Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Конфликт интересов гос.служащего
Администрация города является 100% учредитель АО, АО заключило по 223-ФЗ договор с ООО единственным поставщиков. В ООО учредителем является сын главы города. Есть конфликт интересов?
Добрый день.
Да, в сложившейся ситуации усматривается конфликт интересов. Исходя из его понимания изложенного в ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции»
1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Следует, возможность получения дохода сыном главы администрации города выгод имущественного характера, а поскольку речь идет о родственных связях — то такая возможность допускается и у главы администрации.
Здравствуйте, Петров Олег!
В дополнение к ответу уважаемого коллеги отмечу, что 223-ФЗ не содержит понятие «конфликта интересов» в отличие. например от 44-ФЗ, где такое понятие уже существует:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
Статья 31. Требования к участникам закупки
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
Предложения ввести аналогичное требование в 223-ФЗ пока остались только предложениями.
Между тем, в любом случае с точки зрения 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в Вашем случае конфликт интересов усматривается и не мешало бы принять меры по его урегулированию.
С Уважением,
Олег Рябинин.
Здравствуйте.
Считаю что у прокурора есть основания
возбудить проверку по данному факту на предмет конфликта интересов и по ее
результатам уже принять решение обращаться в суд с заявлением об установлении факта наличия возникшего
конфликта интересов и возможности его возникновения между АО и учредителем ООО.
Из судебной практики к ответственности может быть привлечен в первую очередь
руководитель АО .
«Методические рекомендации
по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию
коррупции»
Таким
образом, государственные корпорации и государственные компании, созданные на
основании федеральных законов, при внедрении мер урегулирования конфликта
интересов обязаны основываться на определении понятия, закрепленного в статье 349.1 ТК РФ. Организациям, создаваемым для
выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами,
рекомендуется принять за основу определение «конфликта интересов»,
закрепленное в статье 10 Федерального закона «О
противодействии коррупции». При этом следует учитывать, что и к
государственным корпорациям (государственным компаниям), и к подведомственным
организациям могут одновременно применяться нормативные правовые акты,
устанавливающие специальные запреты и ограничения в зависимости от характера
деятельности, осуществляемой организацией.
II. Нормативное правовое
обеспечение
1. Российское законодательство в
сфере предупреждения и противодействия коррупции
1.1. Обязанность организаций
принимать меры по предупреждению коррупции
Основополагающим нормативным
правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О
противодействии коррупции»).
Частью 1 статьи 13.3 Федерального
закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность
организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры,
рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи.
1.2. Ответственность юридических
лиц
Общие нормы
Общие нормы, устанавливающие
ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона N 273-ФЗ. В
соответствии с данной статьей, если от имени или в
интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение
коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для
совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть
применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
При этом применение мер
ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не
освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное
физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за
коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности
за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы
распространяются на иностранные юридические лица.
Незаконное вознаграждение от
имени юридического лица
Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает меры
ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
(незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах
юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции
в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо
должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг,
иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление
имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица
должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или
иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом
публичной международной организации действия (бездействие), связанного с
занимаемым ими служебным положением, влечет наложение на юридическое лицо
административного штрафа).
Статья 19.28 КоАП РФ не устанавливает перечень лиц,
чьи неправомерные действия могут привести к наложению на организацию
административной ответственности, предусмотренной данной статьей. Судебная практика
показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций.
Судебная практика и законодательство — «Методические рекомендации по
разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию
коррупции»
«Методические указания по
организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными
аудиторами противодействия коррупции» (одобрены Советом по аудиторской
деятельности Минфина России 23.09.2015, протокол N 18)
12. Методические рекомендации по разработке и
принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции,
утвержденные Минтрудом России 8 ноября 2013 г.
13. Кодекс профессиональной
этики аудиторов, одобренный Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012
г. (протокол N 4).
Приказ Росимущества от
04.07.2014 N 249 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации
работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской
Федерации»
— Рекомендации Минтруда России
от 08.11.2013 «Методические рекомендации по разработке и принятию
организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции»;
— Международные основы профессиональной практики внутренних аудиторов,
принятые международным Институтом внутренних аудиторов (включая Международные
профессиональные стандарты внутреннего аудита);
http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25122008-n-273-fz-o/statja-10/
Под
личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего,
которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных
(служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или
муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей
доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного
характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
В соответствии с положениями ст. 11 указанного Закона государственный или
муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности
возникновения конфликта интересов, уведомлять об этом в письменной форме своего
непосредственного начальника. Представитель нанимателя, если ему стало известно
о возникновении у государственного или муниципального служащего личной
заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов,
обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Данные меры могут состоять в изменении должностного или служебного положения
государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта
интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных)
обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся
причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование
конфликта интересов, стороной которого является муниципальный служащий,
осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального
служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6
октября 2003 г. N 131-ФЗ (далее — Закон) глава местной администрации,
осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен
представительному органу муниципального образования.
Согласно ч. 4.1 ст. 36 Закона глава муниципального
образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности,
которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
http://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-19012016-n-71-kg15-15//#100033
Доля сына главы 50%, он не является директором данной ООО
Он имеет право на получение прибыли, являясь учредителем.
Согласно ст. 28 ФЗ «ОБ ООО»
Соответственно нельзя исключать, что полученные таким образом денежные средства в результате выполнения контракта не будут включены в распределяемую между участниками прибыль