Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Правомерны ли действия гостиницы. Которая отказывается возвращать предоплату
Добрый день! Мы-туристическая компания. Забронировали для своих туристов гостиницу на сумму 300 000 руб. Подписывая договор с гостиницей, были уверенаы, что туристы полетят. Поэтому с легкостью перечислили деньги и подписали договор, что задаток в размере 50% от суммы - невозвратный. К сожалению, наши туристы не могут прилететь, а по нашему с ними договору мы обязаны вернуть 100% предоплаты (т.к. в их стране существует закон, что любая предоплата должна возвращаться в 100% эквиваленте). Внимание, вопрос: правомерны ли действия гостиницы. которая отказывается отдавать 100% предоплаты (удерживая 50%), хотя до заезда туристов еще 1,5 месяца?
Спасибо,
Марина Ц.
Добрый день, Марина. Если Ваш вопрос связан с применением законодательства иностранного государства, то необходимо его знать. Что касается термина «задаток». Задаток — это не аванс, а способ обеспечения обязательства. Суть задатка заключается в том, что если сторона отказывается от взятого на себя обязательства, то по законодательству РФ задаток либо не возвращается (если договор нарушил плательщик), либо задаток подлежит возврату в двукратном размере (если договор нарушил тот, кто получил задаток).
В соответствии со ст. 381 ГК РФ:
Статья 381. Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком
1. При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.
2. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.
Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.
Предполагаю, что в законодательстве иностранного государства, о котором Вы указали, есть аналогичное понимание термина «задаток». Соответственно, если речь действительно о задатке, то предположительно Ваши оппоненты действуют в рамках своих полномочий.
А вообще надо разбираться с тем, право какой страны подлежит применению к Вашим правоотношениям (и если применяется право иностранного государства, то надо определить как оно регулирует Ваши правоотношения). Рекомендую передать договор на правовой анализ юристу.
Здравствуйте,
Я так понимаю, что туристы как раз с иного государства и должны были лететь в Россию. Поэтому судя по всему гостиница находится в РФ. И действует в рамках ГК РФ.
Если Вашим договором предусмотрен задаток, то действия гостиницы, к сожалению, правомерны.
ГК РФ Статья 380. Понятие задатка. Форма соглашения о задатке
1. Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
2. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
Статья 381. Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком.
1. При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.2.Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.
Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.
Здравствуйте, Марина, действительно к дополнению вышесказанного коллегами, могу подвести итог, согласно статьи вот полный текст,
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) ГК РФ Статья 381. Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком
Позиции высших судов по ст. 381 ГК РФ >>>
1. При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.
КонсультантПлюс: примечание.
К предусмотренным пунктом 2 статьи 381 настоящего Кодекса мерам ответственности за неисполнение договора, обеспеченного задатком, применяются положения статьи 333 ГК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81).
2. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.
Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.
2. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны
Норма закона, дает полное право не возвращать предоплату, но если
занеисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.
Поэтому есть и защита ваших прав, это для сведение для вас, удачи вам в решение данной ситуации.
Здравствуйте, Марина.
Считаю, что в Вашем случае гостиница, отказываясь возвращать задаток, злоупотребляет своими гражданскими правами и получает за счет этого неосновательное обогащение.
Основания для взыскания с гостиницы задатка (хотя бы частично) следующие:
1. Невозможность исполнения, вызванная наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое Ваша туристическая компанияни не отвечает (п. 1 ст. 381, п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ);
2. Явная несоразмерность суммы удержанного гостиницей задатка последствиям неисполнения обязательства со стороны Вашей туристической компании (п. 1
ст. 333 ГК РФ, подлежащий применению по аналогии закона — п. 1 ст. 6 ГК РФ,
п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Вместе с тем полагаю, что Ваша туристическая компания в сложившейся ситуации не обязана возвращать туристам 100 % произведенной ими предоплаты только в силу того, что их национальным законодательством так предусмотрено (из текста Вашего вопроса не вполне ясно, прописано ли условие о таком возврате в самом договоре), поскольку:
1. Договор о реализации туристского продукта должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей
(ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»);
2. В соответствии с законодательством РФ, по общему правилу, заказчик (в данном случае — турист), досрочно отказываясь от исполнения договора по основаниям, не связанным с ненадлежащим оказанием услуг исполнителем (в данном случае — туристическая фирма), обязан возместить последнему фактически произведенные затраты (см., например, ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», п.п. 5.4 и 5.5 Примерной формы договора о реализации туристского продукта, утв. приказом Минкультуры России от 04.07.2016 № 1503).
Если Вам понадобится помощь в подготовке соответствующих документов (претензия, ответ на претензию, иск) или судебное представительство, обращайтесь — буду рад помочь.
Эмиль, благодарю вас. Туристы - иностранцы, должны были лететь в РФ. По задатку - все понятно.