8 812 467-37-61
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Спецификация оборудования вместо технического задания

Всю документацию госзакупки готовит как правило бухгалтерия, которая ничего не понимает в предмете закупки. Технический персонал заказчика, для которого закупается оборудование, к разработке документации, и в частности техзадания (ТЗ), не привлекаются. В результате бухгалтерия обращается к одному из поставщиков, который высылает ДЕТАЛЬНУЮ СПЕЦИФИКАЦИЮ своего оборудование, которую заказчик утверждает в качестве ТЗ. Естественно, эта детальная спецификация в деталях описывает оборудование поставщика, и никакой другой производитель не может предложить свое оборудование, даже если оно имеет лучшую функциональность и меньшую цену. Т.е. имеется необоснованное ограничение конкуренции.

В результате поставщики вместо того, чтобы честно конкурировать, вынуждены заниматься тем, чтобы первым подсунуть заказчику свое ТЗ. А это, понятно, поле для откатов, против которых и нацелена система госзакупок и фз 44 и 223

Как с этим бороться?

Показать полностью
, Андрей, г. Москва
Марина Большакова
Марина Большакова
Юрист

Добрый день, Андрей

органом, уполномоченным на рассмотрение споров по ограничению конкуренции, а также жалоб на процедуры, проводимые в рамках 44-фз и 223-фз, является Федеральная антимононопольная служба РФ (в субъектах -территориальные управления УФАС ). 

Последнее время антимонопольная практика склоняется в пользу того, что техническое задание, составленное под одного производителя не является нарушением конкуренции, если по данному оборудованию существует функционирующий рынок (т.е заказчик должен будет доказать, что данное оборудование производителя могут поставить несколько торгующий организаций)

В любом случае участники размещения заказа вправе подать жалобу на положения размещенной документации (обжаловать можно как составление технического задания под одного производителя, так и избыточность требований в техническом задании), которая и будет оценена антимонопольным органом. При подаче жалобы ссылайтетсь на закон № 135-фз " О конкуренции" ст. 17 и на положения ФЗ 44-фЗ или 223-ФЗ соответственно

0
0
0
0
Алексей Попов
Алексей Попов
Адвокат, г. Новороссийск

Бороться с этим можно путем направления жалоб в государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением заказчиком требований 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для указанной ситуации таким органом является ФАС (Федеральная антимонопольная служба) http://fas.gov.ru/ и ее территориальные структуры. Также контроль за подведомственными учреждениями осуществляют органы муниципальной и государственной власти. В зависимости от уровня это может быть департамент и отдел.

Жалобы в ФАС на ограничение конкуренции.

 Если участник процедуры обнаружил признаки ограничения конкуренции и тем самым счел, что его права были нарушены, он имеет гарантированное законом право пожаловаться на действия/бездействие заказчика в ФАС.

Требования к жалобе: 

  •  необходимо со ссылками на действующее законодательство описать все действия заказчика, как именно и какие нормы закона они нарушают, и какие именно права участника были ущемлены. 
  • Указать дату проведения процедуры, ее реквизиты, и указать подробные контакты и данные, как заявителя, так и заказчика, на которого подается жалоба. 
  • Участник должен также конкретизировать, каких именно действий он хочет от антимонопольной службы в случае удовлетворения своего заявления (например, отменить процедуру, или скорректировать документацию). 
  • Жалоба подается в отделение ФАС по месту регистрации заказчика, не заявителя-участника. 
  • Для верности, участнику перед подачей жалобы в ФАС на ограничение конкуренции стоит ознакомиться с удовлетворенными аналогичными жалобами из реестра и взять за образец форму их заполнения.

Что стоит учитывать 

Документация закупок по 44-ФЗ проходит многоэтапное согласование даже на муниципальном уровне, поэтому наиболее грубые и очевидные нарушения как правило устраняются еще на этом этапе. Это обобщение, и как всякое обобщение в каждом конкретном случае оно может быть неверным.

Естественно в каждом  случае нужно разбираться.

Для этого необходим тщательный анализ документации закупки с технической и юридической точки зрения. 

Изучение правоприменительной практики, (жалобы на заказчика, практика тер. управления ФАС, судебная практика)

С уважением, 

Алексей

0
0
0
0
Алексей Горшков
Алексей Горшков
Юрист, г. Москва
Эксперт

Андрей, приветствую!

Вынужден немного поправить коллег.

По закону 223-ФЗ подавать жалобу в ФАС в таком случае бессмысленно. ФАС рассматривает жалобы только по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 указанного закона, там их всего четыре и ограничения конкуренции путем внесения в тех.требования блокирующих позиций там нет.

Что касается жалобы на нарушение ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», их подать можно. Но эти жалобы подаются и рассматриваются ФАС на основании ФЗ «О защите конкуренции» и сроки рассмотрения там исчисляются месяцами. Возможно, ФАС и признает какие-то нарушения, но это будет уже далеко после того, как закупка пройдет.

По закону 44-ФЗ порядок действий такой:

1) Если до окончания срока подачи заявок еще есть достаточно времени, вы можете подать запрос разъяснений. Попробуйте обосновать заказчику, что ТЗ содержит блокирующие позиции. Если ТЗ составлено неправильно действительно из-за заблуждения, есть вероятность, что заказчик решит его изменить.

2) Если времени уже мало либо заказчик отказывается менять ТЗ, подаете жалобу в управление ФАС по месту нахождения заказчика. Вам надо обосновать и доказать, что ТЗ составлено под конкретного производителя. Указать, какие конкретно блокирующие позиции и характеристики оно содержат. Причем объяснить это вам надо будет членам комиссии УФАС, которые в технике не разбираются, а к экспертам обратиться — не имеют возможности. Нетривиальная задача, но на некоторых рынках решаемая. Тут я не согласен с коллегой насчет вывода о «склонении» практики — на мой взгляд, единообразной практики в УФАС нет, решают они как бог на душу положит. Но если позиция ваша обоснована, шансы есть, так сказать, 50%: либо комиссия с вами согласится, либо нет.

Вынесением решения комиссией УФАС спор практически и заканчивается. В суд большого смысла обращаться нет, поскольку это очень долго и если контракт исполнен, суд его не отменяет.

1
0
1
0
Андрей
Андрей
Клиент, г. Москва

Спасибо за подробный ответ. Общий вопрос - с какой целью принимался фз-223, который позволяет обходить разумные положения фз-44? Причем дырами фз-223 пользуются не какие-то специальные заказчики специальной продукции, а обычные школы, закупающие обычные учебные пособия. При этом заказчик на свое усмотрение может выбирать из этих двух ФЗ. К этому добавляется возможность закупки ширпотреба у единственного поставщика, которая тоже выбирается заказчиком без каких-либо обоснований

Похожие вопросы
Договорное право
48 дней до 27.12.2021, 11: 41." Дополнительно к сделке прикреплено техническое задание составленное Заказчиком, в нем
Суть вопроса: заключен договор по которому исполнитель обязуется выполнить услуги по разработку сайта для Заказчика в течение 48 дней. В договоре указан итоговый срок выполнения: "СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, УСЛУГ 48 дней до 27.12.2021, 11:41." Дополнительно к сделке прикреплено техническое задание составленное Заказчиком, в нем есть разбивка проекта на этапы (прикрепил скриншот), Исполнитель должен был выполнить первый этап за 10 дней (по мнению Заказчика), но задержал выполнение первого этапа на 7 дней и из-за этого намерен расторгнуть договор, но при этом из отведенных договором 48 дней прошло только 17 дней. Меня интересует следующее: уместен ли такой формат оформления сроков этапов в техническом задание или юридически это ничтожно? - фактически в техническом задании указана просто цифра "10" - без каких либо подробностей. Вопрос: возможно ли оспорить факт того, что Исполнитель должен предоставить результат по первому этапу в срок 10 дней? - если да, то на какие юридические моменты можно опереться.
, вопрос №3143943, Кирилл, г. Санкт-Петербург
Тендеры и закупки
Может обратиться с неправильным тех заданием, и завышением цены?
Добрый день! Мы занимаемся поставкой питьевой бутилированной воды. Наш постоянный клиент "втихушку" запросил коммерческие предложения у организаций, которые совсем не имеют никакого отношения к доставке воды. Вид деятельности совершенно другой. Как выяснилось, это знакомые у специалиста по закупкам. в общем, они провели аукцион, выйграла строительная организация. Цена за единицу товара превышает почти на 70%. Я нашла ошибки в техническом задании, запрос был на воду первой категории, при этом характеристики указаны на высшую категорию. Что мы можем сделать,чтобы они расторгли контракт? обратиться в УФАС? Может обратиться с неправильным тех заданием, и завышением цены?
, вопрос №3297246, Мария, г. Йошкар-Ола
Тендеры и закупки
Обязан ли заказчик прописать данные из заявки еще и в Техническом Задании*?
Добрый день, выиграли тендер по фз 44, получили на подпись проект контракта, в проект есть два приложения: тех задание и спецификация. В спецификацию внесены данные из нашей заявки на участие(артикул и производитель), а в тех задании данные остались неизменны(только Техническое описание (функциональные характеристики (потребительские свойства) без указания артикулов и брендов указанных в заявке на участие. По предмету контракта 1.2. Наименование, количество, комплектность и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Техническом задании (Приложение № 2), являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Спецификация описана только в одном пункте контракта 6 Цена контракта, указанная в пункте 2.1 настоящего контракта, является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Цена за единицу товара указана в Спецификации (Приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью контракта. Обязан ли заказчик прописать данные из заявки еще и в Техническом Задании*?
, вопрос №3314957, Алексей, г. Москва
Тендеры и закупки
Можно ли вносить в смету, разработанную на основании СНБ СН-2012 текстовый материал, как дополнение к ТЗ, если техническое задание типовое и вносить в него изменения нельзя?
Добрый день! Можно ли вносить в смету, разработанную на основании СНБ СН-2012 текстовый материал, как дополнение к ТЗ, если техническое задание типовое и вносить в него изменения нельзя?
, вопрос №3338117, Куцобина Лариса Евгеньевна, г. Москва
900 ₽
Тендеры и закупки
Id=2442486&sso=1&code=-5#1 В аукционной документации по 223 ФЗ размещено техническое задание и проект заключаемого
Добрый день https://223.rts-tender.ru/supplier/auction/Trade/View.aspx?Id=2442486&sso=1&code=-5#1 В аукционной документации по 223 ФЗ размещено техническое задание и проект заключаемого договора, в которых расходятся количество поставляемого товара по не которым позициям. Например позиция в техническом задании стоит 133 шт. а в проекте договора 208 шт. и так несколько позиций из 160 . Может ли заказчик не принять техническое предложение в котором указано количество из проекта договора а не из технического задания
, вопрос №3344170, Александр, г. Хабаровск
Дата обновления страницы 22.06.2017