Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Гирудотерапия и код ОКВЭД
Уважаемые юристы, возник такой вопрос. Гирудотерапия на настоящий момент не включена в единый реестр, соответственно не подлежит лицензированию. Однако требуются ли какие-либо нормы СЭС для целевого помещения? Я так понял, что пока эта деятельность находится в подвешенном состоянии, то и нормативов СЭС на данный момент не требует. Соответственно можно ли заявить 96.04 код, потому что в рассматриваемой области он попадает под вменёнку. Или только 86.90?
Спасибо .
Здравствуйте Артем.
Необходимо обратиться к положениям законодательства, регулирующего порядок оказания медицинских услуг.
Так, согласно:
В отношении гирудотерапии в утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 г. N 1664н «Номенклатуре медицинских услуг» предусмотрена только одна позиция – «постановка пиявок» с кодом А14.05.001.
Согласно утвержденным Минздравом РФ 15 июля 2002 г. Методическим рекомендациям N 2002/78 «Использование метода гирудотерапии в практическом здравоохранении» гирудотерапия или бделлотерапия это лечение медицинскими пиявками.
Гирудотерапия оказывает рефлексогенное, антикоагулирующее, тромболитическое, противоишемическое, антигипоксическое, гипотензивное, иммуностимулирующее, противовоспалительное, аналгезирующее, антисклеротическое, регенераторное действие, вызывает кровоизвлечение, деконгестию внутренних органов, защитный противотромботический эффект, устранение микроциркуляторных нарушений.
Утвержденные Минздравом РФ 1 ноября 2000 г. Методические рекомендации N 2000/154 «Применение терминов натуротерапии и натурофармации в практическом здравоохранении» выделяют Гирудорефлексотерапию как воздействие на органы и системы человека через точки акупунктуры при помощи пиявки медицинской, один из методов рефлексотерапии, или рефлексофармакотерапии, или рефлексонатуротерипии, относящийся, в том числе при лицензировании, к рефлексотерапии и, собственно,
Гирудотерапию как использование медицинской пиявки и продуктов ее жизнедеятельности, разрешенных к медицинскому применению на территории Российской Федерации в установленном порядке.
Таким образом, по нашему мнению, работы по гирудотерапии подлежат обязательному лицензированию в рамках медицинской деятельности как работы (услуги) по рефлексотерапии согласно «Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность», прилагаемому к утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 «Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (в ред. от 17.01.2013).
Каких-либо нормативных актов, регламентирующих порядок оказания услуг конкретно по гирудотерапии, нет.
Приказом Минздрава РФ от 3.02.99 г. N 38 «О мерах по дальнейшему развитию рефлексотерапии в Российской Федерации» утверждены:
1. Положение о кабинете рефлексотерапии;
2. Положение об отделении рефлексотерапии;
3. Штатные нормативы медицинского персонала отделений (кабинетов) рефлексотерапии лечебно-профилактических учреждений;
4. Положение о заведующем отделением рефлексотерапии;
5. Положение о враче кабинета (отделения) рефлексотерапии;
6. Положение о старшей медицинской сестре отделения рефлексотерапии;
7. Положение о медицинской сестре кабинета (отделения) рефлексотерапии; 8. Положение о санитарке кабинета (отделения) рефлексотерапии;
9. Объем специализированных лечебно-диагностических манипуляций для врача-рефлексотерапевта;
10. Табель оснащения кабинета (отделения) рефлексотерапии.
www.unico94.ru/consult/show/?id=3651 www.unico94.ru/consult/show/?id=3651
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 февраля 1999 года N 38
О мерах по дальнейшему развитию рефлексотерапии в Российской Федерации
Утвердить:
1. Положение о кабинете рефлексотерапии (;
2. Положение об отделении рефлексотерапии (;
3. Штатные нормативы медицинского персонала отделений (кабинетов) рефлексотерапии лечебно-профилактических учреждений (;
4. Положение о заведующем отделениием рефлексотерапии (;
5. Положение о враче кабинета (отделения) рефлексотерапии (;
6. Положение о старшей медицинской сестре отделения рефлексотерапии (;
7. Положение о медицинской сестре кабинета (отделения) рефлексотерапии (;
8. Положение о санитарке кабинета (отделения) рефлексотерапии (;
9. Объем специализированных лечебно-диагностических манипуляций для врача-рефлексотерапевта (;
10. Табель оснащения кабинета (отделения) рефлексотерапевта (.
2. Приказ Минздрава СССР от 25.06.81 N 693 «О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала в учреждениях здравоохранения» в части Приложения 1 «Врач кабинета иглорефлексотерапии — врач-физиотерапевт» считать не действующим на территории Российской Федерации.
docs.cntd.ru/document/901725906
Код 86.90 ОКВЭД 2. Деятельность в области медицины прочая
Эта группировка включает:
— деятельность медсестер, акушерок, физиотерапевтов или других специалистов среднего медицинского персонала в области оптометрии, гидротерапии, массажа, трудотерапии, логопедии, ухода за ногами, гомеопатии, мануальной рефлексотерапии, иглоукалывания и т.д.
Здравствуйте. Единственное, что хотелось бы добавить к изложенному коллегой Агибаловым, что с точки зрения санитарных правил по обустройству кабинетов гирудотерапии имеется только одно указание:
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.3.2630-10
7.2. Без естественного освещения или с освещением вторым светом при условии обеспечения нормируемых показателей микроклимата и кратности воздухообмена допускается размещать:
г) кабинеты и помещения восстановительного лечения (тренажерные залы, массажные кабинеты, кабинеты мануальной терапии, кабинеты безыгольной рефлексотерапии, кабинеты гирудотерапии, сауны, помещения подготовки парафина, озокерита, обработки прокладок, фотарии, кабинеты бальнеологических процедур, регенерации грязи, лечения сном, кабинеты электросветолечения, кабинеты лучевой диагностики и терапии);
В остальном соглашусь с изложенным.
Сошлюсь дополнительно на судебный акт:
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2015 г. N 18АП-9325/2015
Дело N А76-9743/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гитя Федора Николаевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.07.2015 по делу N А76-9743/2015 (судья Щукина Г.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Прокуратуры Правобережного района города Магнитогорска — Кашапова Р.М. (служебное удостоверение);
индивидуального предпринимателя Гитя Федора Николаевича — Гайнетдинов Р.Ф. (доверенность N 74 АА 2459896 от 17.04.2015).
Прокуратура Правобережного района г. Магнитогорска Челябинской области (далее — заявитель, прокуратура) обратилась в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Гитя Федору Николаевичу (далее — заинтересованное лицо, ИП Гитя Ф.Н., предприниматель) о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.07.2015 (резолютивная часть решения объявлена 06.07.2015) заявленные требования удовлетворены, ИП Гитя Ф.Н. привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
ИП Гитя Ф.Н. не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения. Указывает на то, что ИП Гитя Ф.Н. осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность и по специальности является доктором — остеопатом. По мнению подателя жалобы, остеопатическая деятельность, а также постановка пиявок (гирудотерапия) не входят в перечень медицинской деятельности подлежащей лицензированию. Обращает внимание на то, что массаж имеет много разновидностей, и лицензированию подлежит только деятельность по осуществлению медицинского массажа. Деятельность по осуществлению оздоровительного массажа и массажа спортивного, по мнению подателя жалобы, обязательному лицензированию не подлежит. Предприниматель считает, что деятельность по осуществлению медицинского массажа им не осуществляется.
В судебном заседании представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Гитя Федор Николаевич, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 308744635300043.
Прокуратурой Правобережного района г. Магнитогорска на основании письма Министерства здравоохранения Челябинской области от 02.02.15 (т. 1 л.д. 11) и обращения граждан Сергеевой В.Л. и Донской М.В. по фактам осуществления медицинской деятельности ИП Гитя Ф.Н. без лицензии по адресу: г. Магнитогорск, ул. Завенягина, 16-99, была проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства, регулирующего лицензирование медицинской деятельности, о чем 10.03.2015 составлен акт проверки (т. 1 л.д. 14-16).
Проверкой установлено, что ИП Гитя Ф.Н. по адресу: г. Магнитогорск, ул. Завенягина, 16-99, 08.04.15 г. были оказаны медицинские услуги гражданину Волегову В.И. (общий массаж, массаж шеи медицинский, постановка пиявок) без специального разрешения (лицензии), позволяющей осуществлять указанную медицинскую деятельность, чем нарушены требования п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ).
На основании материалов проверки прокурором 15.04.2015, в присутствии представителя предпринимателя, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (т. 1 л.д. 6-8).
Кроме того, определением прокурора от 15.04.2015 назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам Каплановой И.Г. и Ермаковой И.Г. (т. 1 л.д. 17-18). В соответствии с заключением экспертов от 15.04.2014, деятельность ИП Гитя Ф.Н. является медицинской и подлежит лицензированию (т. 1 л.д. 49-52).
Поскольку в силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ отнесено к подведомственности арбитражных судов, 20.04.2015 прокуратура обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с рассматриваемым заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
…
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от четырех до пяти тысяч рублей.
Объектом этого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом указанные отношения непосредственно касаются установленного государственного порядка и права на занятие той или иной предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии). Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
В силу пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В свою очередь, медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.
В силу Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н, к медицинским услугам относятся массаж — лечение с помощью простых физических воздействий на пациента: общий массаж медицинский (А21.01.001), массаж шеи медицинский (А21.01.003). Также к медицинским услугам отнесена постановка пиявок (А14.05.001).
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее — Положение).
…
Оценив представленные в материалы дела доказательства суд апелляционной инстанции считает полностью доказанным факт осуществления предпринимателем деятельности по оказанию медицинских услуг без специального разрешения (лицензии). То есть наличие в действиях ИП Гитя Ф.Н. объективной стороны состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждено.
Судом первой инстанции рассмотрен и обоснованно отклонен довод предпринимателя о том, что он оказывает населению услуги по остеопатии, не относящиеся к медицинской деятельности, поскольку суть оказываемой предпринимателем услуги по остеопатии, методы, способы и приемы воздействия на организм человека ничем не отличаются от услуги по предоставлению массажа.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.2 КоАП установлено, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Осуществляя медицинскую деятельность, предприниматель должен был знать нормативное регулирование этой деятельности в том числе в части ее лицензирования и предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае несоблюдения соответствующих нормативных требовании, однако не предвидел возможность наступления таких последствий.
В этой связи следует признать подтвержденной вину предпринимателя в совершении вмененного ему нарушения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности наличия в действиях ИП Гитя Ф.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности, не установлено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности.
Оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, для квалификации правонарушения как малозначительного не имеется.
Назначенное судом административное наказание соответствует минимальному наказанию, предусмотренному санкцией ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 269 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.07.2015 по делу N А76-9743/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гитя Федора Николаевича — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
О.Б.ТИМОХИН
Большое спасибо, однако в компаниях, занимающихся лицензированием, сказали, что гирудотерапия на данный момент не подлежит сертификации
Именно как отдельный вид услуг нет, по той причине, что она не урегулирована законодательством вообще как вид услуги, но при этом она является одним из методов рефлексотерапии, которая уже в свою очередь подлежит лицензированию.