Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Отличается ли документооборот по публичной оферте?
Добрый день.
Я хотел бы продавать программное обеспечение прямо с сайта по договору публичной оферты.
Т.е. на сайте у меня есть:
1) Сам текст публичной оферты.
2) Ссылка на покупку.
3) Ссылка для скачивания копии программы.
Пользователь выбирает способ оплаты (безнал или электронные кошельки) и на почту получает ключ для активации программы.
Таким образом сделка заключена.
Вопрос по отражению этого процесса в бухгалтерских документах.
Обычно оформляется бумажный договор + счёт + акт, идет обмен сканами и дальнейший обмен по бумажной почте с подписанными экземплярами этих трех документов.
Вопрос:
Есть ли возможность хотябы частично избежать этого бумажного документооборота?
1) Какие документы я должен оставить у себя для бухгалтерии?
2) Какие документы я должен отправить клиенту в бумажном виде?
3) Есть ли возможность совсем не отправлять никаких документов и действовать только по электронной публичной оферте + счет. Корректно ли будет это для бухгалтерии и возможных налоговых проверок?
Есть ли возможность хотябы частично избежать этого бумажного документооборота?
Николай
Добрый день, Николай.
В данном случае Вы можете вообще не использовать бумажный документооборот, поскольку у Вас и так все документы оформлены в электронном виде, закон полноценно признает такой вид документооборота, главное, чтобы право пункты для электронный документооборот были прописаны в договоре-оферте.
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)ГК РФ Статья 434. Форма договора
1. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
2. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.
3. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
4. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, договор в письменной форме может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами договора.
Здравствуйте, Николай!
Я хотел бы продавать программное обеспечение прямо с сайта по договору публичной оферты.
Николай
Вполне приемлемый способ оформления сделки. Единственное — Вы пишите о «продаже» программного обеспечения. ПО принадлежит Вам? Вы являетесь его разработчиком/правообладателем? Тогда оно должно передаваться по лицензионному договору (также представленному на сайте в виде оферты). Согласно статье 1286 Гражданского кодекса РФ,
5. Лицензионный договор с пользователем о предоставлении ему простой
(неисключительной) лицензии на использование программы для ЭВМ или базы
данных может быть заключен в упрощенном порядке.
Лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, является договором присоединения, условия которого, в частности, могут быть изложены на приобретаемом экземпляре программы для ЭВМ или базы данных либо на упаковке такого экземпляра, а также в электронном виде (пункт 2 статьи 434).
Начало использования программы для ЭВМ или базы данных пользователем,
как оно определяется указанными условиями, означает его согласие на
заключение договора. В этом случае письменная форма договора считается
соблюденной.
Лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, является безвозмездным, если договором не предусмотрено иное.
Есть ли возможность хотябы частично избежать этого бумажного документооборота?
Николай
Здесь все будет напрямую зависеть от содержания Вашей оферты. «Бумажный» документооборот не является обязательным, как уже Вам указал коллега. Что касаемо актов — можно прописать в тексте оферты, что акты приема-передачи неисключительных прав в документообороте сторон не предусмотрены, датой согласия Лицензиата с тем, что неисключительные права переданы надлежащим образом в установленный срок является дата, наступившая по истечении определенного количества календарных дней с даты оплаты Лицензиатом вознаграждения Лицензиара. Рекомендую Вам для подготовки текста оферты обратиться к юристу, который учтет Вашу специфику работы и составит грамотный документ. С уважением, Татьяна.
Бумаги, как правило, нужны бухгалтерии покупателя для подтверждения расходов.
Например ООО "Парус" купило ПО по оферте.
Как они в этом случае будут отчитываться по расходам и списывать с налоговой базы, если у них нет бумажных документов?
Т.е. с юридической стороны вроде понятно: вывесил оферту, получил деньги на счет. Не понятно с бухгалтерской.
Я правообладатель, т.е. оферта будет лиц. договором и без НДС. Мои клюиенты - юр.лица и мне нужно сделать чтобы
1) Им было удобно и чтобы бухгалтерия не задавала вопросов.
2) Мне было удобно и не приходилось каждый раз подписывать документы с обоих сторон, высылать сканы, и т.д., т.к суммы сделки будут небольшими.
1) Им было удобно и чтобы бухгалтерия не задавала вопросов. 2) Мне было удобно и не приходилось каждый раз подписывать документы с обоих сторон, высылать сканы, и т.д., т.к суммы сделки будут небольшими.
Николай
Вполне достаточным будет предусмотреть в оферте только электронный документооборот. Чтобы удовлетворить обе стороны сделки, как вариант, если позволяет функционал сайта, вместе с отправкой ключа активации ПО по электронной почте можно отправлять автоматически сформированный акт приема-передачи неисключительных прав, содержащий размер вознаграждения, срок действия лицензии и т.п., на основании которого бухгалтерия клиента и будет осуществлять списание расходов (предварительно его распечатав). При этом, чтобы защитить Вашу сторону от неправомерных претензий со стороны лицензиата, в оферте можно будет отразить, что неполучение по истечение, к примеру, 10 дней с момента отправки ключа активации и акта мотивированного отказа от приема неисключительных прав, они считаются переданными надлежащим образом в полном объеме, в соответствии с условиями публичной оферты и принятыми лицензиатом. Это вполне приемлемая схема работы. Если в функционале сайта предусмотреть возможность самостоятельного оформления клиентом данных об их организации (ИП), включая основные реквизиты (ИНН, ОГРН, юридический и фактический адрес, наименование) и на основании них оформлять акт — сложностей в работе возникнуть не должно.
Если в оферте все прописано про электронный документооборот, то никаких проблем быть не должно и у бухгалтерии, хотя от бухгалтеров зависли, многие из них застряли в прошлом веке и без бумажки не готовы будут признать договор.
Хотя электронный документооборот прямо предусмотрен в ч.2 ст. 434 ГК РФ, можно на этот случай отправлять им мотивированное письмо с обоснованием со ссылками на закон и положения оферты.
Документы, распечатанные на принтере, подписанные и направленные сканом обратной стороне вполне подойдут.