Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
По 223 фз имеет ли право заказчик требовать копии дипломов специалистов
Наша заявка была отклонена по причине " в составе предложения участника отсутствуют копии документов, подтверждающие наличие квалифицированных специалистов, необходимых для выполнения работ высшим профессиональным образованием по квалификации «Инженер» не менее 3-х (трех) человек."
Нами были приложены копии дипломов 3 сотрудников (инженер летчик) . Предметом запроса предложений является поставка товаров (кондиционеров) а не выполнения каких либо работ
Правомерно ли поступил заказчик? И стоит ли подавать в ФАС?
Добрый день, в силу пп. 9, п. 10. ст. 4 223 ФЗ Заказчик самостоятельно устанавливает требование к участникам закупки и перечень документов, поэтому отказ правомерен.
Тем не менее принять окончательное решение о наличии или отсутствии ограничения конкуренции при требовании предоставить тех или иных документов, подтверждающих соответствие этим требованиям, может только суд.
10. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Полный ответ по Вашему вопросу.
В п. 9 части 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» среди сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, в частности, названы «требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям». О каком перечне документов говорится в данном случае?
31 июля 2014
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки для участия в той или иной процедуре закупки, устанавливается заказчиком в положении о закупке и документации о конкретной закупке.
Обоснование позиции:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке видами и категориями юридических лиц, перечисленными в ч. 2 ст. 1 этого Закона (далее — заказчики). Закон N 223-ФЗ не определяет непосредственно порядок закупки, а только требует от заказчиков разработать и утвердить положение о закупке. Именно этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317, раздел 8 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12).
Равным образом Закон N 223-ФЗ никак не регулирует формирование предмета закупки и не устанавливает требования к его описанию, не содержит перечня требований, которые могут или которые не могут предъявляться к участникам закупки. В ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ только оговаривается, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Каких-либо ограничений по установлению тех или иных требований к участникам закупки, например к их квалификации, наличию определенного опыта или производственных мощностей, наличию договоренностей с производителем или поставщиком, равно как и ограничений на закупку товаров, обозначенных определенными товарными знаками, произведенных определенным производителем, и иных ограничений, аналогичных установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), в Законе N 223-ФЗ не содержится.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке требования к описанию предмета закупки (предмета договора), требования к участникам закупки и перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям. В документации о конкретной закупке такие требования и указания на такие документы устанавливаются в соответствии с положением о закупке.
Безусловно, следует учитывать и требования ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей совершение заказчиком при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений действий, ограничивающих конкуренцию. Перечень таких действий, приведенный в этой норме, не является исчерпывающим, и законом не дано исчерпывающего перечня таких действий. Однако из анализа действий, перечисленных в указанной части, в том числе конкретно в п. 2 (координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участникам преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации), подпадающих под запрет, видно, что запрет по существу установлен на предварительный, до проведения торгов, запроса котировок, выбор заказчиком желаемого контрагента и обеспечение его победы при создании видимости конкуренции.
Соответственно, нарушением установленного указанной нормой запрета может считаться установление требований к участнику закупки или товару только в том случае, если будет доказано, что победителем процедуры закупки в этом случае могло стать только одно определенное лицо. Ведь добросовестная конкуренция как раз и состоит в соперничестве в формировании любым лицом лучшего предложения. Иная конкуренция должна считаться недобросовестной. Главное, чтобы такие требования действительно предъявлялись ко всем участникам закупки, что следует из приведенных выше норм Закона N 135-ФЗ и на что указывается в ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Должны заметить, что на практике контролирующие органы иногда считают ограничением конкуренции предъявление некоторых требований к участникам закупки, например указание на необходимость наличия договоренностей с производителем, равно как и при указании о закупке товара определенного производителя — смотрите, например, решение комиссии УФАС по Челябинской области от 04.02.2014 по жалобе N 6-04-18.1/14, решение Санкт-Петербургского УФАС России от 25.10.2012 N Т10-231/12. Однако есть немало примеров, когда суды приходят к иным выводам, ссылались на отсутствие в Законе N 223-ФЗ прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя (смотрите также постановление ФАС Уральского округа от 31.05.2013 N Ф09-4564/13, постановление Девятнадцатого ААС от 16.04.2014 N 19АП-1084/14, постановление Девятого ААС от 28.01.2014 N 09АП-44971/13, постановление Пятого ААС от 14.10.2013 N 05АП-10433/13). Кроме того, например, в постановлении Седьмого ААС от 31.01.2014 N 07АП-11324/13 указывается, что «антимонопольному органу недостаточно установить, что заказчиком, действующем в рамках Закона N 223-ФЗ, выбран товар определенного производителя, а необходимо также установить направленность его действий на ограничение конкуренции». А в постановлении Семнадцатого ААС от 01.03.2013 N 17АП-1205/13 суд также указал, что «доводы заявителя о направленности его действий на получение качественной продукции, соответствующей целям его деятельности, антимонопольным органом не проверены».
Тем не менее принять окончательное решение о наличии или отсутствии ограничения конкуренции при установлении тех или иных требований к участникам закупки или поставляемым ими товарам, выполняемым ими работам, оказываемым ими услугам, и, соответственно, требования представления тех или иных документов, подтверждающих соответствие этим требованиям, в любой отдельно взятой ситуации может только суд исходя из конкретных обстоятельств.
ГАРАНТ.РУ: www.garant.ru/consult/gpurchase/556739/#ixzz4fvTc5tqK
Нами были приложены копии дипломов 3 сотрудников (инженер летчик). Предметом запроса предложений является поставка товаров (кондиционеров) а не выполнения каких либо работ Правомерно ли поступил заказчик? И стоит ли подавать в ФАС?
Андрей
Андрей, добрый день! А в конкурсной документации данные требования были вообще? Насколько понимаю не смотря на их спорность требования заказчика Вы выполнили, безусловно стоит обжаловать в УФАС. Сам 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ содержит мало конкретики, в основном декларативные общие требования, детали проведения закупок определяются Положением о закупках. В жалобе ссылайтесь в том числе на нарушением заказчиком положений ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
5. Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Здравствуйте, Андрей!
Если предметом запроса предложений являлась именно поставка товаров, а не выполнения каких-либо работ, то полагаю, что, несмотря на то, что Закон №223-ФЗ не содержит исчерпывающего перечня требований, которые заказчик может предъявить участнику закупки, то в любом случае должны соблюдаться принципы закупки, установленные законом.
На мой взгляд, в данном случае был нарушен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), поскольку при поставке товаров (а не работ, услуг) не может иметь какое-то значение наличие квалифицированных специалистов, необходимых для выполнения работ. (к тому же формально Вы требование выполнили)
Так что можно пожаловаться в ФАС со ссылкой на нарушение принципов 223-ФЗ, а также требований ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» о недопустимости при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
С Уважением, Олег Рябинин.
Дополню, что порядок направления и рассмотрения жалоб ФАСом в Вашем случае регламентирован статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности: