такие штрафы и неустойки Договором не предусмотрены, уменьшение объема услуг не было, недочеты относились к нестоимостным критериям. Теперь Заказчик требует уменьшить счет на 300т.р. по тем же мотивам и по своему внутреннему убеждению. Если мы пойдем на это, сможем ли потом взыскать с Заказчика недоплаченные суммы, мотивируя в суде что суммы в счетах - технические ошибки(например). Письменных претензий от Заказчика по объему и качеству оказанных услуг нет.
, вопрос №4091306, Андрей, г. Москва
Дата обновления страницы 22.06.2017